Транскавказская автомагистраль – ее еще называют «дорогой жизни» – соединила разделенную Кавказским хребтом Осетию воедино. Рукский тоннель – главная транспортная артерия, которая пролегла под этим хребтом. Знаем ли мы сегодня, кто и как проложил этот путь? Кто были те самые храбрецы, перед которыми не устояли даже скалы?
Дом ученых ГМИ. Макет Транскама, а над ним – фотографии людей. Спустя несколько десятилетий здесь собрались те, кто прокладывал Рукский тоннель. Собрались, чтобы вспомнить своих товарищей и воскресить в памяти события тех лет. Но на встречу пришли всего пять человек – тяжелая работа подорвала здоровье шахтеров. Из россыпи портретов на стене сегодня в живых остались единицы. Они отдали Транскаму свою молодость, свое здоровье.
Рукский тоннель имел стратегическое значение. Поэтому были серьезные силы, которые препятствовали строительству этого важного объекта. В те годы над его созданием работала грузинская организация «Тбилтоннельметрострой». Работа продвигалась очень медленно. Для создания транспортного тоннеля, по правилам, предварительно необходимо прокладывать разведывательно-вентиляционную штольню. Без нее не выстроить главный тоннель.
В 1972 году управление «Севосетинавтодор» возглавил Борис Теблоев, который имел большой опыт в строительстве автомобильных дорог, тоннелей. Когда первый секретарь Северо-Осетинского обкома КПСС Билар Кабалоев поставил перед ним непростую задачу проложить вспомогательный тоннель, Борис Теблоев подошел к этому делу со всей ответственностью. «Севосетинавтодор» отобрал лучших проходчиков из своего подразделения для штурма разведывательно-вентиляционной штольни. «Сломать хребту хребет!» – эти слова Билара Кабалоева стали главной целью данного отряда. Первые же результаты потрясли всех.
Лев Ильич Кабисов работал в те годы начальником тоннельно-строительного управления. Он вспоминает:
- Мы начали проходить вспомогательный тоннель с сечением 25 квадратных метров. Работа началась в феврале 1979 года. С 10 февраля по 1 марта мы прошли 120 метров. Грузинская организация, когда поняла, что мы не шутим, тоже увеличила скорость работы. Правда, у них сечение было 120 квадратов, а мы проходили тоннель с сечением 25 квадратов. У них заинтересованности не было в сбойке этого тоннеля. Они не хотели, чтобы Южная и Северная Осетии напрямую соединились.
Скорость проходки у тоннельщиков из «Севосетинавтодора» превзошла все ожидания. Они опередили коллективы всех подразделений Транскама и подошли к сбойке. Условия работы были невыносимо тяжелые, а подчас и опасные. Эта штольня брала на себя весь удар грунтовых вод. Вода выбивалась из всех трещин забоев и при пробуривании шпуров начинала бить фонтаном, а со сводов лилось как из ведра. Шахтера-проходчика Казбека Теблоева однажды отбросило в сторону напором подземных вод:
- Шпуром бурить легко было, а вот обратно его доставать непросто – вдвоем, втроем вытаскивали, потому что такая порода была: шпур забивался. Однажды бурю, и вдруг мой перфоратор вылетел из рук. Там сечение коронки было 40 мм, но давление подземных вод было настолько сильным, что и меня, и инструмент буквально отбросило в сторону. Из шпура начал бить фонтан высотой где-то 15 метров.
Все проходчики в один голос вспоминают: был подъем патриотических настроений. Приходили даже ребята, которые были готовы работать бесплатно, находились и те, кто шел туда ради хорошей зарплаты. Однако большинство людей долго не выдерживали таких нагрузок. В этой штольне остались самые крепкие проходчики, которые отличались силой воли, ведь без нее совладать со стихией было невозможно. Люди рисковали своими жизнями.
Перед глазами Льва Кабисова до сих пор стоит картина, как его товарищи попали под лавину:
- Помню, как в очередной раз мы взорвали забой. После взрыва нужно было подождать, пока тоннель проветрится. На это время мы выходили из забоя. Впереди шли четыре человека, а мы следом за ними, и в это время пошла лавина. Она накрыла наших ребят. Это хорошо, что мы шли позади и быстренько их выкопали.
Бурение, взрыв, погрузка и снова бурение. Тяжелый труд, тяжелые условия. Жили в 4-хместных вагончиках, работали вахтовым способом по 15 дней. В каждой смене две бригады, каждая работала по 12 часов.
- Мы там фактически не спали. Я постоянно в забое бывал – выйду, отдохну немножко, а потом опять захожу. Другого варианта не было, – вспоминает Лев Кабисов
Он работал начальником тоннельно-строительного управления. Его отряды строили мосты, расширяли дороги, проходили тоннели. Однако работа именно на Рукском перевале ему запомнилась особенно ярко:
- Условия у нас были тяжелые. Между прочим, при устройстве на работу проходчикам обещали квартиры, машины. Ну, машин несколько штук в конце все же дали, а квартиры, насколько мне известно, так никто и не получил.
Молодые ребята, они не жалели сил и здоровья – ведь руководство республики пообещало хорошее вознаграждение. Проходчики свое слово сдержали – тоннель проложили, но, к сожалению, чиновники обещаний не выполнили. Юрий Джусоев с горечью вспоминает те дни:
- Когда устраивался на эту работу – я отказался от инвалидности. У меня на ВТЭК было направление – черепно-мозговая травма была, а я когда услышал, что машины легковые, денежные премии государственные дадут – решил отказаться от пенсии, от трудовых увечий. Мне еще врач невропатолог говорила: не отказывайся, на старости лет еще вспомнишь меня! Вот так я сейчас и вспоминаю. Зря!
Дело, которое сделали эти скромные люди, – бесценно. Ведь, неизвестно, как бы сложилась судьба нашего народа по южную сторону хребта, если бы не эта дорога жизни…
Лев Кабисов не может без волнения проезжать по Рукскому тоннелю. В памяти всплывают воспоминания, в которых молодые отчаянные ребята, не зная сна и отдыха, вгрызаются в Кавказский хребет:
- Вообще интересно: для любого человека – это обычный тоннель, но когда я там проезжаю – сразу погружаюсь в воспоминания… Очень приятно бывает.
Руководители прошлого не нашли возможности по достоинству оценить труд этих людей. Ни квартир, ни машин, ни званий, ни даже мемориальной доски у въезда в тоннель… словно и не было этого отряда. Единственная награда, которую получили эти люди – осознание, что именно их руками проложена дорога жизни.
Елена ГОБОЗОВА