Ни один уважающий себя путешественник никогда не пустится в путь без багажа, что и понятно, ведь дорога непредсказуема и в ней может произойти всё, что угодно и чтобы не оказаться в тяжёлой ситуации, под рукой всегда должно быть всё необходимое, но размещение багажа тоже создаёт определённые трудности, ведь он должен быть надёжно защищен от сырости, тряски, зноя, холода, быть всегда под рукой и в то же время - не мешать человеку в пути. Одними из первых проблему перевозки багажа на дальние расстояния решили монголы, широко применившие для этого торбы - заплечные сумки цилиндрической формы, в истории возникновения которых куда больше вопросов, чем ответов.
Несмотря на то, что слово "торба" - тюркского происхождения, судя по всему, они не были её изобретателями, до сих пор непонятно даже, что за предмет тюрки изначально называли этим именем. Кочевники называли торбами небольшие мешки цилиндрической формы с пришитыми лямками для заплечной носки и закрывающимися на завязывающийся шнур (при случае такой цилиндр в горизонтальном положении можно приторочить к седлу), в то же время в славянских землях так называли разновидность туеса - жёсткую цилиндрическую коробку из бересты, носившуюся или за плечами, или через плечо. Из этого следует, что конструкция торбы имеет единое происхождение, но кто у кого её заимствовал - тюрки у славян или славяне у тюрок - неясно до сих пор.
Торба была прекрасно приспособлена к длительным путешествиям как пешком, так и верхом. Положив туда багаж в неограниченном количестве, путешественник мог смело отправляться в дальнюю дорогу, не боясь, что с его грузом что-то случиться. Именно это качество и взяли на вооружение монголы, когда двинулись в завоевательные походы. Сам Чингисхан повелел личным своим приказом иметь всем воинам с собой торбу с гречихой ёмкостью в 2,5 котла (18 кг) для корма лошадей, благодаря чему ни монголы, ни их лошади никогда не знали ни голода, ни устали, а способ кормления монголами лошадей путём надевания торбы на храп (нижнюю часть морды) переняли русские, в результате чего торба получила ещё одно назначение - мешок для кормления лошадей.
Перенятая русскими торба монгольского образца тут же стала символом достатка, что и понятно: владелец такой сумки был, как правило. в постоянных разъездах, что выдавало в нём воина и купца - людей, у которых всегда было чем поживиться. Торба в средневековье была такой же желанной добычей для вора, как сейчас - барсетка, что родило в воровской среде новую касту - торбохватов, базарных воров и жуликов. Торба и сейчас является определённым символом достатка, правда, желанной добычей вора быть перестала - с новыми временами появились и новые объекты для воровства.