Найти в Дзене
Иван Бутрий

Расщепление в вокале Гедди Ли из "Rush"

Гэри Ли Вайнриб, более известный как Гедди Ли - канадский музыкант польского происхождения, который оставил большой след в музыке в качестве вокалиста, бас-гитариста, автора музыки и аранжировок культового трио "Rush". Его голос уникален и узнаваем, а вокальный диапазон - более трёх октав, пусть и снизился с годами.

Гедди за 50, но он в деле!
Гедди за 50, но он в деле!

Гедди - признанный мастер вокального искусства: он сохранил свой голос на протяжении более чем сорокалетней карьеры, практически непрерывно выступая, его живые перфомансы всегда отличаются качеством и чистотой, плюс ко всему вместе с исполнением вокальных партий Ли виртуозно играет на бас-гитаре, использует клавишные а также ножной программируемый синтезатор, что является большой редкостью. Гедди всегда искал максимального разнообразия в музыке, "Rush" на протяжении всей долгой карьеры экспериментировали со звучанием и музыкальными стилями, однако в одном фронтмен всегда оставался неизменным - в своих выступлениях он пользовался исключительно чистым вокалом, практически не используя ложные связки.

Целая студия на сцене
Целая студия на сцене

В один момент мне стало крайне любопытно, с чем связан сей факт, так как, на мой взгляд, освоение ложных связок является частью вокального мастерства и вполне естественным и логичным результатом пения с хорошей опорой и в комфортной позиции. Заметно, как многие вокалисты при освоении микста начинают постепенно расщеплять звук, просто потому, что правильная вокальная позиция позволяет сделать это без напряжения. Можно, к примеру, посмотреть живые выступления Сергея Лазарева, Фредди Меркьюри, Валерия Кипелова, чтобы получить наглядную иллюстрацию данного вопроса. Было ли такое с Гедди? Оказывается, да. Включаем ранние выступления "Rush" (до "Exit. Stage Left") и слышим драйвовые высокие партии с заскоками во вторую октаву и стилистически неизбежным дисторшном в голосе. В те годы высокий и слегка "подогретый" вокал был на гребне моды -вспомним такие коллективы, как "Aerosmith", "Yes", "Cream" и в целом, полагаю, все понимают, о чём идёт речь.

1974-й год.
1974-й год.

Столь высокие партии, каким бы от природы предрасположенным голосовым аппаратом ты не обладал, не спеть без подключения назального, "лицевого" резонирования, что Гедди и делал, исполняя свои партии на прекрасной опоре он имел возможность пулять невероятно высокие как для пения "в маску" ноты вплоть до "соль" второй октавы. При таком позиционировании голоса расщепление также стремится к назальному резонированию. Но что же дальше? Чем ближе к девяностым годам мы подходим, тем ниже и чище становится вокал канадского фронтмена, высокие назальные партии ему уже не даются, даже на альбоме 1978 года "Hemispheres" высокие ноты звучат натянуто и слышно, что берёт он их с трудом. Ни о каком вокале с перегрузом с этого момента и речи не идёт. В чём же причина такого развития событий?

По тому, как человек открывает рот, уже можно понять, умеет он петь, или нет.
По тому, как человек открывает рот, уже можно понять, умеет он петь, или нет.

Гедди - самоучка с природным талантом, в его время эстрадная вокальная школа не была так развита, как сейчас. Из интервью его окружения доподлинно известно, что он кропотливо работал над своим вокалом, и, очевидно, раскрыл заложенные природой способности к использованию головного и лицевого резонирования. Очевидно, что пение нот второй октавы в комфортной позиции дало возможность использовать ложные связки для придания звуку низких частот, однако перенести этот навык на микст "грудь-голова" Гедди не смог, не сумел "вытащить из носа" расщепление, и оно так и осталось там, наверху, в отсечённой с возрастом части диапазона, соответственно, попытки по той же технике расщепить обычный микст приводят к кривому звуку и болезненным ощущениям.

Подкрасить звук лицом никто не запрещал:)
Подкрасить звук лицом никто не запрещал:)

В условиях постоянных записей, гастролей и недостаточной теоретической базы Гедди просто не стал в это ввязываться. Он и так сделал очень многое для музыки, его голос и без примочек был визитной карточкой коллектива, так что его вполне можно понять. Сложно представить "Rush", который звучал бы как "Metallica" в прогрессивном роке, так что нам остаётся только радоваться тому, что всё сложилось, как сложилось. Пишите в комментариях, нравится ли вам творчество канадского трио, а я могу пообещать, что это далеко не последний пост, посвященный этим легендам.