Найти тему
Деревянные лошадки

Фанера над Парижем

Тут одно свидомое в материале о немецком авиамузее https://zen.yandex.ru/media/military_museum/kto-ih-bombil-i-kogo-oni-sbivali-berlinskaia-kollekciia-aviacii-5e21a48cddfef600aeb2c340 заявило: "Вы даже не представляете сколько они русфанер в дрова превратили", и ещё: "А большая часть авиации не долетела. От дождей фанера раскисла и крылья отвалились." Это оно о советской авиации в Великой Отечественной.

Бедный Йорик! Оно даже не подозревает, как широко и успешно дерево применялось в мировой авиации!

По сему - сделаю небольшой обзор летающей фанеры с Запада, так почитаемого скакуасами всех мастей.

Начну со своих любимцев - двухмоторных De Havilland.

"Гонки улучшают породу автомобилей" - так говорил Форд старший. К самолётам это тоже относится. По сему - гонка 1934 года, Милденхолл - Мельбурн. С первым призом - 15 000 фунтов. Бешеные, по тем временам, деньги! Фирма De Havilland объявила, что сделает самолёт за 5000 фунтов желающим. Желающих нашлось аж трое - супруги Моллисоны (оба - большие любители полетать, рекордов наустанавливать), автогонщик Бернард Рубин (хотел лететь в паре с Уолером, но заболел острогафрированным шлангитом, заменился на Катгарт-Джонса), и владелец отеля "Grosvenor House" в Лондоне, Эдвардс. Он предложил "покататься" Скотту и Кэмпбелл-Блэку.

Самолёт получил гордое имя "Comet" DH.88 и трёхлонжеронное крыло с фанерной обшивкой. Фюзеляж - тоже буратинистый - деревянный каркас, фанерная обшивка.

Конструкция Кометы.  Сплошные дрова! Иллюстрация кисти Хуберта Кэнса.
Конструкция Кометы. Сплошные дрова! Иллюстрация кисти Хуберта Кэнса.

Два движка Gipsy Six R, по 230 л. с. По большому счёту ероплан представлял цистерну с крыльями - на 2520 кг. взлётного веса 1119 л. бензина. Основные стойки шасси убирались "по полёту", механически. Привет И-16!

Сделали три самолёта - по количеству желающих. Стартовали. Есть даже пара не плохих фильмов про эту гонку. У Моллисонов, из-за плохого бензина, поломались двигатели, долетели только до Багдада. Самолёт Рубина пришёл на финиш четвёртым, преодолев дистанцию в 19 с лишним тысяч км с копейками за 100 часов. А вот третья Комета пришла первой, с результатом в почти 71 час. Без ЖПСов, мобильников, и прочей хрени!

Отчаянные люди!

Комета победителей - Скотта и Кэмпбелл-Блэка.  Восстановленный самолёт из коллекции Шаттлуорта.
Комета победителей - Скотта и Кэмпбелл-Блэка. Восстановленный самолёт из коллекции Шаттлуорта.

Все три Кометы активно использовались и после гонки. Моллисоны свою продали португальцам, и она летала в качестве почтовика до 37 года. Комету Рубина выкупили французы, для почтовых рейсов в Африке. Мало того, заказали у De Havilland ещё одну. Обе Кометы прослужили до 37 года.

Комету победителей выкупили британские ВВС. Потом перекупали частники. Теперь она - музейный экспонат с возможностью потарахтеть движками.

Продолжением двухмоторно - скоростной темы стал DH.98 Mosquito.

В конце 30-х Европа, не смотря ни на какие заверения, замирения и договоры (гусары, молчать про пакт!), готовилась к войне. И авиастроители De Havilland логично предположили, что алюминия - крылатого металла, на всех не хватит. А самолёты нужны! Значит - делаем из дерева, тем более опыт есть - та же Комета и, на минуточку, четырёхмоторный пассажирский Альбатрос. Руководство фирмы долго уламывало ВВС и министерство авиации, но заказ "выгрызли". Уже в 40-м. А в начале 41-го опытный экземпляр передали для испытаний ВВС.

Этот самолёт - шедевр буратиностроения! Больная фантазия инглезского "папы Карло" развернулась во всю ширь.

Крыло - двухлонжеронное, с работающей фанерной обшивкой. Лонжероны - коробчатые, с полками из канадской (чёрной) ели и фанерными стенками. Фанера - берёзовая. Обшивка крыла выклеивалась из бакелитовой березовой фанеры и крепилась к каркасу на клею с дополнительной фиксацией шурупами. Обшивка между лонжеронами выполнялась двухслойной, с еловыми стрингерами между слоями. Поверх, фанеры наклеивалось аэрополотно, которое грунтовалось, покрывалось несколькими слоями лака и тщательно вышкуривалось. Лючки окантовывались металлическими рамками и крепились на винтах.

-3

Фюзеляж собирался из двух половин, состыкованных в вертикальной плоскости. Поперечный набор фюзеляжа - семь шпангоутов из еловых планок, окантованных бакелитовой фанерой. Обшивка фюзеляжа - толстая, двухслойная фанерная, с еловыми стрингерами и бальзовым наполнителем в пустотах между ними. Прослойка исключала провалы фанеры между стрингерами и повышала прочность фюзеляжа на кручение и изгиб. После сборки весь фюзеляж оклеивался полотном, грунтовался и покрывался лаком.

Сборка и насыщение фюзеляжа Комарика. Фото с сайта http://alternathistory.com/tsveta-voennogo-neba-derevyannyj-soldat-velikobritanii/#.Yebe8BFHqBs.vk
Сборка и насыщение фюзеляжа Комарика. Фото с сайта http://alternathistory.com/tsveta-voennogo-neba-derevyannyj-soldat-velikobritanii/#.Yebe8BFHqBs.vk

Средняя секция крыла проходила сквозь фюзеляж и крепилась к нему на четырех мощных металлических узла. Для установки крыла нижняя часть фюзеляжа между вторым и третьим шпангоутами делалась съёмной. Входной люк в кабину экипажа вырезан справа, в передней нижней части фюзеляжа.

-5

Самолёт оснащался двумя движками Роллс-Ройс "Мерлин" 21, позже - 23, с нагнетателями. Взлётная мощность - 1280 л. с. у 21, и 1390 л. с. - у 23.

Экипаж - 2 человека - пилот и мастер-на-все-руки-штурман-бомбардир-радист-второй-пилот. Шасси с хвостовым колесом, основные стойки убирались в мотогондоллы гидравликой.

Максимальная скорость у поздних модификаций - 668 км/ч, дальность 2570 км.

Оборонительного вооружения Комарик не носил, за то мог поднять 908 кг бомб в ударном варианте, или стрельнуть восемью стволами (4 20 мм пушки и 4 пулемёта 7,7 мм) в варианте истребителя.

В бой Mosquito отправился в начале 42 г. Применялся как бомбардировщик, лидер и разведчик. Чуть позже в серию пошла истребительная модификация, к 44 году получившая локатор.

Были в послужном списке и специальные операции.

25 сентября 1942 четыре Mosquito отправились в Норвегию, бомбить здание гестапо в Осло. Что бы не засекли немецкие радары и истребители, шли на бреющем всю дорогу. С радарами - помогло, с истребителями - не очень. За 10 минут до Осло группа нарвалась на Фоккеров и потеряла один самолёт. Из сброшенных остальными самолётами 12 бомб, по различным данным, в здание гестапо попало от 4 до 7. Причём одна не взорвалась, а три пробили здание на сквозь и грохнули на улице. Погибло около 80 мирных жителей. Инглезы утверждали, что уничтожили архив норвежского гестапо со списками местного сопротивления.

Операция "Иерихон". 18 февраля 1944, с утра, 19 Mosquito в сопровождении группы Typhoon отправились бомбить тюрьму Амьена, во Франции. Там готовилась казнь подпольщиков и бритты решили помочь сбежать заключённым. Не смотря на плохую видимость в непогоде, группа вышла на цель и разбомбила тюремную стену. Сбежало 258 заключённых, 79 - подпольщики и "политически неблагонадёжные", остальные - просто уголовники. Этих отловили в течении двух суток, а политические скрылись, благодаря подготовленному транспорту, документам и укрытиям. От бомб погибло порядка 50 охранников и около сотни заключённых. Потери авиации - 3 Mosquito и 2 Typhoon.

Такие действия инглезы называли "picpoint raids" - точечные удары. Начиная с 44 г. проводились довольно регулярно, с переменным успехом. Бывали и явные ошибки, типа рейда в Копенгаген в марте 45-го, но об этом не буду.

Ну, и в завершении темы бриттобуратин - Шершень. DH.103 Hornet. Самый элегантный поршневой истребитель.

-6

В De Havilland решили убрать всё лишнее с Mosquito, в том числе и второго пилота. Фюзеляж обжали по максимуму (в смысле - до мимнимума). Уболтали двигателистов Роллс-Ройса переделать движки - навесное оборудование перенесли за блок цилиндров, в аэродинамическую тень, за счёт чего обжали мотогондоллы. Первый и второй движки получили вращение в разные стороны, что здорово снизило реактивный момент и облегчило управление. Отказались от бомбоотсека.

Конструкция фюзеляжа осталась прежней - проверенный бутерброд из фанеры и бальзы с еловым усилением. А вот крыло сделали иначе - обшивка осталась фанерной, но в наборе появился дюраль. Это позволило уменьшить вес и объём конструкции.

Вооружение - 4 20 мм пушки плюс 908 кг на внешней подвеске под крылом.

Максимальная скорость -больше 750 км/ч, дальность - больше 4000 км.

В войска самолёт начал поступать в конце 44-го и на фронт не успел.

-7
-8

Сняли с вооружения Шершня в середине 50-х - на смену пришли реактивные самолёты.

Ещё раз повторю - все три перечисленных самолёта - деревянные! Все три успешно летали, а Mosquito активно и успешно воевал.

Продолжение про немецких и американских буратин будет.

За сим - откланяюсь.

Информация и фото - из открытых источников в интернете.