Найти в Дзене

Инсульт.Восстановление речи.Автоматизация звуков. Урок 22 - Автоматизация звука Т

Оглавление

Тема: Автоматизация звука Т.

Цели:

1. Познакомить с упражнениями для автоматизации звука Т.

2. Развивать навыки устной речи.

Оборудование:

ручка, тетрадь, стакан с водой, надувной шарик.

Ход:

I. Дыхательная гимнастика

Дыхание – важная функция организма человека. от насыщения крови кислородом зависит здоровье всех органов. В этом курсе будем постепенно осваивать упражнения, развивающие правильное дыхание. Первое упражнение – самое простое. Вспомним детство. Возьмём стакан воды и пластиковую трубочку. Опускаем трубочку в стакан, набираем в грудь воздуха и постепенно выдыхаем его так, чтобы появились пузыри. Выдыхать нужно медленно. Темп регулирует каждый сам. Чем на большее время хватит набранного воздуха, тем лучше. Но ставить себе цель держать поток, как можно дольше, не надо.

Повторить 5-6 раз. Для первого занятия этого будет достаточно.

Второе упражнение – надуваем шарик. Надувать можно мячик.

II. Гимнастика для мускулатуры лица

- Крепко сжать губы и вытянуть их бантиком. Из этого положения, не разжимая губ, растянуть их в напряжённую улыбку. Затем вернуться в положении с вытянутыми губами. Задержавшись в таком положении, втянуть щёки.

- Вытяните шею вперёд, как будто собираетесь сделать воздушный поцелуй. Мышцы напрягите. Приложите к губам указательный и средний пальцы. Сквозь них выдувайте воздух.

III. Артикуляционная гимнастика

Звуки Т и Д – парные. Поэтому артикуляционная гимнастика будет одинаковой.

· Упражнения для нижней челюсти: открывать рот с сопротивлением, имитировать жевание.

· Упражнения для губ и щек: имитировать полоскание зубов (надуть губы); надувать верхнюю, затем нижнюю губу; производить фыркающие движения губ (фырканье лошади).

Упражнения для языка.

1.Индюк. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед - назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала делать медленные движения, потом ускорить темп и добавить голос, пока не послышится «бл-бл» (как индюк).

2.Лошадка. Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

3.Маляр. Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед - назад.

4.Барабан. Улыбнуться, приоткрыть рот (достаточно широко), поставить язычок за верхние зубы, стучать языком по небу за верхними зубами со звуком «Д-Д-Д». Стучать языком 7 – 15 секунд (на весь выдох).

5.Комар. Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить язычок за верхние зубы и сказать звук ЗЗЗ (получится звук, средний между З и Ж).

IV. Разминка

1.Произносим попеременно звуки Д -Т – Д – Т. Важно уловить разницу с звонкости и глухости.

2. Произносить с ускорением цепочки слияний: да-да-да-да-да, та-та-та-та-та, ду-ду-ду-ду-ду, ту-ту-ту-ту-ту, ду-ду-ду-ду-ду, ту-ту-ту-ту-ту, ди-ди-ди-ди-ди, де-де-де-де-де, дя-дя-дя-дя-дя.

3. Медленно и чётко произносим сочетания: тра, тво, тку, тле, тьма, тьфу, ат, ут, от, ять.

4. Медленно и чётко произносим слова на увеличение количества звуков: тень, тина, катер, тишина, акробат, акустика, авторитет.

5. Тренировка в произношении звука т в начале, середине и конце слова. Произносить медленно и чётко: тик, точка, трос, мат, болт, крот, театр, ответ, титул.

V. Работа с чистоговорками

То—то—то — тёплое пальто.

От-от-от — толстый, рыжий кот.

Ат-ат-ат — нужно есть салат.

Та—та—та — просто красота!

Ет-ет-ет — дам тебе совет.

Те—те—те — чайник на плите.

Ут-ут-ут — выбирай лоскут.

Ту—ту—ту — выключай плиту.

Ту—ту—ту — корма дай коту.

Ит-ит-ит — в океане кит!

Ти—ти—ти — лучше не найти!

Та-та-та – у нас дома чистота.
Ты-ты-ты – сметану съели все коты.
Ту-ту-ту – молоко налью коту.
Ти-ти-ти – съели кашу мы почти.
Тё-тё-тё – отложили мы шитьё.
То-то-то –поиграли мы в лото.
Ать-ать-ать – мы пойдем с тобой гулять.
Ат-ат-ат – берем с собой самокат.

VI. Работа со скороговорками

Ткет ткач ткани на платки Тане.

От топота копыт пыль по полю летит.

Тридцать три вагона в ряд
Тараторят, тарахтят.

Три сороки, три трещотки
Потеряли по три щетки.

Сидел тетерев на дереве,
а тетерка с тетеревами на ветке.

Только Таня утром встанет.
Танцевать Танюшу тянет.
Что тут долго объяснять?
Таня любит танцевать.

VII. Развитие речи

Беседа с соседом.

Представьте, что вы встретили соседа. Какие вопросы вы ему зададите? Произнесите их чётко вслух. Произносите их столько раз, пока произношение не получится чётким. Подумайте, какие вопросы может задать сосед. Как вы на них ответите.

- Как дела?

- Как здоровье?

- Чем занимаешься?

-Что смотрел вчера вечером по телевизору?

- О чём говорили в новостях?

Попробуйте работать с диктофоном, чтобы слышать своё произношение.

Итог:

  • Спросите больного, с кем из соседей он хотел бы поговорить.

Предыдущий урок: https://dzen.ru/profile/editor/id/5b2c16eca68e5400a964f9ee/5e543fdc5c1f4e2533320392/edit

Следующий урок: https://dzen.ru/a/XljiwC46eyTRaZdH

Видео урок можно посмотреть по ссылке:

Уважаемые посетители. Если материал был вам полезен поставьте лайк и подпишитесь на канал. Это даст вам возможность заниматься удалённо и получать необходимые консультации. Каналы с большим количеством подписчиков чаще демонстрируются в ленте. Это позволит большему количеству людей увидеть уроки. Поделитесь ссылкой в социальных сетях. Возможно, эти уроки помогут кому-то ещё. Если у вас появились вопросы или пожелания, оставляйте их в комментариях.