Реклама убеждает: просто поставь приложение на смартфон и через пару месяцев будешь практически свободно говорить по-английски! В ход идут мнения «экспертов» и результаты сомнительных исследований. Оказывается, всего 30 или 35 часов занятий с приложением с лихвой покрывают полный семестр обучения в американском университете (часов 150).
Но действительно ли эти программы настолько чудодейственны?
Конечно, отличий между разными приложениями хватает. Но есть много общего. А это позволяет сделать некоторые выводы с упором на собственный опыт, отзывы нескольких знакомых и множества совсем незнакомых людей. И здесь складывается очень интересная картина.
Новичкам не место?
Многие позитивные отзывы выглядят почти одинаково. Пользователи хвалят веселенький интерфейс, живую игровую форму, ненавязчивый и нескучный процесс обучения. Рассказывают, как быстро продвигаются вперед, как вспомнили кучу забытых еще в школе-институте слов и с каким энтузиазмом учат новые уроки, набирая баллы и различные бонусы.
Что здесь характерно: подавляющее большинство таких отзывов — от людей, раньше изучавших язык. Они сравнивают предлагаемую приложениями форму обучения с традиционной и делают выбор в пользу первой. Но при этом многие признаются, что слова «вспоминают». А значит — какая-то грамматическая база у них уже есть. И эта база заложена той самой «скучной» классической школой.
При этом куда менее восторженными выглядят отзывы от людей, пытавшихся учить язык с помощью приложений вообще с нуля.
Многие из них прямо говорят, что подобные сервисы оказались просто бесполезными. И здесь нетрудно согласиться. Материал в уроках зачастую подробно не объясняется. Ученику приходится самому догадываться и постигать всё методом «тыка».
Хорошо, если за плечами школьная или институтская подготовка — как бы плохо вы там не учились, но определенная база за долгие годы все равно заложена. А вот при обучении с нуля трудности слишком велики. Всему виной — отсутствие системного подхода и прямого контакта с преподавателем.
Конечно, язык можно изучать и самостоятельно. Например, с помощью тех же самоучителей, учебников, онлайн-курсов и прочего. Но обучение обязательно должно быть систематическим, полноценно охватывающим все стороны языка — фонетику, лексику, грамматику.
Да и не только языка - тренировать нужно и память, мышление, когнитивные способности. Чтобы их развить, можно пользоваться разными методами. Например, платформой Викиум. И это не просто игрушка для мозга. Проект разработан учеными в области нейропсихологии и специально направлен на развитие памяти, внимания, концентрации и мышления. Кстати, сходите на сайт и выясните, какую область вам нужно подтянуть больше всего. Это предлагается сразу же при попадании на главную страницу и прохождении вводного тестирования.
Каждый день платформа будет отслеживать ваш прогресс и постепенно усложнять упражнения. Таким образом вы будете развивать способности воспринимать, запоминать и обрабатывать новую информацию.
Обычные приложения для изучения языков в этом смысле не дотягивают до требуемого уровня.
Муха для мужа, или Чей медведь пьет пиво
Прочитав вышесказанное, можно попробовать возразить — хорошо, может, новичкам такие программы плохо подходят. Зато они оптимальны для людей, уже изучавших язык ранее. Но и тут согласиться трудно. Максимальный эффект достигается именно на первоначальном этапе обучения, когда человек вспоминает ранее забытый материал. Ему кажется, что он обучается очень быстро, но при этом объемы действительно новых знаний невелики.
По достижении определенной планки эффективность обучения резко снижается. Здесь играют роль сразу несколько факторов:
• Низкий уровень преподавания грамматики. Материала просто мало, к тому же он плохо систематизирован.
• Отсутствие системности обучения в целом. Изучение материала идет «наскоками».
• Плохое объяснение новой тематики, отсутствие контакта с преподавателем. Часто ученику приходится до всего доходить самостоятельно.
• Слабый лексикон для продвинутых пользователей, малое количество новых слов в составе уроков.
• Плохо развиваются навыки говорения. Больше упор на произношение отдельных слов и коротких фраз.
В результате получается забавная ситуация. Многие приложения малоэффективны для людей, вообще не знающих язык. Но и для тех, кто изучил его неплохо, они тоже оказываются почти бесполезными. Почему «почти»? Потому что это неплохое подспорье — для тренировки и закрепления материала. Опять же — некоторые приложения хорошо подойдут для тех, кто хочет обновить свои знания, вспомнить давно забытый материал.
Но не стоит рассматривать подобные программы, как полноценное средство изучения языка. Их можно использовать только как вспомогательные инструменты. Они не заменят системного процесса с учебниками, словарями, чтением иноязычной литературы, просмотром кинофильмов, разговорными тренингами.
И в заключение — несколько казусов
Имевшие дело с подобными приложениями преподаватели иностранных языков отмечают не только невысокий профессионализм составителей, но и определенную экстравагантность. Вот многие ли встретят в реальной жизни фразу типа «твой муж ест мух»? Или «мой медведь пьет пиво»? А ведь такие слоганы даже красовались на рекламных футболках некоторых сервисов. То есть это выдается как некая фишка, помогающая усвоить материал. Прямо скажу — сомнительное соображение.