VRLA технологии
Промышленное использование VRLA аккумуляторов началось с 90-х годов прошлого столетия. Принцип работы гелевых (GEL) и AGM аккумуляторов ничем не отличается от обычных кислотных с жидким электролитом.
AGM – это свинцово–кислотный герметичный аккумулятор, в котором в качестве электролита выступает пропитанное серной кислотой стекловолокно, заполняющее пространство между электродными пластинами.
GEL аккумуляторы также имеют герметичный корпус, но желеобразный кислотный электролит имеет «гелевую» консистенцию.
Аббревиатура VRLA указывает на наличие клапанов избыточного давления, исключающих угрозу взрыва от возможного выделения водорода при заряде аккумуляторных батарей (АКБ).
Характеристики VRLA GEL и AGM аккумуляторов
Сравнительные свойства:
- оба типа взрывобезопасны и не требуют обслуживания;
- благодаря связанному электролиту практически отсутствуют осыпание электродных решеток и внутренние короткие замыкания;
- электролит при наклонах не вытекает, поэтому АКБ могут эксплуатироваться в произвольных положениях;
- средний срок службы –10 лет;
- имеют пусковые токи большие, чем обычные кислотные, но GEL по этому показателю в 1,5-2 раза превосходят AGM;
- GEL выдерживает до 400 циклов глубокого разряда, AGM – порядка 200;
- GEL чувствительнее к воздействию высоких и низких температур, и менее устойчивы к коротким замыканиям;
- при низких отрицательных температурах AGM отдает гораздо больший пусковой ток – до 900А;
- стоимость AGM примерно в два раза ниже, чем у GEL.
Использование VRLA AGM и GEL аккумуляторов
Области применения:
- В автомобилях среднего и «премиум» класса;
- Питание электродвигателей электрокаров, и моторных тележек;
- Благодаря устойчивости к вибрациям и наклонам, применяются в авиации. GEL батареи способны сохранять работоспособность даже при частичном разрушении корпуса, что особенно ценно в условиях боевого применения;
- Источники бесперебойного питания.
Для применения в невентилируемых помещениях аккумулятор для UPS должен быть взрывобезопасным, поэтому технология VRLA широко используется в источниках бесперебойного питания, обеспечивающих работу:
- оперативных цепей электростанций и подстанций;
- телефонных узлов связи;
- средств автоматики и сигнализации на железнодорожном транспорте;
- аэродромного оборудования;
- стационарных и передвижных пунктов командного управления подразделениями МО РФ.
За исключением стоимости, VRLA батареи обладают лучшими эксплуатационными характеристиками, чем традиционные, и имеют тенденцию к их замещению.
Утилизация VRLA аккумуляторов
Во избежание нанесения экологического ущерба окружающей среде, вышедшие из строя АКБ необходимо сдавать в пункты приема или автомагазины.
В дальнейшем, на предприятиях вторичной переработки, из них извлекается свинец, а пластмассовые корпуса измельчаются для повторного использования. Электролит очищается, перерабатывается, или нейтрализуется.
За сданные АКБ выплачивается денежная компенсация, порядка нескольких сотен рублей.
Это интересно: