Гэри Ли Вайнриб, более известный как Гедди Ли - канадский музыкант польского происхождения, который оставил большой след в музыке в качестве вокалиста, бас-гитариста, автора музыки и аранжировок культового трио "Rush". Его голос уникален и узнаваем, а вокальный диапазон - более трёх октав, пусть и снизился с годами.
Гедди - признанный мастер вокального искусства: он сохранил свой голос на протяжении более чем сорокалетней карьеры, практически непрерывно выступая, его живые перфомансы всегда отличаются качеством и чистотой, плюс ко всему вместе с исполнением вокальных партий Ли виртуозно играет на бас-гитаре, использует клавишные а также ножной программируемый синтезатор, что является большой редкостью. Гедди всегда искал максимального разнообразия в музыке, "Rush" на протяжении всей долгой карьеры экспериментировали со звучанием и музыкальными стилями, однако в одном фронтмен всегда оставался неизменным - в своих выступлениях он пользовался исключительно чистым вокалом, практически не используя ложные связки.
В один момент мне стало крайне любопытно, с чем связан сей факт, так как, на мой взгляд, освоение ложных связок является частью вокального мастерства и вполне естественным и логичным результатом пения с хорошей опорой и в комфортной позиции. Заметно, как многие вокалисты при освоении микста начинают постепенно расщеплять звук, просто потому, что правильная вокальная позиция позволяет сделать это без напряжения. Можно, к примеру, посмотреть живые выступления Сергея Лазарева, Фредди Меркьюри, Валерия Кипелова, чтобы получить наглядную иллюстрацию данного вопроса. Было ли такое с Гедди? Оказывается, да. Включаем ранние выступления "Rush" (до "Exit. Stage Left") и слышим драйвовые высокие партии с заскоками во вторую октаву и стилистически неизбежным дисторшном в голосе. В те годы высокий и слегка "подогретый" вокал был на гребне моды -вспомним такие коллективы, как "Aerosmith", "Yes", "Cream" и в целом, полагаю, все понимают, о чём идёт речь.
Столь высокие партии, каким бы от природы предрасположенным голосовым аппаратом ты не обладал, не спеть без подключения назального, "лицевого" резонирования, что Гедди и делал, исполняя свои партии на прекрасной опоре он имел возможность пулять невероятно высокие как для пения "в маску" ноты вплоть до "соль" второй октавы. При таком позиционировании голоса расщепление также стремится к назальному резонированию. Но что же дальше? Чем ближе к девяностым годам мы подходим, тем ниже и чище становится вокал канадского фронтмена, высокие назальные партии ему уже не даются, даже на альбоме 1978 года "Hemispheres" высокие ноты звучат натянуто и слышно, что берёт он их с трудом. Ни о каком вокале с перегрузом с этого момента и речи не идёт. В чём же причина такого развития событий?
Гедди - самоучка с природным талантом, в его время эстрадная вокальная школа не была так развита, как сейчас. Из интервью его окружения доподлинно известно, что он кропотливо работал над своим вокалом, и, очевидно, раскрыл заложенные природой способности к использованию головного и лицевого резонирования. Очевидно, что пение нот второй октавы в комфортной позиции дало возможность использовать ложные связки для придания звуку низких частот, однако перенести этот навык на микст "грудь-голова" Гедди не смог, не сумел "вытащить из носа" расщепление, и оно так и осталось там, наверху, в отсечённой с возрастом части диапазона, соответственно, попытки по той же технике расщепить обычный микст приводят к кривому звуку и болезненным ощущениям.
В условиях постоянных записей, гастролей и недостаточной теоретической базы Гедди просто не стал в это ввязываться. Он и так сделал очень многое для музыки, его голос и без примочек был визитной карточкой коллектива, так что его вполне можно понять. Сложно представить "Rush", который звучал бы как "Metallica" в прогрессивном роке, так что нам остаётся только радоваться тому, что всё сложилось, как сложилось. Пишите в комментариях, нравится ли вам творчество канадского трио, а я могу пообещать, что это далеко не последний пост, посвященный этим легендам.