Найти тему

Новый ФГОС для среднего образования: что делать маленьким школам?

С 2020 года все средние школы перейдут на новый ФГОС СОО (среднего общего образования). Сейчас идёт активная подготовка к этому процессу. В чём же его новизна и почему маленькие школы оказываются в трудной ситуации?

Новый стандарт делает старшую школу (10-11 классы) профильной. Но профили были и раньше. Были, да не такие.

Сейчас профильное обучение становится обязательным и единственным возможным вариантом (включая индивидуальный учебный план). И сама профилизация становится намного существеннее.

В учебный план включаются 8 обязательных предметов (русский язык, литература, иностранный язык, история, математика, физкультура, ОБЖ, астрономия). Всего должно быть не менее 11 предметов. Потом формируются профили, то есть 3-4 предмета изучаются на углубленном уровне. Профилей всего 4 (естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический) плюс универсальный. В старом стандарте (ФК ГОС) было 11 профилей и возможность заниматься совсем без профиля.

Выбор остальных предметов, кроме 8 обязательных, происходит по принципу: хотя бы один из предметной области.

Вроде бы ничего особенного, но если посчитать внимательнее, оказывается, что предметов, изучаемых всегда в школе, больше, чем разрешает вести ФГОС. То есть ученик вполне осознанно может не изучать в 10-11 классах биологию, например. Или химию, или информатику. Математика входит в предметную область «математика и информатика» и как обязательный предмет уже включена в учебный план. Следовательно, информатика становится необязательной. То же самое и с обществознанием.

С одной стороны, это хорошо. Сколько было криков о том, что «зачем учить предметы, которые мне никогда не пригодятся!» Пожалуйста, не учите! Теперь это разрешается!

Но я что-то не уверен, что все дети (да, они ещё дети!) к 10 классу абсолютно точно знают, что им нужно от жизни и вполне осознанно выбрали свою дальнейшую профессиональную деятельность. (Тут в 50 не знаешь, что завтра понадобится!)

Мне кажется, как раз без астрономии можно было бы обойтись, а вот обойтись без химии, биологии, обществознания, физики… Ученики, которые пришли в 10 класс, в большинстве настроены всё-таки на получение высшего образования. в дальнейшей профессии при таком стремительном развитии, как сейчас, может понадобиться всё, что угодно. А у нас, извините, физика на уровне основной школы.

Конечно, выручит универсальный профиль – для тех, кто не определился, но.. перейдём к вопросу о маленьких школах.

Школа, в которой есть хотя бы 2 десятых класса по 20 учеников, может сформировать 1-2 профиля и ещё набрать пару групп на универсальные профили. Да у них уже возникают проблемы (подушевое финансирование – в маленькой группе оплата будет мизерной).

Мы, в своих сельских школах, про оплату уже и не говорим. Мы просто физически не сможет сформировать больше одного профиля – учителей нет! Не может один математик вести в одной группе 4 урока в неделю, а в другой – 6. Это невозможно вставить в расписание. А у нас и математик один, и физик (он же «астроном»), и биолог (он же «химик»).

Так что учёт «индивидуальных потребностей каждого ученика при формировании учебного плана» у нас пока невозможен.

Разговор про сетевые формы обучения тоже неуместен. Вряд ли кто-то выделит средства для перевозки каждого ученика.

Но ФГОС только вводится, посмотрим, что получится…