Найти тему

Как писатели убивают героев своих книг? Смерть в литературе

Ванитас "Бренность бытия и суета сует"
Ванитас "Бренность бытия и суета сует"

"Смерть - такое же естественное явление, как и рождение. Только более значительное." Стивен Кинг.

Каждый писатель хоть раз убивал героев своих произведений, а каждый из нас хотя бы раз лил слёзы, читая тяжёлые строки о смерти любимого персонажа.

Вся мировая литература берёт корни в древней мифологии. Мифы рождались с той целью, чтобы сохранить для потомков прошлое и объяснить многие события жизни того времени. Мифы рассказывали если не обо всём на свете, то об очень многом: как устроена вселенная, на каких основных принципах строится человеческая жизнь, с чего она начинается, и чем заканчивается. Тема противодействия жизни и смерти была одной из главных в мифах, и продолжает оставаться таковой в современной литературе.

Можно с полным правом считать древних греков родоначальниками художественной литературы. Они не боялись физической смерти, поскольку верили в иные миры, куда душа попадает после того, как покидает бренное человеческое тело. Однако, несмотря на это для древних греков смерть являлась огромным горем и описывалась всегда очень эпично.

Так Гомер изображает смерть одного из своих персонажей:

«Он из сынов многочисленных был у Приама юнейший, Старцев любимейший сын; быстротою всех побеждал он и, с неразумия детского, ног быстротою тщеславясь, Рыскал он между передних...».

Многие наверняка читали «Божественную комедию» Данте Алигьери, в которой тема смерти развивается с мистической стороны. Герою «посчастливилось» пройти через чистилище, ад и рай, посмотреть на души грешников и их вечные муки. Это всё не случайно. Данте призывает взглянуть на то, чем грозят плохие деяния любому после его смерти.

От смерти не уйдёшь. Что ждёт тебя после кончины? Благодать или бесконечные пытки?

Позже тема смерти эволюционировала. Теперь смерть перестала быть концом жизненного пути, ведь её отныне не существовало. После смерти всё продолжается. Писатели с лёгкостью включали в свои произведения умерших героев.

Даже если вы не читали самого «Гамлета» Шекспира, то наверняка слышали фразу «Бедный Йорик!», которая запомнилась всему миру больше, чем сюжет самого произведения. Кто же такой этот загадочный Йорик? Он был королевским шутом. Именно "был», потому что в пьесе Йорик – это череп, который играет свою роль. Гамлет, видя останки бывшего друга, сообщает: «Бедный Йорик! Я знал его, Горацио: это был человек с бесконечным юмором и дивною фантазиею. Тысячу раз носил он меня на плечах, а теперь... Как отталкивают мое воображение эти останки! Мне почти дурно. Тут были уста — я целовал их так часто. Где теперь твои шутки, твои ужимки? Где песни, молнии острот, от которых все пирующие хохотали до упаду? Кто сострит теперь над твоею же костяной улыбкой? Все пропало».

"Сцена нахождения черепа Йорика" Эжен Делакруа
"Сцена нахождения черепа Йорика" Эжен Делакруа

Иной раз авторы дают меньше характеристики и живым героям, а тут так подробно описан простой череп. Чем не герой? Герой посмертно. Сам череп символизирует у Шекспира бренность человеческой жизни и равенство людей всех сословий перед смертью. Кем бы ни был человек при жизни, после кончины от него останется лишь обезличенный череп.

19 век для России стал временем разорения деревень и обнищания народа. В итоге росла преступность. Эту тему тут же подхватили писатели, основываясь на библейских заповедях «Не убий», «Не укради». Герои произведений 19 века неизменно совершали эти преступления, после чего их жизнь кардинальным образом менялась.

Через смерть одного персонажа авторы раскрывали тему раскаяния второго, совершившего преступление. Так в своём романе «Преступление и наказание» сделал Ф. Достоевский. Длительное общение с уголовниками Омской тюрьмы и знакомство с их нелёгкими судьбами подвигло Достоевского проследить тяжёлый путь человека от преступления до раскаяния.

Почему Достоевский убивает старуху - процентщицу руками Раскольникова? Она больна, жадна и абсолютно точно зла, тем более берёт огромные проценты у честных людей, попавших в тяжёлую жизненную ситуацию. Такую и убить не жалко, тем более ради праведной цели, покаяния другой человеческой жизни. Обобрав квартиру бездыханной старухи, Раскольников опять - таки планировал хорошие дела: закончить своё обучение, помочь матери и сестре. Какое противопоставление благих мотивов такому чёрному поступку! Спустя время Раскольникова замучила совесть, он прошёл через тяжёлые моральные страдания и дошёл до своей конечной точки. Таков путь становления героя, который для Достоевского безоговорочно пролегает через убийство одного из персонажей.

Иллюстрация к роману "Преступление и наказание"
Иллюстрация к роману "Преступление и наказание"

Тщетность бытия человеческого изображалась писателями - классиками во все времена. Это прослеживается в нелепых смертях героев, на которые не скупятся авторы.

Глупая смерть Берлиоза из-за разлитого масла под колёсами трамвая в романе Булгакова «Мастер и Маргарита», смерть Нины Арбениной из-за браслета в пьесе «Маскарад» Лермонтова, нелепая кончина старухи в «Пиковой даме» Пушкина. Из-за собственной небрежности и несоблюдения элементарных правил гигиены умирает Базаров в «Отцы и дети» Пушкина. Спившийся из-за спора Левша испускает последний вздох в одноимённой повести Лескова.

Тема жизни после смерти не исчезает и в литературе 20 века. Но теперь главными героями становятся сами мертвецы и другие рождённые мифологией обитатели потустороннего мира. В повести Василия Жуковского «Ундина» героиней становится бездушное существо, лишившее себя когда-то жизни. Суть человеческой жизни – страдание, и Жуковский мастерски описывает обретение души мертвой девушкой, ведь она, полюбив Рыцаря, узнаёт, что такое страдание, и вместе с этим вновь обретает Душу.

«Что творилося с нею, не ведал никто. Напоследок слёзы обтёрла она и к священнику, в сильном волненье сжавши руки, сказала: «Отец мой, не правда ль, ужасно душу живую иметь? И не лучше ль, скажи мне, не лучше ль вечно пробыть без души?..»

Образ смерти в современной литературе

Сегодня в литературе продолжает активно развиваться тема «живых мертвецов», берущая своё начало ещё в 20-м веке. Сейчас настолько популярны книги о вампирах, ведьмах, оборотнях и прочей нежити, что современный человек перестал относиться к смерти, как к чему-то страшному, необъяснимому и конечному.

Истории о живых мертвецах, которые всё чаще становятся главными героями книг, фильмов и сериалов, отошли от мифических преданий и стали более реалистичными. Такие персонажи свободно учатся в школе, едят, спят и живут среди живых в одних с ними домах.

Почему это с таким восторгом принимается людьми? Потому что дарует избавление от главного страха в жизни – страха смерти.

«Ни на солнце, ни на смерть нельзя смотреть в упор». Франсуа де Ларошфуко.

Книга американского психотерапевта Ирвина Ялома «Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти» много лет является мировым бестселлером. Люди любят жизнь и не хотят умирать. Основной темой книги становится самосознание, которое сам автор считает великим даром, равным жизни. На вопрос «Зачем затрагивать эту пугающую тему смерти?» Ялом отвечает, что именно страх её является источником стрессов, конфликтов и других негативных последствий.

Современная литература, а вслед за ней и кинематограф о живых мертвецах даёт нам ложную (а может быть, и нет?) надежду на то, что после смерти жизнь может остаться прежней. Мы продолжаем жить в этом мире, хоть и переходим в другую форму существования. Именно этим и обоснованы первые строчки в списках продажах книг «Сумерки» Стефани Майер, «Я – легенда» Ричарда Мэтисона, «Дневники вампира» Лизы Джейн Смит и остальных ярких примеров темы смерти среди живых.

Европейский охотник на вампиров. Иллюстрация Даррена Тана
Европейский охотник на вампиров. Иллюстрация Даррена Тана

Стивен Кинг написал огромное количество историй о жизни после смерти. Его «Кладбище домашних животных», «Жребий», «Мобильник», «Безнадёга», «Оно» до сих пор внушают ужас.

Как использовать смерть в книге писателю?

Начинающие авторы часто используют смерть как конец истории, в отличие от профессионалов пера, которые умело применяют смерть как действующее лицо или обстоятельство, на основе которого разворачиваются значимые и не менее захватывающие события, влияющие на судьбы живых людей.

Как сделать книгу запоминающейся? Включить в неё приключения, опасность, интригу и смерть героя.

Однако кончина героя должна быть хорошо продуманной - только в этом случае она создаст новый виток в развитии сюжета и обеспечит реализм самой истории. Иногда убить героя вполне уместно – но только в том случае, если его смерть станет «пазлом» в мозаике сюжета, а не останется нелепым и непонятым недоразумением.

Правила убийства книжного героя

1. Герой, который исчерпал себя и больше не может принести какую-либо пользу для сюжета, может быть убит.

2. Трагическая смерть – удобный вариант для избавления от мстительного, злого персонажа.

3. Лучший момент для гибели героя – выполненная им цель.

4. Персонаж, для которого уготована гибель, должен быть хорошо описан автором и любим читателями, иначе его смерть окажется бессмысленной и не изменит общего хода событий.

5. Смерть одного персонажа должна послужить читателям толчком к переживаниям за остальных, ведь теперь они понимают, что все смертны и легко могут сгинуть со страниц любимой книги.

6. Смерть должна быть оправданной, иначе героя не пожалеют и не запомнят.

Смерть в мировой литературе - это профессиональный ход, который важно использовать умело. Смерть не обязательно должна быть героической и зрелищной, но обязана быть осмысленной, поучительной, играющей в контексте всей истории. Под пером профессионального писателя смерть способна стать одним из главных персонажей любой истории.