…Шум стоял неимоверный. Старатели -люд суровый, семижильный. Пять дней уже судили-рядили, а все не получалось к результату дойти. Русская речь перемежалась китайской, уже и не понять было кто-что требует. Выбранный председателем артельного собрания Прохор Кудин за свою мудрую крестьянскую рассудительность и пудовые кулаки, которые шли в ход, когда собеседник к ней был невосприимчив, шушукался о чем-то с обрусевшим немцем Фоссе, на спорщиков внимания совсем не обращая. Но вот зычный голос Прохора перекрыл шум.
-Тихо, артельные! Анжинер говорить будет.
Карл Карлович Фоссе молча поднял руку, сдерживая самых непримиримых, которые в неостывшей горячке еще продолжали что-то доказывать друг другу в притихшем зале. Он прокашлялся и начал говорить. Сначала тихо, но постепенно голос приобретал стальные нотки и вот уже мужики внимали в полной тишине:
«- Два пути у нас, товарищи мои. Первый – оставить как есть миропорядок, что уже сложился. Но тогда смертоубийства и содомия будут продолжаться. Рано, поздно, ли – каторжные здесь окончательно верх возьмут и тогда честным старателям жизни не будет. Ни Цины, ни русский помазанник нам не защита. И второй путь…»
Карл Карлович обвел глазами притихших и внимающих артельщиков:
«И второй-свои законы ставить. Свое государство делать! По подобию североамериканских штатов. Даешь, Амурскую Калифорнию!»
***
Об Амурской калифорнии или Желтугинской республике знает не каждый российский историк. А между прочим, это было первое демократическое образование, которое построили русские на Дальнем Востоке, на территориях, принадлежащих Китаю (!), да еще и в 19 веке!
Более того, если бы на эту благодатную тему обратили внимание кинематографисты, то на документальном материале можно было сделать такой исторический блокбастер, который заткнул бы за пояс любой фильм о золотой лихорадке Клондайка. Все здесь: и приключения, и экономический детектив и политическая борьба двух империй и трагический финал. Но, об этом дальше.
Река Желтуга - приток Амура, она протекает по Могочинскому району Забайкальского края. И соответственно по территории Китая, в провинции Внутренняя Монголия. Там река называется Мохэ. В 19 веке места эти были дикие, необжитые. Тайга кругом.
Когда в 80-е годы позапрошлого столетия на Желтуге нашли золото, туда ринулись искатели приключений из Цинской империи и русские старатели. Благо, условная граница проходила, как раз в этих местах.
Очень быстро здесь сформировалось своеобразная колония, которая лишь номинально находилась на территории Китая (километрах в 10 от той самой засечной черты), но никому не подчинялась. Государственные институты не работали - добраться полиции сюда было очень сложно, да и не к чему. Своих забот хватало.
Поэтому, кроме авантюристов устремлялись сюда беглые каторжники и бандиты всех мастей. Преступность сразу же захлестнула желтугинские прииски.
Конечно, на Желтуге существовало некое подобие законов. Весьма условное, как на бандитской малине. Например, сюда был строго-настрого запрещен въезд женщинам. Да, они сюда и не стремились особо. Выжить в едкой среде разудалой вольницы - еще то искусство. Мало было найти и добыть золото- адская работа в 19 веке, нужно было его сохранить. Шайки русских головорезов и китайских хунхузов наводняли округу. Но, зато если везло старателю и он благополучно миновал все несчастья и привез золотой улов в ближайших город….
Известный русский писатель Валентин Пикуль, рассказывает об олигархе того времени из Благовещенска Базиле де Мордене, которого местные раньше знавали, как Ваську Мордасова. Разбогател Васька на желтугинском золоте и даже сумел сохранить капитал. Но в этом смысле он был практически одинок. Остальные спускали свои кровные за считанные месяцы, а то и дни.
«..Являлся из тайги босяк с мешком за плечами, а в том мешке ничего путного – ничего, кроме чистого золота. Конечно, сразу нанимал солдата с барабаном, парня с гармошкой, а еврея со скрипкой. После чего гулял, выстилая улицы города голубым бархатом, а бабы плясали вокруг него и взмахивали платочками, взвизгивая от удовольствия. Обычно старатели являлись в Благовещенск под осень, а весною, пропившись вдребезги, никому не нужные, снова нищие, они удалялись обратно в тайгу. Но редко кто из них возвращался: то ли тигр заел, то ли на хунхузов нарвался, то ли умер от голода в колодце своего глубокого шурфа, уже не в силах из него выбраться…».
Валентин Пикуль, Желтухинская республика.
В конце-концов вольница приелась. Отсутствие женщин сказывалось. В колонии начал процветать гомосексуализм. Кроме того, «мужички начали резать друг-друга почем зря». Последней каплей стало жестокое убийство повара, которому «..проломили череп с особенной жестокостью и разрубили тело на части».
Тогда артельщики и собрались на сход, где решили создать свое государственное образование с законами и административным аппаратом.
Президентом был избран горный инженер Карл Карлович Фоссе, а сама территория республики – разделена на штаты по количеству артелей. Создан парламент, куда вошли представители от каждой артели, в том числе и от китайских. Появился судебный орган и свой флаг: черно-желтый.
Закономерно возник и чиновничий аппарат. Например, президент получал жалование в 400 рублей. Кабатчиков, владельцев игорных домов и лавочников обложили справедливыми налогами.
Появилась своя милиция, установились строгие законы. Кстати, одним из них был как раз запрет на гомосексуализм. За это следовало наказание в виде 500 ударов кнутом с гвоздями. По-сути, смертная казнь - выжить после такой экзекуции было невозможно. Казнили и за воровство, и за убийство.
«Здешние законы очень просты, за то и суровы. За плутовство в игре, за подделку золотого песка, за обман при взвешивании его, за воровство и грабеж – смертная казнь без всяких разговоров. За пьянство в рабочее время, за драку, сокрытие женщин – наказание розгами. За неповиновение, за ссоры, влекущие потерю рабочего времени, но без побоев – денежный штраф в 1, 2, 4 и даже 10 золотников золотого песку» – писали «Петербургские Ведомости».
Многие наказания трактовались «по закону Моисееву», то есть по Библии – око за око.
В республику привезли женщин. Это были девицы легкого поведения и преимущественно китаянки. Порядочным дамам пока здесь делать было нечего и запрет на них оставался в силе.
Появился даже зоопарк! Более того, желтугинцы стали отправлять экспедиции на исследование близлежащей территории, проводить геологическую разведку и картографическое описание земель.
В конце концов, властям республики удалось навести в ней относительный порядок. Однако, развить государственность старателям не дали. И вот почему.
Золото, в основном скупали русские менялы, так как со стороны Китая подхода к приискам не было. Путь преграждала непроходимая тайга.
Китайские власти неоднократно выходили с предложениями к русскому генерал-губернатору Приамурья Корфу, разогнать старательскую республику. Но тот не спешил. Конечно же, желтугинцы были "поперек горла" и русским властям. В Приамурье из-за них взлетели цены на продовольствие. Крестьяне массово бросали наделы и уходили "мыть золотишко", относительно дешевое золото сильно обесценивало крестьянский труд. Наметился дефицит мяса, зерна.
Но, в то же время желтугинцы приносили огромную пользу Российской империи. Их прииски находились на территории Китая, а золото они по дешевке сбывали в Благовещенске и Чите, тем самым пополняя казну государства российского..
Считается, что за время существования республики ее старателями было добыто больше 500 пудов золота. Свыше 8 тонн.
В 1886 года, на третий год существования Желтугинской республики, у айгунького амбаня (наместника провинции) все же лопнули нервы. В результате воинской операции Цинской империи, Американская Калифорния перестала существовать. Китайские власти всех бывших соотечественников (тех что смогли поймать), казнили- отрубили им головы.
Русских передали на историческую родину, а там их отпустили восвояси.
По-разному сложилась их судьба. Кто-то вернулся к привычному крестьянскому труду, кто-то перебрался на другие прииски. Благо на Дальнем Востоке таких мест было очень много, правда большинство из них уже были оцивилизованы промышленными предприятиями.
А Карла Карловича Фоссе, говорят, видели уезжающим в Североамериканские Соединенные Штаты, где след бывшего президента первой азиатской демократической республики благополучно затерялся.
Похожие статьи:
Где Сталин прятал последнего императора Китая? Неизвестные подробности.