Найти в Дзене
Морская коллекция

Бронепалубные крейсера.Принцессы колониальной империи. «Ирене».

Флоты германских государств не отличались ни многочисленностью ни громкими боевыми победами. Так было тысячу лет. Немцы хорошо воевали только на суше-за французов,англичан,голландцев...Но все изменилось в 1870-1871 годах-когда сухопутная армия объединенных немецких государств сокрушила очередную Французскую империю. На победных лаврах была провозглашена Германская империя.Взрывной рост национального самосознания и активный интерес к приобретению колоний для растущей промышленности заставили германских генералов-а в это время из них комплектовали морские штабы небольших ВМС империи,начать создание современного флота.

Пока основные задачи ставились в сфере представительства- при заграничных вояжах по европейским портам и при осуществлении "бремени белого человека" -по поддержанию уважения туземцев к немецким господам."Дипломатия канонерок",активно проводимая в конце 19-го-начале 20-го века ,требовала присутствия кораблей во всех значимых портах "третьего мира".Лучше всего для этого подходили крейсера- небольшие-типа авизо или 3-го-4-го класса-для демонстрации флага и мелких колониальных операций. Более крупные могли разобраться с кораблями третьеразрядных держав.

Германия начинала создавать "большой флот" медленно и основательно. Принципиальным стал вопрос о строительстве кораблей на отечественных верфях. Если у Пруссии была только данцигская верфь,а боевые корабли регулярно заказывались за границей,то у объединенной Германии появились крупные верфи в Штеттине("Вулкан"),Эльбинге("Шихау"),госверфи в Вильгельмсхафене и Киле и т.д. Началось проектирование Кильского канала,ставшего центральным узлом флотской инфраструктуры.

Армейские генералы ,конечно,не могли похвастать опытом морских баталий,но внесли в созданный флот прусский порядок . Для "армейцев" , генералов фон Штоша и фон Каприви ,в общей сложности 18 лет создавших базу общегерманского флота,внимание к крейсерам было вполне объяснимым. В их понимании это был морской аналог кавалерии.Только при Штоше на воду спустили 22 корвета и авизо.

Первые серии германских кораблей не блистали своим совершенством,но в целом флот нарабатывал опыт и обученных моряков,учились конструкторы,инженеры и рабочие.

После знаменитого боя английских крейсеров с мятежным перуанским монитором "Гуаскар" необходимость бронирования крейсеров стала очевидной.Речь шла только о схеме и мощности бронирования.

Немцы первые крейсера с бронированием палубы заложили в 1886 году.По действующей классификации они считали эти корабли корветами.

В 1886 г. на верфи «Вулкан A.G.» в Штеттине и на «Германия-верфь» в Киле заложили два однотипных крейсера-корвета под литерными обозначениями соответственно «F» и «G». «F» был спущен на воду 23 июля 1887 г., получив имя «Ирене», «G» — спустя два месяца с именем «Принцесс Вильгельм». Стоимость кораблей- «Ирене» 5 млн. 115 тыс. марок, «Принцесс Вильгельм» 4 млн. 536 тыс. марок.

-2
-3
-4

-5

Головной крейсер получил имя в честь гессенской принцессы,супруги брата императора,второй корабль-в честь супруги принца Вильгельма,будущего императора.

Принцесса Ирины Гессенской и Рейнской ( Ирэн Луиза Мария-Анна, Принцесса Гессенская и Рейнская , 11 июля 1866 г. - 11 ноября 1953 г.) была третьим ребенком и третьей дочерью принцессы Алисы Соединенного Королевства и Людовика IV, великого князя Гессенского и по Рейну . Ее бабушкой и дедушкой по материнской линии были королева Виктория и принц Саксен-Кобургский и Готский Альберт . Ее дедушка и бабушка по отцовской линии были принцем Карлом Гессенским, Рейном и принцессой Елизаветой Прусской . Она была женой принца Генриха Прусского , младшего брата Вильгельма II, немецкого императора и ее двоюродного брата. Сестра российской императрицы Александры Федоровны.
Princess_Irene_of_Hesse
Princess_Irene_of_Hesse
Августа Виктория (Auguste Viktoria Фредерика Луиза Феодора Дженне, 22 октября 1858 - 11 апреля 1921) последняя немецкая императрица и королева Пруссии,супруга Вильгельма II, германского императора .
Августа Виктория
Августа Виктория

-8

-9

«Ирене» SMS Irene верфь «Вулкан» (Vulcan A.G.), Штеттин. Заложен в 1886 году .На воду крейсер спустили 23 июля 1887 года, а в строй он вступил 25 мая 1888 года. В 1893 году был перевооружён. В 1903 — 1907 годах прошёл ремонт в Вильгельмсхафене. В 1914 году был разоружён и стал плавбазой подводных лодок, затем плавучей казармой. Списан и продан на слом в 1921 году.

«Принцесс Вильгельм» SMS Prinzess Wilhelm верфь «Германия» (Germaniawerft) , Киль. Заложен в 1886 году. На воду крейсер спустили 22 сентября 1887 года, а в строй он вступил 13 ноября 1889 года. В 1893 году был перевооружён. В 1899 — 1902 годах прошёл ремонт в Вильгельмсхафене. В 1914 году был разоружён и стал минным тендером. Списан и продан на слом в 1922 году.

Водоизмещение 5027 т. Длина 103,7 м. Ширина14,2 м Осадка7,63 м. Бронирование-Палуба — 50…70 мм.Двигатели-2 паровые машины типа «компаунд»,8000 л. с. .Движитель 2 винта. Скорость хода проектная 18 узлов. Экипаж 365 человек.
Вооружение-14 × 1 — 150-мм, 6 × 1 — 37-мм. Минно-торпедное вооружение-3 однотрубных 350-мм торпедных аппарата

В 1893 г. оба крейсера прошли перевооружение. На них установили 4 150-мм в спонсонах, 8 105-мм по бортам, 6 52-мм скорострельных орудий.

«Принцесс Вильгельм» в 1899-1902 гг., «Ирене» — в 1903-07 гг. в Вильгельмсгафене прошли капитальный ремонт, и в результате их водоизмещение снизилось до 4300 т, а скорость возросла до 19,5 уз. Изменился и состав вооружения: на кораблях установили 4 150-мм в спонсонах и 7 88-мм орудий.

-11

Крейсера имели двухтрубный силуэт с двумя боевыми мачтами и ярко выраженным тараном в носовой части.По всей длине корабля шло двойное дно,а во избежания обрастания днища подводная часть была обшита деревом и медью.Корабли отличались хорошей управляемостью и маневренностью,неплохой мореходностью и устойчивостью ко всем видам качки.

Водоизмещение стандартное-4270 тонн,полное-4947 длинных (5027 метрических,5541 коротких)тонн,максимальную длину 103,7 метра,а по ватерлинии 98,9 метра.

Основную защиту крейсеру обеспечивала карапасная палуба толщиной от 20 до 75 мм на скосах.Кроме того борта прикрывали коффердамы с целлюлозой,модная тогда технология,но эффективности не проявившая.Машины крейсера и кожухи дымовых труб защищали гласисы высотой 90 см и толщиной в 120 мм. Орудия были прикрыты броневыми щитами,а боевая рубка имела 50 мм бронирование.

Силовая установка крейсера состояла из двух горизонтальных паровых компаунд машин ,четырех двойных цилиндрических котлов,общей мощностью 8000 л.с. Проектная скорость 18 узлов.На испытаниях крейсера показали скорость-"Ирене"- 18,1 узлов при 8223 л.с. узлов, "Принцесс Вильгельм"18,5 узлов при 9732 л.с. После модернизации 1902-1907 годов скорость удалось увеличить до 19,5 узлов.

По проекту крейсер был вооружен 4 150 мм 30 калиберными пушками Круппа в одиночных установках и 10 короткоствольными 22 калиберными пушками Круппа. .Дальность стрельбы до 8500 метров у длинноствольного и 5400 м у короткоствольного орудия. Орудия не были скорострельными.

Противоминную защиту обеспечивали 6 37 мм револьверных скорострельных пушек .

Из трех торпедных аппаратов 350 мм носовой был подводным,а два траверзных аппарата стояли на палубе.

Крейсера прошли масштабные модернизацию-в 1893 году .

Вместо старых 150 мм нескорострельных орудий были установлены 4 15 см SK L / 35 в спонсонах с дальностью до 10 000 метров и 8 10,5 см SK L / 35 вдоль бортов скорострельных орудий. Также на кораблях появились шесть скорострельных 5 см SK L / 40 .

Модернизация в 1899-1907 годах( «Принцесс Вильгельм» в 1899-1902 гг., «Ирене» — в 1903-07 гг.). уменьшила водоизмещение до 4300 тонн,а скорость увеличила до 19,5 узлов.Состав вооружения также изменился-осталось 4 150 мм в спонсонах и 7 88 мм пушек.

газета Die_Gartenlaube_(1889)
газета Die_Gartenlaube_(1889)

"Ирене" сразу после вступления в строй часто занимался сопровождением императорской яхты во время дипломатических визитов кайзера Вильгельма II по странам Европы.Уже летом 1888 года после коронации кайзер посетил Великобританию.Службу "Ирене" нес в 1-й дивизии принца Генриха(брата кайзера) в качестве флагмана.Зимой 1889-1890 годов кайзер посетил страны Средиземноморья -Турцию и Италию.Его сопровождал принц Генрих на "Ирене" и 2-я дивизия флота.В августе 1890 года "Ирене" сопровождал Вильгельма на регату Каус в Англию.

В 1893 году его ,наконец, перевооружили.

Устаревший крейсер закончил свою представительскую карьеру в конце ноября 1894 года ,когда его отправили в Касабланку-разбираться с убийством германского бизнесмена.

Ирэн на якоре
Ирэн на якоре

Затем крейсер был отправлен на восточноазиатские станции-участвовать в военно-морской демонстрации силы трех держав при давлении на Японию после японо-китайской войны. В эскадре контр-адмирала Поля Гофмана "Ирене" выполняла обязанности флагмана крейсерского отряда. С 1895 года в отряд вошли-систершип- «Принцесс Вильгельм» ,старый "Кайзер",небронированный крейсер "Корморан",корвет "Аркона" и канонерка "Илтис".

Главной проблемой германской восточноазиатской эскадры было отсутствие военно-морской базы в регионе. Германское правительство первоначально воздерживалось от силовых действий,уповая на покупку и дипломатию. Но после японо-китайской войны ослабевшую империю Цин начали буквально рвать на части со всех сторон. Новый командующий восточноазиатской эскадрой Отто фон Дидерихс,сменивший Тирпица,вел более агрессивную политику.Год он потратил на поиск подходящего места и в итоге захватил концессию в бухте Киачу (Цзяо-чжоу) .В это время "Ирене" в Гонконге ремонтировал машины и в операции не участвовал.К эскадре он вернулся 3 декабря 1896 года.

-14
-15

-16

Во время испано-американской войны ,после битвы в Манильском заливе, крейсер отправили для эвакуации германских граждан из охваченного восстаниями филиппинцев региона.

По пути "Ирене" замирил мятежный испанский корабль,объяснив представителям мятежников какое на самом деле неблагодарное дело-нападение на любой объект в присутствии боевого корабля.После встречи с парой американских боевых кораблей у Субик-бея,американская пресса начала активно интересоваться-что собственно делает германский крейсер в зоне американских интересов. Во избежание дипломатических осложнений,Дидерихс отозвал "Ирене" на базу.

В 1901 году крейсер вернулся в Германию.В 1903 году он встал в Вильгельмсхафене на модернизацию-до 1905,а то и 1907 года.С 17 февраля 1914 года он был разоружен и стал тендером подводных лодок в Киле.С 1916 года его перебросили в Вильгельмсхафен. Последнее время использовался в качестве плавучей казармы для подводников. 26 ноября 1921 года он был продан за 909 тысяч марок(уже инфляционных марок,конечно) и в 1922 году разобран.

SMS_Prinzess_Wilhelm
SMS_Prinzess_Wilhelm

Для «Принцесс Вильгельм» первые годы службы были тоже связаны с дипломатическими поручениями. В апреле 1891 года крейсер включили в состав 2-й дивизии.28 июня он уже провожал императорскую яхту в шотландский Каус ,а потом в норвежский Тромсё и далее до мыса Нордкап.

Mittelmeergeschw_Kiel_1889-blitz-irene-nixe-louise-niobe-kaiser-deut
Mittelmeergeschw_Kiel_1889-blitz-irene-nixe-louise-niobe-kaiser-deut

Prinzeß Wilhelm в Бергене.
Prinzeß Wilhelm в Бергене.

В начале 1892 года крейсер совершил вокруг-британский круиз ,где у острова Уайт спас немецкий пароход. Следующие дипломатические задания «Принцесс Вильгельм» выполнил в ходе визитов в Россию,Италию,Египет и Испанию,где представлял Германскую империю на церемонии празднования 400 летия открытия Америки Колумбом.

Принцесс Вильгельм в Восточной Азии
Принцесс Вильгельм в Восточной Азии

В 1893 году крейсер был перевооружён,после чего два года использовался для обучения курсантов.

27 апреля 1895 года «Принцесс Вильгельм» вышел на усиление восточноазиатской эскадры.Там он заменял корвет SMS Marie. Во время перехода ,в Красном море вышла из строя вентиляция и задохнулось несколько матросов,которых похоронили в Адене.4 июля крейсер вошел в эскадру адмирала Хоффмана.

Kiautschou_Besetzung_1897_
Kiautschou_Besetzung_1897_

Когда китайцами 1 ноября 1897 года были убиты два немца-католических миссионера,Дидерихс использовал полученный шанс-и "отомстил"-немцами был оккупирован город Цзяо-чжоу. «Принцесс Вильгельм» с небронированным крейсером "Корморан" затем захватили и Циндао.

Первое время немцам было неспокойно-вокруг города начали маневрировать китайские войска.Но 26 января 1898 года с парохода "Дармштадт" высадилось 1200 немецких морских пехотинцев.

Kaiser, Prinzeß Wilhelmи Cormoran входят в Киатсчоу, рисунок.
Kaiser, Prinzeß Wilhelmи Cormoran входят в Киатсчоу, рисунок.

Militär-Künstler-Litho-AK-WILLY-STÖWER-um-1898. Прибытие Irene в Киатсчоу
Militär-Künstler-Litho-AK-WILLY-STÖWER-um-1898. Прибытие Irene в Киатсчоу

-24

6 марта 1898 года Германия "узаконила" свои захваты, цинское правительство было вынуждено подписать договор о передаче ей захваченной территории в аренду на 99 лет.

Германские корабли в Циндао, 1900 г.
Германские корабли в Циндао, 1900 г.

В 1899 - 1902 годах прошёл ремонт в Вильгельмсхафене. С октября 1912 года крейсер перевели в резерв,в Данциг. 17 февраля 1914 года его вывели из боевого состава и разоружили. Но во время войны был использован как минный склад в Данциге и Вильгельмсхафене. В 1922 году его разобрали .

SMS_Prinzess_Wilhelm_NH_65769
SMS_Prinzess_Wilhelm_NH_65769

Первый немецкий бронепалубный крейсер IIранга получился довольно добротным. Приличная мореходность и средняя"крейсерская" скорость обеспечили крейсерам неплохую карьеру и в дипломатии европейской и в колониальной "дипломатии канонерок".

Единственный минус кайзеровского крейсера-вооружение. Использование нескорострельных пушек Круппа в первоначальном проекте,конечно,патриотично....но крейсера со скорострельными пушками автоматически получали шанс просто завалить "Ирене" снарядами. Крупп освоил морскую скорострельную артиллерию несколько позже Армстронга.

Надо отдать должное,как только Крупп освоил скорострелки,оба крейсера незамедлительно были на них перевооружены.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.