Словосочетание «доктор наук» ассоциируется с пожилым, умудренным опытом и обеленным сединами ученым. Однако этот стереотип в корне рушится, когда вы знакомитесь с Азатом Идиатулловым - молодым ульяновским ученым-этнографом и антропологом.
В свои 33 он уже почти год имеет степень доктора исторических наук и состоит в должности профессора кафедры географии и экологии УлГПУ.
Сказочная наука
- Мне еще в детстве нравилось что-то изучать, наблюдать, хотя бы просто за погодой. Это все началось в седьмом-восьмом классе. И на практике активно осуществлялось во время летних каникул, когда я уезжал в село Новые Тимерсяны Цильнинского района, - рассказывает Азат Идиатуллов. - И когда я в 2003 году поступил в университет, то сразу подавал себя как потенциального исследователя.
Исследовал и изучал в итоге будущий профессор в разных направлениях. На первую научную статью, опубликованную в 2006 году в одном из московских научных сборников, Азата подвиг преподаватель по ботанике Николай Раков. Над дипломной работой трудился под руководством преподавателя по физической географии Нины Коротиной - она была посвящена рельефообразованию Заволжского района. А кандидатскую диссертацию уже писал по этнографической теме. Ученый говорит, что во многом обратить внимание на этнографию его подтолкнула научный руководитель Любовь Шабалина. Потому что сначала он долго сомневался, браться ли за это направление. Но в итоге решился. К тому же были для этого и другие предпосылки, опять же, из детства.
- Новые Тимерсяны - это татарское село. Гостя у бабушки, я часто слышал от нее разные легенды, сказки. Все это был очень богатый фольклорный материал. И мне уже тогда все это было интересно.
Так бабушкины сказки и настойчивость научного руководителя помогли родиться новому ученому-этнографу.
Дружный регион
- Тема моей кандидатской звучала так: «Религиозный синкретизм татар-мишарей Ульяновской области». Религиозный синкретизм - это смешение разных культов, обрядов и других религиозных элементов, - объясняет Азат Идиатуллов.
Он вспоминает, что кандидатскую написать было намного проще, чем потом докторскую. Потому что будущего кандидата наук наставляет и поддерживает научный руководитель. Опять же, незадолго до этого другой ульяновский этнограф, Дмитрий Русин, написал научную работу на похожую тему, но только про русских. Так что между защитой диплома и степенью кандидата исторических наук прошло всего два года. А вот до докторской степени пришлось идти целых девять лет. И путь этот был непростой.
- Докторская требует гораздо больше сил, и здесь многое зависит от трудолюбия и терпения исследователя, - говорит Азат Идиатуллов. - Важна и помощь научного консультанта. В моем случае это был доктор исторических наук Леонид Таймасов.
Докторская диссертация Азата была тоже посвящена религиозному синкретизму, но только уже касалась вообще мусульман-суннитов Среднего Поволжья и Приуралья. То есть в первую очередь татар и башкир. А этнография - наука хоть и гуманитарная, но совсем не библиотечная. По словам Азата, ему пришлось изрядно поездить по другим регионам, собирая и изучая материал на местах. В итоге материала хватило и для того, чтобы в апреле прошлого года защититься на степень доктора, и для того, чтобы дать некоторые предупреждения будущим этнографам.
- Мы все знаем, что Ульяновская область - очень многонациональный регион. И для этнографа это огромный плюс. Мы можем заниматься изучением самых разных народов, их культур, традиций, опять же, смешений и переплетений всех этих культур, - рассказывает Азат Идиатуллов.
Все это переплетение дает уникальный пример дружбы народов и взаимной толерантности. Ведь согласитесь, у нас очень редко можно услышать резкие выражения по поводу других национальностей. И это, по словам Азата, для ульяновца вообще и для этнографа в частности может стать подвохом.
- Мы думаем, что так в России везде. Но, к сожалению, нет. Где-то люди вполне допускают резкие высказывания на национальные темы. Например, в центральных регионах России такой «прививки» межнациональной толерантности, какая есть у нас, практически нет. Поэтому, если наш этнограф отправится работать за пределы области, пусть будет к этому готов, - предупреждает Азат Идиатуллов.
Границ нет
Докторская степень - это фактически вершина для ученого. Но, по словам Азата, не означает, что он теперь перестал изучать и исследовать.
- Я не работал над диссертацией для того, чтобы потом ходить и просто гордиться тем, что я доктор исторических наук. Нет, любая ученая степень - результат работы, исследований, которые проводил ты и, может быть, даже был первым, кто за это взялся. Чтобы проделать эту работу, в человеке должен жить некий задор, дух приключений. И из меня он еще не ушел, - рассказывает профессор.
Но куда же теперь поведет ученого этот дух приключений? Азат Идиатуллов говорит, что вариантов много. Если брать изучение религиозного синкретизма, то здесь вообще безграничный простор.
- Можно изучать практически любой из народов Ульяновской области. Или, если мы берем именно ислам, то расширить географию на всю Россию, или даже на республики бывшего СССР, - говорит ученый.
Еще один из возможных планов - написать научно-популярный труд на эту тему на понятном простому читателю языке. Благо, у Азата Идиатуллова есть опыт написания и художественной литературы, и чисто научной.
Ну и еще одна цель - взрастить новых этнографов в Ульяновской области, а может быть, и создать целую этнографическую школу. Потому что как-то слишком мало ученых этого направления для региона, где переплелись в один тесный клубок десятки народов.
ФАКТ
Тема докторской диссертации Азата Идиатуллова звучит следующим образом: «Динамика религиозного синкретизма суннитов Среднего Поволжья и Приуралья в XX - начале XXI века».
Игорь УЛИТИН
Фото Игоря УЛИТИНА