“Сколько я проеду на нём?” - вопрос, который волнует всех настоящих и будущих владельцев электрокаров. Ёмкость батареи и возможность оперативной подзарядки однозначно главные вопросы при покупке электромобиля. Но есть ещё рекуперация - волшебная сила экономии энергии. Сможет ли она “подзарядить” авто на ходу ? Стоит ли на неё уповать? Разбираюсь по-порядку👇
Рекуперация - что-о-о?
Рекуперация - это возврат энергии. Система передачи энергии между батареей и двигателем устроена таким образом, что можно возвращать обратно в батарею некоторое количество энергии, если она не востребована.
Обычно машины выбрасывают эту тепловую энергию в окружающую среду, но это крайне расточительно. Система рекуперации позволяет сократить нецелевое использование энергии и, соответственно, увеличить пробег авто.
Как это выглядит на Nissan Leaf?
Приборная панель за рулем показывает 14 красивых кружочков. Все, что идет правее выделенной точки - это уровень затрат энергии. Они заполняются белым цветом по мере нажатия на педаль газа и разгона авто.
Нас интересуют 4 кружочка слева от выделенной точки. Они заполняются зеленым цветом и “убегают влево” - значит включился режим рекуперации. В это время машина возвращает энергию обратно в батарею и можно увидеть дополнительные несколько километров на расчете остатка проезда.
Когда батарея заряжена до 100% то все 4 левых кружочка одинарные. То есть рекуперация для заряженной батареи недоступна.
По мере разрядки кружочки начинают обводиться повторно и в итоге становится 4 двойных кружка.
Каждый кружочек это примерно 25% от емкости батареи. Такая картинка означает, что батарея готова к возвратам энергии, у нее оптимальная для этого температура и возврат может идти.
От чего зависит уровень рекуперации?
Существует несколько объективных факторов, влияющих на возможность возврата энергии:
- температура самой батареи - возвращать энергию на холодную или слишком горячую батарею нельзя, это повлечет за собой выход из строя высоковольтной части батареи
- температура воздуха на улице - при слишком низких температурах рекуперация будет совсем незначительной
- заряд и ёмкость батареи - чем она больше разряжена, тем больше возможности для рекуперации. При этом батарея должна иметь устойчивую ёмкость, не ниже 80%.
- скорость движения - чем выше скорость, тем больше энергии можно вернуть.
Если все звезды сошлись, то рекуперация может подарить машине до 10-15% энергии и тем самым увеличить её пробег еще на 15-20 км.
Итоги:
- Рекуперация - это процесс возврата электроэнергии обратно в батарею для повторного использования.
- Рекуперация зависит от температуры, ёмкости и текущего уровня заряда батареи, температуры на улице и скорости движения авто.
- Среднее количество возвращаемой энергии - 10-15%, что дает дополнительно 15-20 км пробега (при условии, что на электрокаре стоит батарея 24 кВт и у нее емкость близка к 100%).
Особо надеяться на данный режим не стоит, экономия энергии в данном случае - это всего лишь небольшой бонус.