Найти тему

Готика. Стиль варваров или вершина архитектурной мысли средневековья?

Готический собор города Лан. Франция.
Готический собор города Лан. Франция.

После распада Римской империи и захвата ее территории варварскими племенами в Европе на несколько веков наступил период Темных веков. Произошел упадок во всех сферах жизни и, в том числе, в архитектуре. Пышные и гармоничные постройки античности постепенно исчезали, разрушались. Европа покрывалась каменными замками и монастырями, выполнявшими ту же функцию, что и крепости. Развитие религиозного мировоззрения в этот период порождает Романский стиль. Соборы данного направления архитектуры ничем не уступали небольшим крепостям. Толстые стены, скудный декор, массивные башни.

Лиссабонский собор, Португалия. 1147 г.
Лиссабонский собор, Португалия. 1147 г.

Начиная с XII в. социально-экономическое развитие Европы выходит на новый уровень и это способствует трансформации романского стиля в готический. Соборы этого направления отличались более утонченной структурой возведения. Обогатились декор и интерьер. Фасады соборов стали казаться невесомыми, благодаря многочисленным витражам, колоннадам и башням с многочисленными "пустыми" арками. Все эти элементы декора придавали архитектуре свойство некой "хрупкости", возвышающейся все выше к небу (пламенеющая готика).

Карл Фридрих Шинкель – Готический собор на воде.
Карл Фридрих Шинкель – Готический собор на воде.

Однако, с наступлением эпохи Нового времени и повторного открытия ценностей античного времени, отношение деятелей культуры к архитектуре средневековья резко изменилось. Итальянский художник и писатель эпохи Возрождения Джорджо Вазари писал про готику: "Манера эта была изобретена готами, ибо после того, как были разрушены древние постройки и войны погубили архитекторов, то оставшиеся в живых стали строить в этой манере, выводя своды на стрельчатых арках и заполняя всю Италию черт знает какими сооружениями...Упаси боже любую страну от одной мысли о работах подобного рода, столь бесформенных по сравнению с красотой наших построек, что и не заслуживают того, чтобы говорить о них больше, чем сказано.

Джорджо Вазари был не единственным, кто так отзывался о готике. Его отношение скорее выражало общую мысль западно-европейцев на протяжении с XVI - XIX вв, когда в архитектуру вернулись классические ордера и другие элементы архитектуры античного мира.

Ф. Юварра. Базилика ди Суперга. 1717 - 1731. Турин. Италия.
Ф. Юварра. Базилика ди Суперга. 1717 - 1731. Турин. Италия.

Только с конца XVIII – начала XIX века в Европе снова начинают смотреть на готическую архитектуру с интересом. С зарождением в обществе рубежа веков романтизма — нового художественного стиля, многие романтики — историки и художники — начинают относиться к Средневековью иначе. Первым, кто стал писать о готических соборах с восхищением, был французский историк Рене Шатобриан. В своем трактате «Гений христианства» он пишет о готических храмах: «Сколько ни строй изящных и светлых храмов в греческом стиле, сколько ни собирай добрый народ Людовика Святого, дабы приучить его поклоняться метафизическому богу, он все равно будет тосковать по соборам Парижской и Реймской Богоматери…». Промышленный прогресс, слом старых порядков мироустройства вводил народ Западной Европы в XIX в. в некую тоску по прошлому. Все менялось: положение в обществе различных слоев населения, общественная мысль, переход от коллективной мысли к индивидуальной. Мир стремительно расширялся, росло производство. В этом огромном, бурлящем мире человек стал теряться и чувствовать себя одиноким на фоне всего происходящего. Именно поэтому он стал чаще обращаться к Богу. Религия вновь взяла верх и заново открыла готические соборы миру.

Доменико Квальо. Рйемский кафедральный собор. 1833 г.
Доменико Квальо. Рйемский кафедральный собор. 1833 г.

Разворачивается активное изучение архитектуры средневековья. Разгорается спор между Германией и Францией за право считаться родиной готической архитектуры. Долгие годы считалось, что таковой является Германия, но затем веское слово сказали такие крупные деятели культуры, как писатель Виктор Гюго и архитектор-реставратор Э.Э. Виолле-ле-Дюк, которые убедительно обосновали вывод о том, что готическая архитектура зародилась на Севере Франции, в сердце страны, Иль-де-Франсе.

Первый готический собор. Аббатство Сен Дени. 1144 г.
Первый готический собор. Аббатство Сен Дени. 1144 г.

В знаменитом романе Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», вышедшем в 1831 году и имевшем шумный успех, готический собор является не просто живописным фоном разворачивающихся событий, а главным героем романа — олицетворением таинственной эпохи средневековья, привлекавшей воображение великих художников эпохи романтизма.В дальнейшем интерес к изучению готики в Европе а, начиная с XX века, и в России продолжает развиваться.