27 лет ждал в гараже своего часа "Восход 3М-01", купленный в 1993 году, но так ни разу никуда не поехавший. Бывает же такое.
Впрочем, чего только не бывает. Помните: «Раз он в море закинул невод, - пришел невод с одною тиной. Он в другой раз закинул невод, пришел невод с травой морскою. В третий раз закинул он невод, - пришел невод с одною рыбкой, с непростою рыбкой, - золотою». Сказка ложь, но в ней намек – добрым молодцам урок.
И хорошо, что молодцы еще не перевелись. История умалчивает, сколько раз закидывал невод блогер @Roma_Urraco, пока наконец не увидел в нем "Восход". Первые экземпляры этих мотоциклов начали сходить с заводского конвейера еще в 1965-м году.
Мотоцикл, найденный блогером, относится к последней версии, которая обозначалась 3М-01. Ее начали выпускать в 1989 году и оснащали модернизированным двухтактным одноцилиндровым мотором с лепестковым клапаном, который препятствовал обратному выбросу горючей смеси и повышал крутящий момент. Благодаря этому клапану был снижен расход топлива и токсичность выбросов. Другим новшеством стал цилиндр с пятиканальной продувкой - у предыдущей модели "Восход 3М" каналов продувки было всего два. Мощность двигателя 14 л.с. против 13 у предшественника. По паспорту максимальная скорость мотоцикла – 105 км/ч, расход топлива – 4-4,2 л/100 км.
Пробег мотоцикла по одометру составляет лишь 2,7 км, которые, по всей видимости, были сделаны в ходе заводской обкатки и приемки. За все 27 лет мотоцикл даже не вытащили из заводской упаковки и не укомплектовали деталями, идущими отдельно, в частности, рулем.
Случай претендовал бы на уникальность, однако незадолго до находки "Восхода" Roma Urraco отрапортовал о другой удаче в своем неводе – мотоцикле с коляской Jawa 350/638 1990 года выпуска с двухцилиндровым рядным двигателем объемом 343 куб.см и мощностью 27 л.с. Мотоцикл мог разгоняться до скорости 125 км/ч.
Как и в случае «Восхода» на одометре также зафиксирован лишь "калибровочный" пробег в 4 км. Мотоцикл был приобретен 18 января 1991 года за 1100 рублей. В планах у покупателя была перепродажа "Явы" на Кубе, но что-то не срослось. В итоге до 2010 года мотоцикл хранился в разобранном виде в заводской упаковке, а когда ящик стал мешать, «Яву» собрали.
Обнаруженная Jawa относится к версиям с коляской: у таких мотоциклов отсутствует боковая подножка, правое зеркало и держатель для пассажира с одной стороны. Стеклопластиковая коляска Velorex-562 покупалась отдельно, но к корпусу байка не прикреплялась и сохранилась в заводском виде: есть и крепления, и коврик, и набор гаечных ключей.