Первый рассказ цикла Лабух здесь.
За свою жизнь я много раз слышал похвальбу людей, купивших пианино: «Я вчера купил прямо с ленинградской фабрики музыкальных инструментов». Если этот человек знал, что я имел отношение к музыке, то начинал настойчиво требовать моей реакции. Мне никогда не хотелось омрачать радость людей потративших свои сбережения на это барахло, и поэтому я старался уйти от ответа.
Но если меня «доставали», то я невинным образом спрашивал, а зачем человек купил это самое пианино. Удивленный «Приобретатель» обычно говорил: «Как это зачем? Чтобы играть на нем!!!». Дальше диалог был довольно краток:
- А какие музыкальные произведения ты собираешься играть?
- Да любые!
- Для любых произведений этот инструмент не годится.
- А для каких годится?
- Ну, гаммы можно играть, можно исполнить «Жили у Бабуси два веселых гуся» и, в общем-то, это всё.
Обычно «Приобретатель» обижался. Нечего обижаться, ведь видишь, что человек ничего хорошего сказать не собирается, так и нечего приставать.
«Откуда я все это знаю?» и «Где все это написано?». Вот этого к сожалению не могу сказать. С детства я жил в семье, где все имели отношение к музыке. В нашей комнате стоял рояль «Ibah&Zoon» (Ибах и сын). У нас в гостях бывали разные музыканты, которые с удовольствием говорили на эти темы. Не могу сказать, что эти разговоры были мне мальчику интересны. Но я присутствовал при этих разговорах, и они сформировали во мне систему понятий, которая сидит во мне до сих пор.
Я всегда с огромным интересом рассматривал механизм рояля. Там очень много специальных молоточков, которые ремешками связанны с клавишами, там есть дека с чугунной рамой и струнами, а на чугунной раме золотые вензеля. Самой большой хитростью, определяющей звучание рояля, является изготовление деки.
Дека – это огромная плоская доска, которую изготавливают из нескольких досок, склеивая их ребра. На деку намертво крепится чугунная рама со струнами. Как скрипичная дека, так и рояльная покрывается лаком. Собственно звуковая волна, возбужденная колебанием струны, вызывает в деке резонанс, который усиливает звук струны.
А теперь для юных любителей акустики. Представьте себе, сколько клавиш у рояля (черненьких и беленьких), а надо построить резонирующую доску с таким же количеством частных резонансов, сколько клавиш у рояля. Задача весьма непростая.
Если у Вас дома стоит механизм, который называется «Лира» или «Октябрь», то не поленитесь, и по очереди нажмите каждую нотку стокатто. Вы услышите, что при одинаковом ударе некоторые нотки будут звучать дольше, а некоторые короче и у всех у них будет неодинаковый тембр. (Считается, что аппарат был настроен и был исправен).
Если у Вас есть такая возможность, повторите этот опыт с роялем старых заслуженных фирм. Не обязательно быть музыкантом, чтобы услышать резонанс деки на каждой нотке. Надо сказать, что рояли и, второй эшелон, пианино в те времена никогда не делали универсальными.
Например, Рояль фирмы Мюллер имеет необыкновенно резкую атаку и звенящий звук. Пассаж на таком рояле всегда слышится как серия отдельных ноток. Звук такого рояля легко наполняет большой зал. Этот рояль использовали для того, чтобы озвучивать танцы. На танцах с Мюллером никто не может конкурировать.
Если Вы любите помузицировать в ансамбле, то для Вас подойдет рояль Шидмауэр или Ибах, а если Вы планируете аккомпанировать голосу в приличном зале, то придется раскошелиться и купить рояль Стенвей.
Если Вы романтически настроенный человек, и готовы ночи напролет играть себе - любимому или своей любимой. Да так, чтобы проснувшиеся соседи не стучали вам гаечным ключом по трубе отопления, то Вам придется купить рояль Блютнер. И самое последнее, если Вам хочется выступать перед большой аудиторией, где звук рояля как раз и является основным, то надо поднакопить денег и купить рояль Беккер.
Почему я не удостаиваю вниманием такую форму фортепьяно, как пианино? Дело в том, что пианино имеет меньшую деку, чем рояль. На алтарь компактности изначально положено качество звука. Хотя старые фирмы умели даже пианино делать приемлемого качества, но тембровая окраска менялась у всех фирм и резонировали с декой не все звуки.
Я намеренно не говорю о пианино «Лира», «Октябрь», «Красный Октябрь» и т.д. Эти изделия скорее можно отнести к категории механизмов издающих звуки, но не к Фортепьяно. Если уже говорить о фортепьяно, то нельзя не упомянуть о клавесине и клавикордах.
Клавесин, устроен практически так, же как рояль, то есть на каждую нотку своя струна, но это щипковый инструмент. Соответственно модуляции звука, как у домбры, и музыкант не может влиять на окраску и громкость звука. В фортепьяно по струне стучит молоточек, сила удара которого зависит от музыканта. Соединение слов Форте + пьяно (громко + тихо) фактически отражает преимущество перед клавесином. Но самым интересным, но мой взгляд был доклавсинный инструмент, который назывался клавикорды.
Клавикорды состоят из струн, один конец которых заглушен. С клавишей связана бронзовая тангента (цилиндрик такой), которая ударяет по струне и заставляет звучать ее не заглушенную часть. Рука музыканта, таким образом, все время связана со струной и музыкант после удара, может надавливать на тангенту и ослаблять это давление, создавая низкочастотную модуляцию. Я с первого раза влюбился в звучание клавикордов. Хотя этот инструмент не может соперничать с роялем в громкости, но по богатству красок он решительно превосходит рояль.
Сейчас новый век и, казалось бы, то, о чем я написал, никого не интересует, но это не так. Недавно я купил клавишный синтезатор фирмы Роланд и, с удивлением обнаружил в нем не один не два, а целых семь роялей, здесь были и Стенвей и Блютнер и Мюллер и даже дребезжащий, расстроенный кабацкий рояль. Видимо палитру инструмента создавали хорошие музыканты, которые, понимают старые ценности. Уважаю таких людей.
Уважаемые читатели ЗДЕСЬ, Вы можете скачать все байки целиком, в том числе еще и не выложенные в оригинальном варианте и без Дзен цензуры.
Спасибо, что дочитали до конца. Подписывайтесь на мой канал, и если Вам понравились байки, то ставьте «лайки».
С уважением, Лолейт А.Т.
Читайте предыдущий рассказ " Лабух. 18. Как я приставал к лауреату конкурса скрипачей" здесь.
Читайте следующий рассказ "Лабух. 20. Что значит лабать кабак?" здесь.
Об авторе баек читайте здесь.