Найти в Дзене
Игорь Орлов

Духовно благодатное состояние души

Можно легко ошибиться, принимая за духовно благодатное то состояние души, которое таковым не является. А каково оно и отчего происходит?

Духовно благодатное состояние души, как говорит о нем преп. Макарий Великий, рождается не усилиями самого человека, а даруется Богом, благодатью Духа Святаго.

преп. Макарий Великий
преп. Макарий Великий

Святой замечает, что такое состояние не постоянно, его невозможно произвольно вызывать и удерживать в душе. Бог открывает его человеку эпизодами, чтобы показать, к чему надо приходить и в каком состоянии пребывать в духовно правильной жизни.

Это не естественное, не психологическое, состояние души, замечает другой святой подвижник - святитель Феофан Затворник - не эмоциональная эйфория или возбуждение.

святитель Феофан Затворник
святитель Феофан Затворник

Но человек, за счет правильной духовной жизни, может чаще в нем пребывать. И к этому стоит стремиться.

Авва Дорофей говорит большее: надо оставлять любое дело, если оно грозит потерей внутреннего благодатного духовного мира души. Если происходит потеря, то благодатно ли само такое дело?

преп. авва Дорофей
преп. авва Дорофей

Святитель Игнатий Брянчанинов подчеркивал, что в духовном мире есть неприметная опасность многих заблуждений и мнимо духовных состояний. Причина проста: ошибочное, возвышенно преувеличенное мнение о себе, других людях, человечестве в целом в системе отношений людей с Богом.

святитель Игнатий Брянчанинов
святитель Игнатий Брянчанинов

Правильное духовное состояние души - состояние спокойное, тихой радости, без эйфории, сна души, изнеженности души комфортом. Средств духовной жизни для обретения этого немало: и правильная молитва, и разумный пост, и Святые Таинства, и внимающее чтение святых. Но ключевым пунктом без которого оно не возможно является личное смирение.

Смирение можно уподобить волшебной кнопке устройства передачи данных. Когда она включена, человек соединен с миром Божьим и другими людьми. Наподобие, как происходит соединение в мобильных сетях. Когда выключена, человек совершает действия в условиях отсутствия связи с Богом, ограниченные действия.

Смирение, в психологическом плане, не является ни унижением, ни издевательством над самим собой, ни мазохизмом, ни пришибленностью, ни задавленностью личности.

Если имеется что-то из этого, то, как замечает игумен Петр Мещеренинов, мы имеем дело с ошибочным смирением, искаженным, ложным.

Смирение, как подчеркивает игумен - есть правдивое знание о себе, своих отношениях с Богом, миром и другими людьми.

Игумен Петр Мещеренинов, Даниловское подворье
Игумен Петр Мещеренинов, Даниловское подворье

Одна часть правды такова: да, я и другие люди - несовершенны, страстны, слабы в добродетелях, лживы, ненадежны.

"Всякий человек (я и другой) - ложь"

"В каждом человеке, даже самом совершенном - как говорил св. Макарий Великий - есть что-то лукавое и горделивое"

"Если есть повышенное самолюбие (а это есть в каждом) - говорит Феофан Затворник - то оно притягивает с собой все другие страсти".

Вторая часть правды, большая, заключается в том, что Бог Милостив к людям и дарит человеку гораздо большее, чем тот заслуживает.

Правильный вариант из этой истории не совсем таков:

"Спасибо, Боже, за халяву и Твою щедрость".

И постоянно Его за это благодарить с надеждой на Его большую щедрость.

Другой вариант более продуктивен:

"Боже, помоги мне быть лучше и жить в согласии с Тобой".

Не надменности над другими ради, не презрения других, а чтобы чаще быть в благодатном духовном состоянии души, на связи с Богом. Ведь именно в таком состоянии души открывается иное, большее измерение жизни, новые возможности ее.

Понравилось - ставьте лайк, подписывайтесь на канал.

С добром и уважением к Вам,

Игорь Орлов