Найти тему

Владимир: древнее белокаменное зодчество (собор Дмитрия Солунского)

А мы вернулись во Владимир, где нам тут же захотелось осмотреть еще два известнейших памятника владимиро-суздальского зодчества – Успенский и Дмитриевский соборы. С этими соборами, на самом деле, получается такая странная история, что все их смотрят первым делом, ставят мысленно галочку и забывают о них надолго. То же самое, как оказалось, произошло и снами: у меня даже цифровых фотографий соборов нашлось очень мало, поскольку во все следующий приезды во Владимир после первого я сюда почти не подходила! В итоге получается, что за куда менее ценными памятниками мы едем на край света, а шедевры под боком, вид и дух которых почти забылся, остаются без внимания.
Сначала мы немало времени потратили на изучение резьбы Дмитриевского собора, выстроенного в 1194-1197 гг князем Всеволодом Большое Гнездо в честь своего небесного покровителя Дмитрия Солунского. Эта резьба очень романская по виду, что, в свою очередь, породило немало дискуссий на тему истоков белокаменного зодчества в Залесской Руси (недавно, например, эту тему обсуждали
здесь). Теории происхождения выдвигались от булгарской до германской. Некоторые ученые заявляли о целых бродячих артелях иностранных строителей, которые ходили по всей ойкумене, предлагая свои услуги. Но как раз в отношении Дмитриевского собора Радзивиловская летопись неоднозначно заявляет о том, что он построен русскими мастерами: "Создал церковь прекрасную мученика Дмитрия на дворе своем и украсил ее дивно иконами и письмом.
И монастырь создал, а в нем церковь каменную Рождества святой Богородицы и ее также исполнил всем исполнением, и покрыта была оловом от верху до закомар и притворов. И то чуду подобно. И не искал Всеволод мастеров у немцев, но нашел мастеров среди клевретов святой Богородицы и своих. Одни олово лили, другие кровлю крыли, иные известью белили". Понятно, что традиция возникла во Владимирских землях не на пустом месте – то ли от западных европейцев ее переняли, то ли от византийцев. Но уже к началу 13 века на Руси вполне могли появиться свои зодчие, резчики и прочие мастера строительного дела.
На кассе в соборе (это сейчас часть Владимирского музея-заповедника) висел прейскурант, сообщавший о том, что для граждан государств Таможенного союза билет 100 руб., для остальных 150. Мы попросили два билета, дали 200 руб., на что получили ответ, что мы как граждане России права на льготный билет не имеем. «А кто имеет?» - спросили мы, слегка ошалев. – «Мы ж вроде тоже в Таможенном союзе». «Нифига,» - сказали нам, - «в Таможенном союзе киргизы, казахи, белорусы... Им билеты 100 руб. А вам – 150!» На законный вопрос кассирам, в своем ли они уме, был получен ответ типа: это не мы придумали, а начальство. После чего мы билеты покупать не стали уже из принципа (наверное, если бы раньше мы здесь не бывали внутри, наплевали бы на долбо...бизм музейщиков и пошли бы за любые деньги (все-таки фрески  XII века!), но в той ситуации вполне могли себе позволить не посетить собор в пятый раз). Честно говоря, я много раз слышала про маразмы владимиро-суздальского музея, да и сама пару раз с ними сталкивалась, но этот превзошел все наши самые смелые ожидания. Про этих дебилов, похоже, скоро легенды слагать начнут…

Резьба  Дмитровского собора частично (некоторые специалисты говорят о 30%-40%  новых вставок) восстановлена в ходе "реставрации" 1838-1839 гг, когда  собору был возвращен "первобытный вид". Подробней о реставрации резьбы  собора можно почитать здесь. Колонки и святые - это, скорее всего, XIX век, а вот камни под святыми - 1230-е гг.
Резьба Дмитровского собора частично (некоторые специалисты говорят о 30%-40% новых вставок) восстановлена в ходе "реставрации" 1838-1839 гг, когда собору был возвращен "первобытный вид". Подробней о реставрации резьбы собора можно почитать здесь. Колонки и святые - это, скорее всего, XIX век, а вот камни под святыми - 1230-е гг.
Ну это всадники и фауна XII века.
Ну это всадники и фауна XII века.
 Собор Дмитрия Солунского (1197 г) с разных фасадов.
Собор Дмитрия Солунского (1197 г) с разных фасадов.
 Резьба собора покрывает стены сплошняком.
Резьба собора покрывает стены сплошняком.
-5
Рассматривать эти сюжеты можно долго.
Рассматривать эти сюжеты можно долго.
резьба апсид собора.
резьба апсид собора.
Звери и птицы.
Звери и птицы.
и снова они же.
и снова они же.
... и неведомы зверушки...
... и неведомы зверушки...
Ну и люди тоже встречаются.
Ну и люди тоже встречаются.
И здесь Давид-псалмопевец.
И здесь Давид-псалмопевец.
И тоже на всех фасадах.
И тоже на всех фасадах.
 Сюжеты резьбы очень разнообразны.
Сюжеты резьбы очень разнообразны.
-15
Святые и Дух святой.
Святые и Дух святой.
Аркатурный пояс со святыми и различными сюжетами.
Аркатурный пояс со святыми и различными сюжетами.
Крещение - это тоже, в основном, XIII в. Хотя сам центральный камень с крещением - вставка 1839 года.
Крещение - это тоже, в основном, XIII в. Хотя сам центральный камень с крещением - вставка 1839 года.
Святые и ангелы.
Святые и ангелы.
Резьба портала, судя по всему, - это XII век.
Резьба портала, судя по всему, - это XII век.
орнаменты из зверушек.
орнаменты из зверушек.