Найти тему

Российский рынок автобусов 2019. Первая дюжина

Согласно статистическим данным, собранным и обработанным аналитической компанией «Автостат инфо», продажи новых автобусов в нашей стране, точнее говоря, количество их регистраций в органах ГИБДД, после удручающего падения в первой половине минувшего года к его концу все же вышли в плюс, и весьма неплохой! Общее количество регистраций новых автобусов на территории России, без учета микроавтобусов, в 2019 году составило 13 963 против 13 274 годом ранее. Рост, как видим, вовсе не символический: для стагнирующей экономики 5,2% – весьма неплохой результат!

-2

Причем если рассматривать только автобусы зарубежного производства, то увеличение поставок составляет куда более внушительные 28%. Другое дело, что на фоне количества регистраций автобусов производства стран таможенного союза (12 278 ед., +2,7%), количество поставленных в страну автобусных иномарок пока не выглядит впечатляющим – 1685 ед. В подавляющем большинстве это или служебные, или туристические машины – на рынке городского общественного транспорта безраздельно главенствуют отечественные заводы.

-3

Уточним, что годовая статистика в этот раз к сожалению не включает результаты ГАЗа с его каркасно-панельными автобусами на шасси «Газель NEXT». Кроме того, в нее традиционно не входят и вахтовые автобусы, выпускаемые на шасси грузовиков повышенной проходимости самыми разными машиностроительными заводами. 

-4

Всего автобусных производителей, число зарегистрированных новых автобусов которых в ГИБДД по итогам 2019 года превысило хотя бы сотню, насчитывается 12. Посмотрим, кто из этой дюжины стал главной движущей силой роста рынка и кто наилучшим образом сумел воспользоваться увеличением спроса.

-5

1. Павловский автобусный завод (7864 ед., +6,9%). ПАЗ всегда в лидерах и всегда растет. И который уже раз растет быстрее рынка. Единственное, на что здесь следует обратить внимание – наконец-то доля классического ПАЗ-3205 (3480 ед., -3,4%) стала реально уменьшаться в пользу более современных моделей. В качестве главной его альтернативы выступает одноклассник ПАЗ-3204 (2669 ед., +8,4%). Здесь нужно уточнить, что под индексом ПАЗ-3204 на самом деле скрываются две машины: «Вектор» более ранней разработки и появившийся сравнительно недавно «Вектор NEXT». Причем оба – как в стандартной, так и в удлиненной модификациях.  На третьей позиции – удлиненный ПАЗ-4234 (1176 ед., +39,3%). Очень хорошо, практически троекратно прибавил ПАЗ-3206 (330 ед., +142,6%) – полноприводный вариант «ноль пятого». Единственным, чье количество регистраций в 2019 году сократилось, стал газовый ПАЗ-3203 (207 ед., -30,1%).

-6

2. Ликинский автобусный завод (1593 ед., -5,5%). Количество регистраций ЛиАЗов упали примерно на столько, на сколько выросло их общее количество регистраций. Правда, если рассматривать итог работы предприятия в денежном выражении, то оно скорее всего вышло в плюс. Потому что увеличились, причем почти двукратно, поставки наиболее дорогих сочлененных 18-метровых ЛиАЗ-6213 (459 ед. +93,7%), поставки низкопольных 12-метровых ЛиАЗ-5292 (715 ед., -0,6%) остались примерно на прежнем уровне, а сильнее всего сократились поставки устаревших высокопольников ЛиАЗ-5256 (68 ед., -85,7%). Выросло количество регистраций относящегося к среднему классу городских машин ЛиАЗ-4292 (239 ед., +39,8%) и 12-метрового полунизкопольного ЛиАЗ-5293 (88 ед., +166,7%).

-7

3. Нефтекамский автозавод (1404 ед., +30,7;). Поставки НЕФАЗа на внутренний рынок выросли почти на треть – еще один рывок, и завод обойдет своего главного конкурента из Ликино-Дулево. Правда, часть статистики регистраций техники нефтекамского производства приходится на вахтовые автобусы: трехосные 4208 (145 ед., -18,5%) и двухосные 4211 (39 ед., -52,4%) на камазовских полноприводных шасси. Но все же основные продажи заводу давно делают во многом унифицированные между собой городские, пригородные и междугородные автобусы большого класса семейства НЕФАЗ-5299/5297 (1218 ед., +51,9%). Совместный проект с Marcopolo по выпуску модели малого класса фактически остановился: в ГИБДД зарегистрированы всего 2 таких машины против 12 годом ранее.

-8

4. YUTONG (578 ед., +13,3%). Китайский автобусный производитель традиционно держится в лидерах среди иностранных поставщиков. В этом году весьма неплохой результат компании обеспечили большой туристический YUTONG 6119 (397 ед., -5,9%) и среднеразмерный туристический YUTONG 6899 (94 ед., +51,6%).

-9

5. Курганский автобусный завод (419 ед., +10%). Базу модельной линейки завода по-прежнему составляют разработанные еще в начале «нулевых» унифицированные между собой среднеразмерный КАВЗ-4235 (40 ед., -11,1%) и его удлиненная версия КАВЗ-4238 (313 ед., +6,1%). Но все увеличивающуюся роль играет принципиально новый городской 10-метровый автобус КАВЗ-4270 (66 ед., +61%).

-10

6. «ВОЛГАБАС» (395 ед., -31,8%). Российский «ВОЛГАБАС», в прошлом «Волжанин», к сожалению, не сумел воспользоваться ростом спроса на домашнем рынке: количество регистраций его автобусов в минувшем году упало почти на треть! К сожалению, сухая статистика не учитывает современную разбивку продукции «ВОЛГОБАСа» по принятым в компаниям названиям «Ситиритм», «Серпантин», «Марафон» и «Дельта». Поэтому единственное, что можно сказать: число регистраций 12-метровых городских машин (в данных проходят под индексом 52701) составило 316 ед. (-36,8%), междугородных под официальным индексом 5285 с колесной формулой 4х2 – 42 ед. (-46,8%), а городских 18-метровых под индексом 6271 (6х2, двигатель MAN) – 37 ед. (в 2018 году их регистрации не значатся).

-11

7. Минский автозавод (377 ед., -34,9%). Белорусский производитель в своих результатах на российском рынке в 2019 году оказался весьма схож с компанией «ВОЛГАБАС» – у обоих очень близкое снижение поставок и очень близкий итоговый результат. Причем сокращение количества регистраций коснулось фактически всех самых востребованных моделей Минского автозавода: городского низкопольника большого класса МАЗ-203 (46 ед., -79,5%) и среднеразмерного городского МАЗ-206/226 (178 ед., -31,3%). В плюсе – только городской 12-метровый МАЗ-103 (126 ед., +63,6%), относящийся к предыдущему поколению минских автобусов.

-12

8. HIGER (255 ед, +18,6%). Второй по количеству регистраций в российском ГИБДД китайский производитель в плане роста поставок оказался даже успешнее опережающего его YUTONG. Как и у любого другого автобусного поставщика из Поднебесной, главная ударная сила HIGER на нашем рынке – туристические модели, коих в России представлено несколько. Поскольку они все принадлежат к семейству HIGER KLQ и регистрируются когда с уточняющим индексом, а когда без такового, развести данные по конкретным моделям, к сожалению, применительно к рассматриваемой марке не представляется возможным.

-13

9. Уральский автозавод (225 ед., -25,7%). Предприятие, главная специализация которого, все же, производство грузовиков, год за годом уменьшает количество изготовленных на их шасси вахтовых автобусов. И это логично, потому что все больше кузовов таких автобусов на эти же самые шасси устанавливают всевозможные машиностроительные компании, специализирующиеся на выпуске различных надстроек.

-14

10. СИМАЗ (146 ед., +873%). В прежние годы этот работающий в Ульяновске завод пытался производить автобусы малого класса на шасси собираемых там же в Ульяновске среднетоннажных грузовиков BAW. В 2018 году, уже после сворачивания выпуска последних, ООО «СИМАЗ» начало плотное партнерство с АО «ИСУЗУ РУС», организовавшего выпуск своих грузовых автомобилей и шасси на Ульяновском автозаводе. Вот эти шасси и легли в основу автобуса SIMAZ 2258, относящегося к тому же малому классу и даже заимствовавшего многие решения по конструкции кузова у своих предшественников. Перевод автобуса на правильное шасси, гарантирующее надежность применения и сервисную поддержку, обеспечили взрывной, фактически десятикратный рост поставок SIMAZ 2258 в 2019 году.

-15

11.12. KING LONG (140 ед., +17,6:) и ZHONGTONG (140 ед., +53,8%) с равным количеством регистраций поделили 11 и 12 места. У обоих – рост, оба, как и любые другие китайские автобусные производители, в нашей стране делают ставку на междугородные и туристические модели. И ставка эта в 2019 году отлично сыграла: с сегменте таких автобусов китайские производители полностью задавили отечественных.

-16

Следом по количеству регистраций новых автобуса идут еще два их производителя, для которых 2019 год на российском рынке можно назвать успешным. Это белорусский NEMAN (89 ед., 134,2%), который изготавливает машины малого класса на шасси IVECO Daily, и LOTOS (82 ед., +43,9%) из Набережных Челнов, сначала выпускавший газовые модификации минских автобусов LOTOS 206 (80 ед., +40,3%), а затем освоивший и собственную модель LOTOS 105 с газовым двигателем – в 2019 году сделаны первые две такие машины.

-17

И в завершение – об успехах на российском рынке европейских производителей. По настоящему удивил MAN (82 ед., +148,5%), число регистраций автобусов которого в ГИБДД увеличилось сразу в 2,5 раза! Рывок произошел благодаря модели Lion Coach, число регистраций которой в 2019 году составило 70 против всего 18 годом ранее.

-18

Почти такой же рост регистраций, правда, с куда меньших начальных позиций, случился и у IRISBUS (43 ед., +139%) – под этим брендом, уже ставшим историей, в российско статистике продолжают значиться автобусы и автобусные шасси IVECO. Небольшой плюс и у Mercedes-Benz (19 ед., +11,8%), а вот у Scania (19 ед., -38,7%) число регистраций сократилось на треть: минувший год автобусного подразделения компании на российском рынке сложился, увы, неудачно.

Ссылка на интернет-портал
"СпецТехника и Коммерческий Транспорт" (ST-KT.Ru)

Авто
5,66 млн интересуются