Данная статья характеризует Романовскую эпоху развития Южного берега Крыма, как элитного курорта с того момента, когда Ливадия стала «царской». Описываемые события имели место на рубеже веков: конец XIX начало XX веков. В контексте статьи анализируется появление ряда объектов, а также значительные улучшения и преобразования Южного берега, которые появились благодаря, тем событиям, которые имели место быть в личной жизни императорской фамилии Романовых.
Тема моего исследования касается первопричин появления некоторых объектов на Южном берегу Крыма, без которых мы не можем представить себе его сегодняшний облик. Своё исследование о появлении таких значимых, «ключевых» объектов, как Ливадийский дворец, набережная и порт Ялты, формирование Южного берега Крыма не только как лечебно-оздоровительного курорта, но и элитного, а также самого города Ялта, мы обязаны, в первую очередь семье Романовых.
Для Южного берега Крыма август 1861 г. имел большое значение, императорская чета приехала на отдых в Ливадию. Не задолго до этого, в 1860 г. Император Александр II, приобрёл Ливадию у наследников графа Л. С. Потоцкого, которую именным указом передал в собственность своей жены, Марии Александровне: «Купленное...недвижимое в Крыму имение Ливадия со всеми строениями и принадлежностями...,предоставляя в дар Любезнейшей супруге Моей Государыне Императрице Марии Александровне, повелеваю Департаменту Уделов зачислить это имение в собственность Ея Императорского Величества» [7, с. 95].
Императрица страдала чахоткой, и доктора настоятельно рекомендовали ей целебный крымский воздух. В связи с тем, что Ливадия стала «царской», то был заказан проект перестройки Ливадийского имения у придворного архитектора И. А. Монигетти. Когда в Ливадии были выстроены Большой и Малый дворцы, разбит парк, императорская семья стала регулярно посещать Южный берег Крыма.
Сама Мария Александровна приезжала на отдых в Крым «...почти каждый год ранней весной или осенью. За нею и сопровождавшим её императором тянулась к югу их огромная свита и великие князья» [5, с. 32]. В Ливадийском парке, где по тропинкам любила гулять императрица доктор Боткин С. П. рекомендовал высадить хвойные деревья, воздух наполнявшийся фитонцидами помогал справиться с чахоткой.
Именно целебный воздух Южного берега Крыма, который представляет собой уникальный коктейль из фитонцидов, горного воздуха и морского бриза, привлёк интерес императорской семьи, а вместе с ними богатые дворянские фамилии, купцов и предпринимателей. «Представители знати считали признаком «высшего тона» отдыхать в Крыму в то время, когда там отдыхал царь. От князей и баронов старались не отставать крупные капиталисты и купцы» [5, с. 33]. В Ялте, к приезду императорской семьи в 1861 г. построили телеграфную станцию, устроили бульвар возле набережной, отремонтировали дорогу в Ливадию.
Статус уездного города Ялта получила в 1837 г. при императоре Николае I, а по личной инициативе Императора Александра II Ялта смогла расширить свою площадь, благодаря новому плану города, утверждённому в 1872 г. Его жена, Мария Александровна, распорядилась проложить дорогу на водопад Учан-су, которая продолжалась до вершины яйлы [8, с. 201].
Итак, устройство императорского имения в Ливадии послужило хорошим толчком для дальнейшего развития Ялты как курортного города. Как написано выше, вслед за императорской семьёй на Южный берег устремились богатейшие фамилии царской России, пребывание которых на Южном берегу сделали Ялту элитным курортом и обеспечили приток капитала.
Сегодня, Южный берег Крыма, Ялта и Ливадия традиционно являются местом отдыха, оздоровления и туризма. А вот традиция принимать иностранных гостей в Ливадийском дворце берёт свои истоки со времён Александра II, когда он в 1867 г. встречал делегацию туристов из США.
В контексте сегодняшних «натянутых» отношений между Россией и США, будет интересно вспомнить приём Александром II в Ливадийском дворце делегацию американских туристов, в числе которых был всем известный американский писатель, на тот момент начинающий молодой журналист Сэмюэль Клеменс, он же Марк Твен.
Основным объектом для посещения американцами был выбран Севастополь, который лежал в руинах после долгой 349-дневной осады. После Крымской войны Севастополь называли не иначе как «Русская Троя». На это время приходится пик посещения Севастополя иностранными туристами. Закончив осмотр Севастополя американцы выехали в Одессу, где получили приглашение посетить царскую Ливадию, и встретиться с императором Александром II. Приглашение было принято, и в августе 1867 г. состоялась встреча американских путешественников и Александра II. На тот момент в России пало крепостничество 19 февраля 1861 г., а в Америке победа в войне Севера и Юга оказалась на стороне северян, противников рабовладельческого строя. Александр II в знак солидарности с Авраамом Линкольном в 1863 г. «направил военные корабли двух российских флотилий» [7, с. 102] к берегам Америки.
Сэмюэль Клеменс, готовясь к встрече с императором, написал приветственное письмо в адрес Александра II, вот некоторые строки:
«Ваше императорское Величество! Мы, горсточка частных граждан Америки, путешествующих единственно ради собственного удовольствия, скромно, как и приличествует людям, не занимающим никакого официального положения, <...>. Нас немного числом, но наш голос - голос нации в целом. ...Америка многим обязана России. Она является должником России во многих отношениях, и в особенности за неизменную дружбу в годы её великих испытаний.
С упованием молим Бога, чтобы эта дружба продолжалась и на будущие времена. Ни на минуту не сомневаемся, что благодарность России и её государю живёт, и будет жить в сердцах американцев. Только безумный может предположить, что Америка когда-либо нарушит верность этой дружбе предумышленно несправедливым словом или поступком. Ялта, Россия, 25 августа 1867 года» [7, с. 102].
Александр II лично показывал и рассказывал обо всех уголках Ливадии и о Южном береге Крыма в целом, после гости отправились в Ореанду. Закончилось посещение Южного берега Крыма американскими туристами салютом.
Послание Сэмюэля Клеменса к русскому императору в сегодняшних реалиях выглядит едва ли не фантастическим. А если и говорить о давности событий описанных выше, то стоит вспомнить Крымскую (Ялтинская) конференцию, которая состоялась в Ливадийском дворце 4-11 февраля 1945 г. Соединёнными Штатами Америки и Великобританией Россия была признана великой державой, а вклад её народа в освобождение мира от «фашистской заразы» решающим. Жаль, что сегодня среди американских политиков много «безумных», которые предумышленно переписывают историю, стараясь обличить Россию, как агрессора стремящегося к мировому тотальному господству.
В то время, когда император Александр II находился в Ливадии, тогда и центр политической жизни перемещался на Южный берег Крыма. Отдых царских особ был всегда сопряжён с работой, и Ливадийский дворец становился местом приёма многих высокопоставленных особ, переговоров и принятия важных международных решений.
После восстания в Герцеговине против турецких властей, которое предшествовало русско-турецкой войне 1877-1878 гг., Южный берег Крыма стал играть решающую роль в политической жизни страны. Именно из Ливадии «...Александр II руководил переговорами в Константинополе российского посла в Турции генерал-адъютанта Н. П. Игнатьева. В Ливадию на встречу с императором приезжали английский и румынский послы, представители многочисленных славянских комитетов, и здесь же Александр II проводил важнейшие совещания с канцлером князем А. М. Горчаковым» [4, с. 93 - 95]. Когда стало ясно, что прямого столкновения не избежать, Александр II осенью 1876 г. в Ливадии принимает решение о мобилизации некоторых частей русской армии, следом был ультиматум турецкой стороне, если последняя не прекратит военную агрессию против Сербии, то Россия оставляет за собой право прекратить дипломатические отношения с турецкой стороной. Как мы знаем из истории, русско-турецкая война была кровопролитной, успех не всегда сопутствовал русской армии, особенно на первых этапах. В тяжёлых боях были взяты Шипкинский перевал и крепость Плевна, а 19 февраля 1878 г. в Сан-Стефано был подписан мирный договор по которому Россия возвращала ранее утраченные права на земли и города по Парижскому договору 1856 г. Вместе с тем славянские народы получали независимость от Турции.
«Как напоминание о войне за освобождение Болгарии от османского ига в Ливадии до сих пор стоит мраморная колонна, привезённая сюда из крепости Рущук на Дунае» [4, с. 97].
Во время царствования Александра Александровича (сына Александра II), были приобретены Массандра и Ай-Даниль у Воронцова С. М. и Ореанда у великого князя Дмитрия Константиновича. Приобретение этих имений императором явилось ключевым фактором для развития Южного берега, в первую очередь инфраструктуры и связи. Появилась канализация, телефон, освещение и новые участки дорог.
В контексте данной темы приведу пример «Когда крейсер «Орёл», на котором Александр III и Мария Фёдоровна с детьми и свитой, подошёл к Ялте, в море разыгрался такой сильный шторм, что к кораблю не смогли подойти катера для перевозки людей» [4, с. 57]. Только утром императорская семь смогла спуститься на берег. Сделав выводы из случившегося с ним, Александр III отдал приказ построить новый каменный мол. Благодаря строительству порта Ялта стала доступной круглый год, а поток туристов и товаров вырос.
Пример больной чахоткой Марии Александровны, матери императора Александра III и бабушки Николая II, не единственный случай, когда перенесённая болезнь одним из членов императорской семьи, стала поводом улучшить условия жизни на Южном берегу Крыма для всего населения.
В начале 1901 г. император Николай II заболел тифом, врачи всерьёз опасались за его жизнь. Императорской семье пришлось остаться в Крыму на зиму. Когда болезнь отступила и Николай II смог приступить к работе, то он «...распорядился принять решительные меры по оздоровлению Южного берега Крыма. Была создана специальная комиссия по благоустройству Ялты. В новых, прилегающих к Ливадии районах была устроена канализация и водопровод, установлен более жёсткий надзор за санитарным состоянием Ялты» [8, с. 204].
Особым явлением на Южном берегу Крыма явился автомобиль. Моду на автомобильные прогулки в Крыму завёл Николай II. Увлечение императора автомобилями появилось после поездки в Германию. До этой поездки, император был весьма категоричен, по отношению к автомобилям: «Пока я живу в Ливадии, автомобили не должны появляться в Крыму» [5, с.185]. В последствии в Ливадии автопарк Николая II насчитывал 25 машин. Благодаря увлечению императора автомобильными прогулками в Крыму строили новые дороги, ремонтировали и расширяли старые. Так для автомобильных прогулок по Крыму в 1913 г. построили новую дорогу, соединившую Массандру и предгорье Чатырдага, эта дорога получила название Романовское шоссе.
При Николай II, как и предыдущих Романовых Южный берег Крыма, в частности Ливадийский дворец, был не только местом отдыха с семьёй, но и как резиденция для встреч с иностранными послами и дипломатами, с целью решения важных политических вопросов. В своей летней резиденции император принимал турецких послов, делегации из Тибета, Монголии, Японии, Сиама и т.д. А в 1898 г. в Ливадийском дворце прошла встреча императора Николая II с министрами иностранных дел, финансов и военных ведомств. Во время этих встреч в Ливадии были сформулированы основные тезисы, которые стали основой встречи в Гааге (1899 г.). Конференция была созвана по инициативе Николая II и была посвящена важной теме разоружения и поддержания мира в Европе.
Нельзя не согласиться с Андреем Витальевичем Мальгиным, который, на мой взгляд дал правильную оценку инициативе Николая II: «Несмотря на то, что основные мирные инициативы России были отвергнуты большинством европейских государств, Гаагская конференция стала важным фактором на пути продвижения Европы к идее европейского общества» [8, с. 207].
Во время Крымской (Ялтинской) конференции Южный берег Крыма стал центром политической жизни мирового масштаба. Ливадийский дворец в очередной раз явился площадкой для международных встреч и приёма иностранных делегаций, здесь встретились лидеры трёх великих держав СССР, США, Великобритании. Именно на Южном берегу Крыма решалась судьба послевоенного миропорядка, закладывались принципы создания ООН, и основы сотрудничества, а также распределения сфер влияния СССР, США, Великобритании.
В контексте выше изложенного можно сделать вывод, что развитие Южного берега Крыма зачастую было связано с личными перипетиями в жизни императорской фамилии. Так, оценив потенциал Южного берега как оздоровительного курорта было положено развитие «царской» Ливадии, Ялты как города, Массандры, Ореанды, Алупки, Симеиза, Фороса, Гурзуфа. Благодаря личной инициативе семьи Романовых и их приближённых, по обустройству Южного берега Крыма, мы можем сегодня любоваться памятниками архитектуры и садово-паркового творчества. Наша задача сегодня, в первую очередь, сохранить наследие Романовской эпохи от варварского посягательства временщиков, так как время берёт своё, многие постройки и парки находятся в запустении, или что ещё хуже, за заборами в частной собственности. На мой взгляд, только правильный, культурный и бережный подход к вопросу сохранения памятников истории Южного берега Крыма, поможет сохранить наследие Романовской эпохи.
Использованные источники и литература
1.Дюбуа де Монпере, Фредерик. Путешествие по Кавказу, к черкесам и абхазам, в Грузию, Армению и Крым. В 6 томах. - Париж, 1843. Т.5,6. - Симферполь: Бизнес-Информации, 2009. - 328 с ., цв.вкл.
2.Захарова О.Ю. Светлейший князь М.С.Воронцов. – Симферополь: Бизнес-информ,2015. - 320 с., цв. илл.
3.Исторя Крыма. - М.: ОЛМА Медиа групп, 2015. - 464 с.
4.Калинин Н.Н., Земляниченко М.А. Романовы и Крым. "у нас у всех осталась тоска по Крыму...". - Симферполь: Бизнес-Информации, 2014. - 320 с., с илл.
5.Кашук Л. А. Сумароковы-Эльстоны, Юсуповы и Крым. - Симферополь: Бизнес-Информ, 2014. - 256 с., цв. вкл.
6. Книга для чтения по истории Крыма./ Под ред. Храпунова И. Н. - Симферополь: ЧП "Предприятие Феникс", 2010. - 328 с., ил.
7. Литвинова Е.М. Царская семья в Крыму. - Симферполь: ООО "Рубин-Плюс", "Амазонка-Крым", 2014. - 480 с., илл.
8. Мальгин А. В. Русская Ривьера. - Симферополь: СОНАТ, 2004. - 352 с. с илл.