Главы: 1) Отец 2) Во хмелю 3) Мать 4) Сын 5) Отъезд 6) В первый класс
Время действия - 70 год.
- Ну что, Миша, как дела твои? – Валентина прижала к себе мальчишку. Полгода назад она вышла замуж и теперь приезжала к родителям редко.
- Хорошо! – улыбнулся Мишка, ласково боднул Валю в плечо и умчался на улицу, где звенели голоса ребят, затеявших игру в футбол.
- За всё лето ни разу учебник в руки не взял, - проворчала Наталья.
- Ничего, каникулы на то и даны, чтобы носиться, играть, отдыхать, - засмеялась Валя. – Начальную школу закончил, большой уже!
После стычки Валентины и Зины Мишка доучился благополучно до конца года, получил в ведомость тройки и даже несколько четвёрок по не особенно важным предметам. Следующей осенью Зинаида ушла в декрет, а класс взяла пожилая учительница. Особой любви к Мише Морозову она не питала, но была справедлива и бесстрастна. Большего пацану и не нужно было.
- В интернат теперь ехать. Как он там будет! – вздохнула Валентина.
Деревня Красная Гора, в которой жили Морозовы, была не слишком велика, не было в ней своего сельсовета, и школа полагалась только начальная. Деревню и несколько таких же маленьких поселений ещё в тридцатые годы объединили в один совхоз с рабочим посёлком Низинным недалеко от железной дороги.
Посёлок этот назывался в народе Базой, там и был один на всех сельский совет, там же сидело совхозное руководство. Там же отстроили большую кирпичную школу и двухэтажный интернат, где жили ученики с отделений – тех самых мелких деревень, входящих в совхоз.
Всё это было прекрасно, но вот только между Базой и Красной Горой лежали добрых тридцать километров. И детям оказалось проще добираться до школы чужого совхоза имени Ворошилова. Там так же поселяли их в интернат, правда, менее комфортабельный, но это уже было мелочью. Главное – до дома доехать было проще, попуток попадалось достаточно. А при нужде и пешком дойти не проблемно.
Все Морозовские дети там и учились. И вот пришла Мишкина пора. Страшного в этом ничего не было, ведь переходили дети в ворошиловскую школу всем классом. Даже почётно. Вроде как приобщались к взрослой жизни.
- Не знаю, - с сомнением покачала головой Наталья. – Анфиса хочет его к себе на Базу взять. Пускай, говорит, у меня живёт. С моими ребятами в школу ходить будет.
Анфиска ещё до замужества выучилась от совхоза на ветеринара. Пару лет назад она перебралась в Низинное, получила новенький домик из белого кирпича, работала по специальности. В доме достаток, стены выкрашены по-городскому, с накатом. Комнаты заставлены дорогими вещами, увешаны коврами. В зале красуются цветной телевизор и радиола с кучей пластинок.
Оборотистая она, Анфиска. В сарае скотины всякой полно. С работы нужное унесёт – глазом не моргнет. Лишнее в город на базар отвезёт. Справки ветеринарные напишет какие нужно – всё в своих руках. Да и муж под стать ей оказался. Водителем в совхозе устроился, каждый вечер полмашины корма для скотины обеспечивает.
- У неё и свои четверо детишек как сыр в масле катаются, и племянник не в обузу будет, - Наталья как будто сама себя убеждала, что лучше Мишке ехать к Анфисе.
- А он-то сам чего хочет? – подняла Валентина глаза на мать.
- Да кто его знает! Он же сам в себе. Молчит. Спросишь – всё хорошо, вот и весь ответ.
- Ну, ничего. В ворошиловский интернат отправить недолго, если что-то не сложится. Правда, теперь он реже приезжать на выходные будет.
- Это верно. Да всё же Анфиса не чужая ему. У родственников будет жить.
В последний день августа приехал за Мишкой Анфискин муж. Закинул нехитрые мальчишечьи пожитки в кузов грузовичка. Туда же отправил сумки и мешочки с продуктами, собранные Натальей. Не с пустыми же руками ребёнка отправлять! И Мишка, восседая на пассажирском сиденье, отправился в новую школу.
Приехал он домой только через месяц.
- Мишенька, как тебе новая школа? – Наталья хлопотала, ставя на стол любимые его пирожки.
- Хорошо, - Мишка не поднимал глаз от стола.
- Учителя как к тебе относятся? Ребята не обижают? – не нравился Наталье этот угрюмый Мишкин вид.
- Никто не обижает. Всё нормально.
- В школу не опаздываете? – Наталья не знала, с какого бока подступиться, как разговорить мальчишку.
- Нет, не опаздываем, - Мишка уплетал пирожки, словно был голодным. Да и весь его вид был какой-то уставший, измученный.
- А спишь ты где? На кровати? Или на полу тебе стелят?
- На кровати, - Мишкин быстрый и нервный взгляд поразил Наталью.
- В детской комнате? Или в зале? – мать пыталась понять, что не так в Мишкиной жизни.
Мишка молчал. Глядя на цветастую клеёнку на столе, жевал пирожок.
- Сынок, спишь-то в какой комнате?
- В спальне. Я всё, мам, наелся. Я пойду к ребятам, а?
И он убежал на улицу. Ничего не смогла добиться от Мишки Наталья. Потому и решала она наведаться в ближайшие дни в школу, да к Анфиске домой.
Утром понедельника Егор отправил Мишку на Базу с попутным грузовичком. А в среду туда отправилась Наталья.
Первым делом пришла она в школу.
- Хотела узнать, как тут внук мой учится. Миша Морозов, - Наталья прошла прямиком к директору.
- Миша Морозов? Уж этот Миша... – пробурчал директор. – Пригласите ко мне Марию Ивановну и Екатерину Фёдоровну, - выглянув за дверь, окликнул он первого подвернувшегося паренька.
- А почему вы так говорите? Что с ним не так? – встревожилась Наталья.
- Да беда нам с вашим внуком. Всю картину школе портит, - поморщился с досадой директор. – Вот вам Мария Ивановна, учитель русского языка, сейчас скажет, - кивнул он на вошедшую женщину.
- Морозов? С отделения? Вы ему когда-нибудь тетради купите? И ручки? – начала наступление Мария Ивановна.
- Как... тетради? У него всё было. Мы всё заготовили ему. Да и деньги есть с собой, чтобы подкупить нужное.
- Нет! Нет ничего! Я уже покупала ему сама! Давала и тетрадь, и ручку! Пишет, работает, а назавтра опять ничего нет! Опять даю ему новое – и снова всё как в пропасть! Что уж говорить про домашние задания! Ничего не делает. Правила не учит, - сердилась Мария Ивановна.
- А я то же самое скажу! Неглупый парень, а пригляду за ним никакого! Зачем вы его сюда прислали? – присоединилась вошедшая пожилая грузная математичка Екатерина Фёдоровна.
- Ничего не понимаю, - Наталья вытерла с лица пот. – А вы Анфисе говорили об этом? Она знает?
- Какая Анфиса? – педагоги удивлённо смотрели на Наталью.
- Ну, тётя его. У которой он живёт, - недоумевала Наталья.
- Он в интернате живёт! О чём вы говорите! – возмущенно загалдели учителя.
- В интернате?! – поразилась Наталья.
- Ну да. Он один красногорский там.
Наталья была просто раздавлена. Зачем Анфиса взяла его к себе, если потом отправила мальчишку в интернат?
Из школы она направилась искать воспитателя интерната. Хотелось узнать, как живётся Мишке.
- Дети у нас держатся группами, - объясняла воспитательница. – Ромашкинские сами по себе, гороховские своей кучей. Друг другу помогают и в обиду не дают. А ваш – один. Он маленький, а защиты никакой. Вот и развлекаются старшие. Отбирают у него всё, что могут отобрать. Мы, конечно, стараемся как-то заступаться. Да ведь всё время стоять над ними не будешь! Найдут момент для издевательств. И он ведь никогда не жалуется! Зачастую мы узнаем только случайно, от девчонок.
- Как он попал сюда?
- Так Анфиса Егоровна привела его первого сентября. Сказала, что у нас жить будет.
- А что же он делал в выходные? Когда всех развозили по домам?
- Ничего. Здесь, в интернате оставался, - пожала плечами воспитательница.
- Один?!
- Ну да. Что же, ради одного человека воспитатель дежурить должен?
- А ел он что? Столовая-то тоже не работает по выходным?
- Ну... Наверное, хлеб в магазине покупал...
Наталья смахнула слёзы, пошла прочь. Не было у неё сил идти к Анфиске. Так было горько и обидно, что и разговаривать не хотелось.
В школе была перемена. Во дворе на асфальте скакали по расчерченным мелом квадратам девочки. Похохатывали за углом ребята. Старшеклассницы важно сидели на длинных скамейках.
На ступеньке пожарной лестницы, обхватив руками прутья перил, сидел Мишка. Родной, маленький, одинокий мальчик.
Наталья подошла, прижала его лобастенькую голову к себе:
- Поедем домой, сынок! Заберу документы, поедешь в ворошиловскую школу учиться. Там все одноклассники твои. И выходные дома проводить будешь.
Помолчал Мишка. Посидел, прижавшись к Наталье.
- Нет, мама. Теперь мне и там жизни не будет. Засмеют ведь ребята. Буду тут учиться.
Продолжение следует...
Если вам понравилась история, ставьте лайк, подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые публикации! Больше рассказов можно прочитать на канале Чаинки