Найти тему
SpaceForYou

Delta-IV. Водородный монстр из США

Каждый запуск этого тяжелого носителя особенно прекрасен. Сквозь бушующее пламя водорода плавно и не торопясь, от пускового стола отрываются 730 тонн и новый груз стремглав уносится в космос.

Delta-IV единственный тяжелый носитель, использующий исключительно криогенное топливо в виде жидкого водорода и кислорода на обоих ступенях. Именно этим топливом объясняется красота ее старта, но об этом мы поговорим по ходу текста.

Разработка Delta-IV началась в 90-е года корпорацией Boeing, на смену ракетам предыдущих поколений. Носитель создавался по уже современной "модульной" схема и подразумевалось, что ракету можно будет надстраивать в зависимости от задач, получая носитель легкого, среднего и тяжелого класса.

Для чего Boeing создал эту ракету? Думаю ответ на это знают лишь в самой корпорации. По сути, новый носитель на водороде стал прямым конкурентом для ракеты-выходца из той же компании- Atlas-5, использующий в качестве топлива керосин.

Возможно корпорация хотела опробовать преимущества водородных носителей или создавала носитель с заделом на будущую программу по покорению Луны "Созвездие".

Так или иначе эти ракеты одной корпорации стали друг для друга прямыми конкурентами, что во многом определило их судьбу.

Ракета стартует на самых мощных в мире однокамерных водородных ЖРД RS-68 с тягой в 3314 кН и удельным импульсом в 409 c. Чтобы запустить двигатели, для захолаживания магистралей, туда в течении 5 секунд перед стартом подают жидкий водород. Во время старта, клубы водорода поджигаются, в результате чего происходит горение водорода в облаке, а края ракеты приобретают характерный горелый цвет. Это явление получило название Fireball.

То,что для зрителей радость- для инженеров головная боль. Чтобы ракета не взлетела на воздух, пары водорода пытаются дожигать на стартовом столе с помощью специальных "зажигалок", баки ракеты оснащены специальной теплоизоляцией, а запуск двигателей происходит в разное время.

С подобным запуском "из огня" столкнулся еще Королев с своей "семеркой", в дальнейшем победив ее с помощью переработки системы газовой эжекции.

Степень обгорелости носителей
Степень обгорелости носителей

Судьба у Delta-IV сложилась не так радостно, как этого бы хотели ее создатели. Одна из самых грузоподъемных в мире- 28,7 тонн, чрезвычайно технологичная и излишне мощная, ракета не нашла покупателей на свои услуги, в чистую проиграв российским "Протонам", а с появлением Falcon-9 была полностью вытеснена с американского рынка запусков.

Мы в Telegram, где еще больше интересного

Полностью "в отставку" ракета уйдет в 2023 году.

Дорогие друзья, нам очень важна ваша поддержка- подписывайтесь на канал, ставьте палец вверх. Вам не сложно, а нам приятно 😉