Найти в Дзене
Trader Expert

Человечество остаётся уязвимым в случае отсутствия плана экстренных мер против коронавируса Covid-19

Оглавление

25 февраля

Считается, что самая опасная фраза в инвестиционном мире – "на этот раз все иначе". Однако в свете эпидемии коронавируса воспринимать эту мудрость слишком буквально было бы неверно.

Разумеется, эпидемии стары как мир, а экономические страхи появились вместе с возникновением рынков. Однако в сложном и взаимосвязанном современном мире потенциальная пандемия выглядит явлением уникальным. Глобализация многократно усилила последствия локальных проблем, правительственные стимулы уже сейчас находятся на немыслимых в прошлом уровнях, а технологии – и к счастью, и к сожалению – значительно более развиты, чем во время последней настоящей глобальной пандемии.

-2

Эпидемия атипичной пневмонии (SARS) для заболевших была опаснее, чем коронавирус, однако сравнивать вспышку Covid-19 с ней некорректно, поскольку с SARS человечеству удалось справиться довольно быстро. В 1918 году произошла знаменитая пандемия "испанки", у которой процент летальных исходов был ниже, но масштабы были глобальными, но тогда еще почти не было авиаперелетов, массового рынка акций и сложных логистических сетей.

Однако многие на Уолл-стрит продолжают ссылаться на пример SARS – несмотря на растущие опасения, что вспышка коронавируса продлится дольше и получит более широкое распространение. Надежды на то, что ее удастся сдержать в пределах Китая, как и на то, что рост китайской экономики пострадает всего на пару процентных пунктов, а в следующем квартале резко восстановится, кажутся крайне оптимистичными.

В настоящий момент существует два основных варианта развития событий.

В рамках первого коронавирус удастся сдержать совместными титаническими усилиями китайских, южнокорейских, японских, итальянских, иранских и других медиков. Но это все равно приведет к многомесячным экономическим неурядицам.

Согласно второму более пугающему сценарию, коронавирус распространится по всему миру.

-3

У эпидемиологов попросту недостаточно данных, чтобы хотя бы просчитать вероятность таких сценариев, как считает Алессандро Веспиньяни, занимающийся прогнозированием инфекционных заболеваний в Северо-Восточном университете. Например, замедление роста числа заболевших в Китае может означать, что ситуация в этой стране улучшилась, однако возможно, что многие случаи еще не выявлены. Более того, неизвестно, что может случиться, когда Китай ослабит введенные им беспрецедентные защитные меры, включая карантин для более чем 60 млн человек.

Кроме того, доступная информация слишком фрагментарна, чтобы хотя бы примерно представить, насколько далеко распространился коронавирус. Утром в прошлую пятницу в Италии было лишь три подтвержденных случая коронавируса. Однако в понедельник их оказалось уже 229.

"Судьба этой эпидемии решится за следующие 7-10 дней", – полагает Веспиньяни.

Уже сейчас перебои в цепочке поставок из Китая, а теперь и из Южной Кореи, гораздо существеннее, чем считают многие. Причем, даже если вирус удастся сдержать, ситуация может ухудшиться. Производители стали крайне зависимы от поставок комплектующих, и зачастую у них нет запасов. Показателен пример автомобильной отрасли: даже когда китайские поставщики не способны передать лишь небольшие детали, сборочные заводы из разных стран могут быть вынуждены остановить работу. Согласно таможенным данным, экспорт автокомплектующих из Китая в прошлом году оценивался в 53 млрд долларов.

Пока что самые серьезные проблемы наблюдаются у ближайших соседей Китая – Южной Кореи и Японии. Hyundai и Nissan пришлось остановить заводы в своих странах. Другие, возможно, разбираются с проблемой, принося в жертву и так небольшую маржу. Глава британской компании Jaguar Land Rover на прошлой неделе в интервью Financial Times признался, что компания даже стала перевозить комплектующие из Китая в чемоданах авиасообщением.

Среди западных автопроизводителей больше всего от денежных потоков из Китая, пожалуй, зависит Volkswagen. В понедельник компания объявила, что большинство заводов ее совместных предприятий снова работает. Однако, как и следовало ожидать, Volkswagen предупредила, что столкнулась "с медленным возобновлением работы цепочки поставок и логистики". Подобные трудности могут сохраняться несколько месяцев.

Что будет, если эпидемия приобретет мировые масштабы? Хорошо это или плохо, но в менее авторитарных государствах ввести карантин, подобный китайскому, будет сложно, а реакция отдельных людей будет иметь определенные последствия. Если люди начнут делать запасы, перестанут выходить на работу и начнут избегать скоплений народа, это может навредить сфере обслуживания, но больше всего пострадают потребительские компании, в том числе ретейлеры, туристические компании и сети ресторанов.

Любой из двух этих сценариев, а в особенности второй, может привести к усилению рыночных спадов и как минимум к местным рецессиям. Для смягчения воздействия последнего экономического кризиса власти применяли денежно-кредитные и налогово-бюджетные меры. В этот раз задача может оказаться сложнее. Мало того, что в США в даже в период наблюдающегося подъема дефицит бюджета достиг рекордных значений, а процентные ставки в мире близки к рекордным минимумам или достигли их, так стимулирование еще может не сработать так, как надо.

Инвесторам, надеющимся на план экстренных мер, возможно, придется смириться с тем, что такого плана просто нет.

Copyright (c) 2004 Dow Jones & Company, Inc.

Ставьте лайки и пишите комментарии!

Оформляйте подписку и Вы всегда будете в курсе главных событий в мировой экономике!

Заходите на сайт traderexpert.ru и выгодно инвестируйте!