Тут одно свидомое в материале о немецком авиамузее https://zen.yandex.ru/media/military_museum/kto-ih-bombil-i-kogo-oni-sbivali-berlinskaia-kollekciia-aviacii-5e21a48cddfef600aeb2c340 заявило: "Вы даже не представляете сколько они русфанер в дрова превратили", и ещё: "А большая часть авиации не долетела. От дождей фанера раскисла и крылья отвалились." Это оно о советской авиации в Великой Отечественной.
Бедный Йорик! Оно даже не подозревает, как широко и успешно дерево применялось в мировой авиации!
По сему - сделаю небольшой обзор летающей фанеры с Запада, так почитаемого скакуасами всех мастей.
Начну со своих любимцев - двухмоторных De Havilland.
"Гонки улучшают породу автомобилей" - так говорил Форд старший. К самолётам это тоже относится. По сему - гонка 1934 года, Милденхолл - Мельбурн. С первым призом - 15 000 фунтов. Бешеные, по тем временам, деньги! Фирма De Havilland объявила, что сделает самолёт за 5000 фунтов желающим. Желающих нашлось аж трое - супруги Моллисоны (оба - большие любители полетать, рекордов наустанавливать), автогонщик Бернард Рубин (хотел лететь в паре с Уолером, но заболел острогафрированным шлангитом, заменился на Катгарт-Джонса), и владелец отеля "Grosvenor House" в Лондоне, Эдвардс. Он предложил "покататься" Скотту и Кэмпбелл-Блэку.
Самолёт получил гордое имя "Comet" DH.88 и трёхлонжеронное крыло с фанерной обшивкой. Фюзеляж - тоже буратинистый - деревянный каркас, фанерная обшивка.
Два движка Gipsy Six R, по 230 л. с. По большому счёту ероплан представлял цистерну с крыльями - на 2520 кг. взлётного веса 1119 л. бензина. Основные стойки шасси убирались "по полёту", механически. Привет И-16!
Сделали три самолёта - по количеству желающих. Стартовали. Есть даже пара не плохих фильмов про эту гонку. У Моллисонов, из-за плохого бензина, поломались двигатели, долетели только до Багдада. Самолёт Рубина пришёл на финиш четвёртым, преодолев дистанцию в 19 с лишним тысяч км с копейками за 100 часов. А вот третья Комета пришла первой, с результатом в почти 71 час. Без ЖПСов, мобильников, и прочей хрени!
Отчаянные люди!
Все три Кометы активно использовались и после гонки. Моллисоны свою продали португальцам, и она летала в качестве почтовика до 37 года. Комету Рубина выкупили французы, для почтовых рейсов в Африке. Мало того, заказали у De Havilland ещё одну. Обе Кометы прослужили до 37 года.
Комету победителей выкупили британские ВВС. Потом перекупали частники. Теперь она - музейный экспонат с возможностью потарахтеть движками.
Продолжением двухмоторно - скоростной темы стал DH.98 Mosquito.
В конце 30-х Европа, не смотря ни на какие заверения, замирения и договоры (гусары, молчать про пакт!), готовилась к войне. И авиастроители De Havilland логично предположили, что алюминия - крылатого металла, на всех не хватит. А самолёты нужны! Значит - делаем из дерева, тем более опыт есть - та же Комета и, на минуточку, четырёхмоторный пассажирский Альбатрос. Руководство фирмы долго уламывало ВВС и министерство авиации, но заказ "выгрызли". Уже в 40-м. А в начале 41-го опытный экземпляр передали для испытаний ВВС.
Этот самолёт - шедевр буратиностроения! Больная фантазия инглезского "папы Карло" развернулась во всю ширь.
Крыло - двухлонжеронное, с работающей фанерной обшивкой. Лонжероны - коробчатые, с полками из канадской (чёрной) ели и фанерными стенками. Фанера - берёзовая. Обшивка крыла выклеивалась из бакелитовой березовой фанеры и крепилась к каркасу на клею с дополнительной фиксацией шурупами. Обшивка между лонжеронами выполнялась двухслойной, с еловыми стрингерами между слоями. Поверх, фанеры наклеивалось аэрополотно, которое грунтовалось, покрывалось несколькими слоями лака и тщательно вышкуривалось. Лючки окантовывались металлическими рамками и крепились на винтах.
Фюзеляж собирался из двух половин, состыкованных в вертикальной плоскости. Поперечный набор фюзеляжа - семь шпангоутов из еловых планок, окантованных бакелитовой фанерой. Обшивка фюзеляжа - толстая, двухслойная фанерная, с еловыми стрингерами и бальзовым наполнителем в пустотах между ними. Прослойка исключала провалы фанеры между стрингерами и повышала прочность фюзеляжа на кручение и изгиб. После сборки весь фюзеляж оклеивался полотном, грунтовался и покрывался лаком.
Средняя секция крыла проходила сквозь фюзеляж и крепилась к нему на четырех мощных металлических узла. Для установки крыла нижняя часть фюзеляжа между вторым и третьим шпангоутами делалась съёмной. Входной люк в кабину экипажа вырезан справа, в передней нижней части фюзеляжа.
Самолёт оснащался двумя движками Роллс-Ройс "Мерлин" 21, позже - 23, с нагнетателями. Взлётная мощность - 1280 л. с. у 21, и 1390 л. с. - у 23.
Экипаж - 2 человека - пилот и мастер-на-все-руки-штурман-бомбардир-радист-второй-пилот. Шасси с хвостовым колесом, основные стойки убирались в мотогондоллы гидравликой.
Максимальная скорость у поздних модификаций - 668 км/ч, дальность 2570 км.
Оборонительного вооружения Комарик не носил, за то мог поднять 908 кг бомб в ударном варианте, или стрельнуть восемью стволами (4 20 мм пушки и 4 пулемёта 7,7 мм) в варианте истребителя.
В бой Mosquito отправился в начале 42 г. Применялся как бомбардировщик, лидер и разведчик. Чуть позже в серию пошла истребительная модификация, к 44 году получившая локатор.
Были в послужном списке и специальные операции.
25 сентября 1942 четыре Mosquito отправились в Норвегию, бомбить здание гестапо в Осло. Что бы не засекли немецкие радары и истребители, шли на бреющем всю дорогу. С радарами - помогло, с истребителями - не очень. За 10 минут до Осло группа нарвалась на Фоккеров и потеряла один самолёт. Из сброшенных остальными самолётами 12 бомб, по различным данным, в здание гестапо попало от 4 до 7. Причём одна не взорвалась, а три пробили здание на сквозь и грохнули на улице. Погибло около 80 мирных жителей. Инглезы утверждали, что уничтожили архив норвежского гестапо со списками местного сопротивления.
Операция "Иерихон". 18 февраля 1944, с утра, 19 Mosquito в сопровождении группы Typhoon отправились бомбить тюрьму Амьена, во Франции. Там готовилась казнь подпольщиков и бритты решили помочь сбежать заключённым. Не смотря на плохую видимость в непогоде, группа вышла на цель и разбомбила тюремную стену. Сбежало 258 заключённых, 79 - подпольщики и "политически неблагонадёжные", остальные - просто уголовники. Этих отловили в течении двух суток, а политические скрылись, благодаря подготовленному транспорту, документам и укрытиям. От бомб погибло порядка 50 охранников и около сотни заключённых. Потери авиации - 3 Mosquito и 2 Typhoon.
Такие действия инглезы называли "picpoint raids" - точечные удары. Начиная с 44 г. проводились довольно регулярно, с переменным успехом. Бывали и явные ошибки, типа рейда в Копенгаген в марте 45-го, но об этом не буду.
Ну, и в завершении темы бриттобуратин - Шершень. DH.103 Hornet. Самый элегантный поршневой истребитель.
В De Havilland решили убрать всё лишнее с Mosquito, в том числе и второго пилота. Фюзеляж обжали по максимуму (в смысле - до мимнимума). Уболтали двигателистов Роллс-Ройса переделать движки - навесное оборудование перенесли за блок цилиндров, в аэродинамическую тень, за счёт чего обжали мотогондоллы. Первый и второй движки получили вращение в разные стороны, что здорово снизило реактивный момент и облегчило управление. Отказались от бомбоотсека.
Конструкция фюзеляжа осталась прежней - проверенный бутерброд из фанеры и бальзы с еловым усилением. А вот крыло сделали иначе - обшивка осталась фанерной, но в наборе появился дюраль. Это позволило уменьшить вес и объём конструкции.
Вооружение - 4 20 мм пушки плюс 908 кг на внешней подвеске под крылом.
Максимальная скорость -больше 750 км/ч, дальность - больше 4000 км.
В войска самолёт начал поступать в конце 44-го и на фронт не успел.
Сняли с вооружения Шершня в середине 50-х - на смену пришли реактивные самолёты.
Ещё раз повторю - все три перечисленных самолёта - деревянные! Все три успешно летали, а Mosquito активно и успешно воевал.
Продолжение про немецких и американских буратин будет.
За сим - откланяюсь.
Информация и фото - из открытых источников в интернете.