Новое государство Тупака Амару II должно было стать государством индейцев. Но оно открывало двери и для других народов, ставших в этом великом восстании угнетенных на сторону индейцев. И таких неиндейцев в восстании Тупака Амару II участвовало немало. Сам, как мы бы сказали, председатель правительства зарождающегося свободного государства Тупака Амару II — Фелипе Бермудес — был креолом из Куско.
Борьбу Сверкающей змеи поддержали также многие испанские и креольские католические священники. И, конечно, в индейском войске сражались американские негры. И петлю на шею ненавистного тинтайского губернатора надел перуанский негр.
Устройство нового государства индейцев
Итак, казнью Антонио де Арриаги Тупак Амару II начал свою борьбу. В тот же день он приступил — уже открыто — к созданию нового социально справедливого индейского государства. Во главе зарождающегося государства встал «министерский совет» из пяти человек.
Вся южноамериканская территория, на огромных просторах которой вскоре не осталось ни одного колониального солдата, была затем, в соответствии с традиционным устройством, поделена на ряд «провинций» — областей, править которыми стали губернаторы и областные индейские правительства — испанцы называли их хунта привада.
Губернатор провинции назначал с ведома Тупака Амару II командиров (полководцев) индейских войск своей территории, а также служащих нового государственного аппарата — так называемых писарей. В отдельных индейских деревнях распоряжались местные вожди или индейские старосты.
Главой государства был «инка» — Тупак Амару II.
В манифесте, который испанцы нашли позднее в бумагах тунгасукского касика, — Тупак Амару II именуется Доном Хосе, божьею милостью инкой, королем Перу, Санта-Фе, Кито, Чили, Буэнос-Айреса и других территорий. Из этого манифеста следовало также, что территория нового индейского государства должна была включать всю область Южной Америки за исключением сегодняшней Венесуэлы и восточной части Бразилии, управляемой тогда португальцами.
Освободительное движение Тупака Амару II
Второй освобожденной провинцией Перу стала провинция Киспиканчи. Ее губернатор Фернандо Рабрера сумел вовремя скрыться. Тупак Амару II в столице провинции Кикихана, взятой им 12 ноября того же года, опять захватил казну и еще товары, которые губернатор на основе репартимиенто хотел насильно продать своим индейцам. Эти товары Тупак Амару II раздал потом бедным индейцам в Кикихане.
На обратном пути из Кикиханы индейцы заняли текстильную фабрику, где они вынуждены были раньше бесплатно трудиться на производстве сукна. Другую такую мануфактуру повстанцы захватили в деревне Паракипо.
Им досталось большое количество шерстяных и хлопчатобумажных тканей. Тупак Амару II получил также огнестрельное оружие, с помощью которого владельцы фабрики стерегли своих индейских трудящихся. И здесь, в Пара- кипо, Тупак Амару II отдал всю свою добычу местным беднякам. Для нужд своей армии он оставил только огнестрельное оружие.
В других местах Тупак Амару II захватывал усадьбы испанских помещиков, предоставлял полукрепостным сельскохозяйственным рабочим свободу и всегда оставлял им часть имущества их бывших хозяев. Действия и успехи этого справедливого вождя ежедневно приводили к нему все новых и новых индейцев.
За какую-то неделю число воинов увеличилось в десять раз. Когда Тупак Амару II отправился из Тунгасуки в свою первую экспедицию в провинцию Киспиканчи, у него было 700 человек. Поход был успешным. Однако воины хотели сражаться дальше. А Тупак Амару II не торопился. Он занимался планами строительства государства, писал письма своим союзникам в Америке, готовил многочисленные прокламации.
Ответные меры испанцев
Во время войны каждый день дорог. Жена инка, прозорливая и решительная Микаэла Бастидас, настойчиво советовала как можно скорее выступить против Куско. Для андских индейцев Куско был главным символом потерянной ими свободы. И взятие Куско было бы, собственно, победой каждого из коренных жителей Анд. Микаэла советовала также, чтобы именно в Куско Тупак Амару II устроил коронацию.
Тупак Амару II колебался. Вместо Куско он предпринял еще несколько освободительных экспедиций в другие части Перу. Немедленно наступать на Куско советовали многие другие сподвижники касика.
Этого наступления боялись и колониальные власти в Куско. Губернатор Вальдес создал специальный военньш совет, который должен был мобилизовать все силы для обороны города. Вальдес решил опередить индейцев и направить против них, непосредственно на собственную территорию Тупак Амару II, большую карательную экспедицию под командованием Тибурция Ланды, губернатора провинции Таукар-Тамбо.
Эта экспедиция должна была истребить всех восставших до последнего, пока к армии Тупака Амару II не успели подойти другие индейские отряды, которые, как было известно испанцам, формировались теперь на территории всего горного Перу.
Напуганные до смерти испанцы, а также часть местных креолов, даже внесли на вооружение карательной экспедиции Ланды значительную часть своих личных сбережений. .
На деньги из государственной казны и на частные средства Тибурсио Ланде удалось создать значительное воинское подразделение. Его возглавил испанский капитан Кабрерой, изгнанный губернатором провинции Киспиканчи. Он и направился на территорию Тупака Амару II.
К заходу солнца 17 ноября испанцы благополучно добрались до крупнейшей деревни Тупака Амару II — Сангарара.
Но о приходе колониальных войск в Сангарара вездесущие разведчики сообщили своему командиру. И главная часть индейской армии, которая в это время находилась примерно в 40 километрах от Сангарара, в течение ночи подошла к деревне. Индейцы неслышно спустились с гор, окружили местный костел — главный штаб Ланды, другие здания, где расположились испанские солдаты, а затем обратились к их командиру с предложением сдаться.
Командир отказался. Ответил он отказом и на второй призыв к капитуляции. Тогда начался бой. Его исход был ужасным. В сообщении, которое сохранилось и в котором описываются судьбы части войска Ланды, говорится, что из всего испанского отряда после боя без увечья остались лишь два человека.
В сангарарском сражении погибли и сам командир карательной экспедиции капитан Ланда, и его заместитель. Священника экспедиции, пережившего бой и плененного индейцами, Тупак Амару II отпустил. Другому священнику, возглавлявшему сангарарский приход, вождь восставших подарил даже двести песо за убытки, которые причинили его храму испанцы, превратившие его в свой главный штаб.
Кусканскому епископу, однако, именно это «осквернение храма» послужило предлогом отлучить от церкви некоторых индейских революционных вождей и, естественно, прежде всего — самого Тупака Амару II.
Ошибка Тупак Амару II
Сражение в Сангарара, в котором Тупак Амару II уничтожил, собственно, все испанские силы в этой части Перуанского вице-королевства, открыли новому инке двери в город, являвшийся резиденцией его предшественников,— в Куско.
Именно тогда, как представляется, Тупак Амару II допустил свою самую большую военную и политическую ошибку. Вместо того, чтобы триумфально войти в город и торжественно провозгласить возвращение власти в руки коренного населения, он вернулся в свою безопасную горную резиденцию Тунгасуку.
Оттуда Тупак Амару II предпринял новую длительную освободительную экспедицию в южные области Перу. Правда, и этот поход был для нового инки поистине триумфальным. В конце ноября он перешел горную гряду Вилканота, потом вступил на территорию индейцев аймара и, в конце концов, дошел до легендарного озера Титикака на границе с сегодняшней Боливией.
И везде здешние индейцы — кечуа, аймара и Уру — приветствовали его как своего освободителя, как спасителя, прихода которого ждали целых двести пятьдесят лет. И везде к его армии присоединялись все новые и новые воины.
Провинции испанской Америки, населенные индейцами, восставали одна за другой, и, наконец, великое восстание охватило двадцать четыре южноамериканских провинции уже не только в сегодняшнем Перу, но и в сегодняшней Боливии. К восстанию теперь присоединились и индейцы, населяющие сегодня Аргентину (восстание здесь разгорелось на территории между городами Жужуй и Мендоса); индейцы взбунтовались также в вице-королевстве Новая Гренада (сегодняшняя Колумбия) и даже в отдаленной среднеамериканской Панаме.
Пока Тупак Амару II и его войско освобождали одну южноамериканскую провинцию за другой, испанцы спешили укрепить Куско. Из всех областей Перу, где власть еще была в их руках, стекались в бывшую столицу империи инков оружие и солдаты. Вице-король и его советники хорошо понимали, что на этот раз на карту поставлено все.