Весь серебряный век жил ожиданием катаклизма, который уничтожит старый мир и даст возможность родиться новому. Кто-то, приветствовал грядущую катастрофу, кто-то, напротив, ждал её с тревогой.
И вот после трех лет самой страшной на тот момент войны в истории, в России произошла революция, которая перевернула с ног на голову весь прежний порядок.
Стало ясно, что теперь уже ничто никогда не будет как прежде. а самые радикальные пророки предсказывали изменение не только социального порядка, но и всей природы, включая появление на земле нового преображенного человека.
Константину Юону ко времени революции было уже за 40. В молодости он успел уже поучаствовать в одной эстетической, революции устроенной объединением художников “Мир Искусства”, а также поработать художником на русских сезонах, ставших революционными в мире балета.
Но к 1917-му он считался уважаемым и совсем не авангардным художником. Он не был сторонником революции, но, как и многие современники, воспринял её как событие космического масштаба, которое слишком огромно, чтобы быть просто злом или благом.
Именно об этом его самая неожиданная картина “Новая планета” (1921). Это не столько новая, сколько обновляющаяся планета. Изображенные супрематисткими кругами и линиями взрывы вырывающейся материи исходят из недр самой земли.
Люди реагируют на происходящее абсолютно по-разному: кто-то в панике, а кто-то радостно приветствует начавшееся обновление.
Но...реакция людей не имеет никакого значения. Люди - не имеют значения. И это, станет главной характерной чертой новой реальности. Отныне значение будет иметь всё что угодно - классовая справедливость, расовое превосходство, гендерное равенство или рыночная доля, но не отдельный человек с его маленькой жизнью.
Бог старого мира мог не нравится и казаться жестоким, но с ним было возможно персональное общение. Новым миром правят огромные шары абстрактных идей - яркие, но холодные и равнодушные, ибо не живые.