Глава 23
Зимой 1962 года я активно занимался вывозкой леса из Атюрьевского района. Делянки были выделены в сосновом лесу. Вывозил я его прямо в промкомбинат, где директором был Иван Андреевич Уткин, родом из Шалминовки. Он закончил промакадемию в Москве, человеком был грамотным, знающим своё дело. В бытность его работы промкомбинат быстро рос и развивался.
У нас с ним были очень хорошие партнёрские отношения: он помогал мне не только в приготовлении пиломатериалов, но и учил, как правильно всё списывать. Мне всё это очень пригодилось. Его же комбинат изготовил мне всю школьную мебель и классные доски. Потом, уже в Саранске, мы стали сотрудничать с ним на другой почве, когда его перевели туда на должность зам. министра местной промышленности, а я работал завучем школы №29.
Итак, наступил 1962 год. За зиму мы подготовили почти все изделия для возведения крыши, строительства потолков и полов, а также внутренних деревянных перегородок.
Когда я принимал строительство от М.Ф. Лексина, им был назначен прорабом Василий Демьянович Шестёркин, человек, имевший среднее образование и десятилетний тюремный срок. Кое-что в строительстве он понимал, но почти всегда приходил на работу выпивши. Он имел привычку пропивать стройматериалы, в июле 1961 года был уличён в краже, и был за это уволен. До конца дней своей жизни он был на меня за это в обиде.
После Шестёркина я взял на эту должность Якушкина Дмитрия, шофёра по специальности. Человек он был тогда непьющим, заботливым, физически сильным. До конца строительства мы проработали вместе. После пуска школы в эксплуатацию, я оставил его слесарем, но некоторое время спустя он стал очень сильно выпивать и, как следствие, в 1964 году мне пришлось его уволить. Но я к нему ещё вернусь позже.
Настало лето 1962 года. С большим трудом, с помощью Ельниковского райисполкома мне удалось сколотить стройбригаду из 15 человек, которая должна была выполнить все работы, связанные с возведением крыш, потолков, деревянных перегородок и навесом дверей. Оставалось сделать много кирпичной кладки столбиков под половые лаги.
Эту бригаду возглавлял Василий Иванович Савушкин. Это был не очень грамотный, но имевший хорошую русскую смекалку и золотые руки, человек. С ним мы всё согласовали и делали так, как было предусмотрено проектом.
Тут же я привёз и бригаду по монтажу отопительной систему. Её возглавлял Эдуард Яковлевич Татилов., с которым у меня позже завязались дружеские отношения. По приезду в Саранск мы стали дружить семьями. Его жена, Татилова Анна Ивановна, была зав. детским садиком, где потом воспитывался на правах самого близкого родственника мой внук Земсков Алексей. Он, можно сказать, высидел на её коленях около пяти лет.
3 августа 1962 года я привёз бригаду электромонтажников, которая в течение августа, сентября и начала октября выполнила электромонтаж по всему зданию. Этим же летом были установлены котлы в котельной, и была проведена вся теплосеть школы.
Пишу сейчас и не верю, что смог выполнить такой объём работы.
Как только были выполнены работы по установке теплосетей и электромонтаж, этим же летом я стал вести штукатурные работы. Бригаду штукатуров привёз из Краснослободска. Работали они по 17 часов в сутки, а параллельно работала и вторая бригада штукатуров по отделке котельной и школьных мастерских.
Этим же летом я произвёл замену металлической кровли второго корпуса старого здания школы. Эту работу выполняли Алексей Можиров и Иван Петрушков, а штука[D3] турку внутри этого здания вёл Николай Квасов. Таким образом, я дал возможность подзаработать всем своим родственникам. Все они остались довольны.
В принципе, все черновые работы по новому зданию были выполнены. Была запущена котельная, за зиму предстояло произвести остекление. И можно было бы на этом поставить точку в описании строительных работ, но добра без худа не бывает.
В конце октября 1962 года мне на школу была выделена грузовая машина, получить которую надо было в городе Ковылкино. Стояла хорошая, тёплая осень. В один из ясных октябрьских дней я выехал в Ковылкино, взяв с собой Дмитрия Якушкина, профессионального водителя. Мы не могли представить, что нам придётся там задержаться на целую неделю.
По разнарядке нам был выделен ЗИС-5, но он меня не очень устраивал. А рядом стоял автомобиль ГАЗ-63, у которого, правда, не было ни одного кардана. Обе эти машины были списаны с воинских частей и принимали участие в уборке урожая.
Проявив упрямство, я добился этой автомашины, и стал его ремонтировать. Шло время, погода быстро портилась, наступали холода. Я стал беспокоиться за отопительную систему школы – в то время она была заполнена водой и стояла под давлением. Алелеков Алексей (Ваньцов), работавший завхозом, совершенно не разбирался в технике, а был способен только запрячь лошадь. Ерёмина Екатерина Ананьевна была завучем и также ничего не понимала в этом деле.
Я продолжал надеяться, что серьёзного понижения температуры не будет, мне хотелось восстановить машину. Но в одно прекрасное утро, выйдя на улицу, мы увидели замерзшими все лужи; температура опустилась до минус десяти градусов. Сердце сжалось от боли, я понял, что случилась беда.