Найти тему

Разбор. «Я всегда сажусь за первую парту»

Сегодня разберём вот такую короткую статью. В ней парень первокурсник рассказывает про свой лайфхак в учёбе. При беглом взгляде может показаться, что у него всё хорошо в обучении. Он ходит на занятия и успешно сдаёт сессию. Но всё-таки мы попробуем пристальнее посмотреть, что является его основным мотивом.

**********

Со школы принято, что за первыми партами сидят ботаны-заучки, либо ребята с плохим зрением. Я всегда был из другой компании и чаще просиживал на последних рядах. Можно отвлечься, порисовать, достать смартфон, перекинуться парой фраз с товарищем. Ну кому нужна учёба-то в школьные годы?! [обычным нормальным школьникам] Да и рассаживали нас на постоянной основе. В школе по местам скакать не дадут. Куда скажут, туда и сядешь. Справедливо, а что?

Но детство кончилось, захотелось учиться, экзамены были сданы хорошо и я поступил в престижный университет в России [yже узнаёте маркер «престижный университет»?]. Невероятной свободой, независимостью и самостоятельностью наделяются первокурсники в новом учебном заведении. Дресс-код отсутствует, садись, куда хочешь, не ходи на пары (пока не отчислят)) - живи! После школы, это прям глоток свежего воздуха.

Я решил, что всегда и везде буду занимать первые ряды, принимать участие в лекциях и практиках, не буду отвлекаться. Пора уж за голову браться! Уже через месяц меня знали все преподаватели из потока [интересно, почему он акцентирует на этом внимание...]. Я старался быть активным на парах, участвовал в беседах, диалогах с учителем. Главное, мне самому нравилось и было интересно понимать, чувствовать и осмыслять новую информацию.

Я даже не стеснялся шутить, что иногда меня спасало от напряжённых или неудобных ситуаций. В случаях с неправильным ответом или глупостью, которую случайно ляпнул [то есть он сидел за первой партой и как настоящий выскочка пытался создать видимость работы. Не отвечал на вопросы по делу, а участвовал в беседах, то есть пытался всячески влезть в разговор с аудиторией. Ну и, само собой, искромётно шутил. Вы можете даже представить уровень его шуток по этому душному тексту]

Также я замечал, что преподаватель ищет меня взглядом, когда рассказывает новый материал. Я вдруг осознал, что за кафедрой стоит такой же человек и ему важно работать не впустую. Важно понимать, что его кто-то слушает в аудитории. Это делает труд значимым, помогает психологически. В наши дни сложно наладить контакт со студентами, которых уже нечем удивить. Уткнётся 40 человек в гаджеты, и не пробудить никого! Как работать с аудиторией, которой ваши слова - как в стену горох? [Парень представляет себя сильным и умным, разъясняя читателям банальные вещи. И ещё думает, что спасает бедолагу-профессора, утешая его своим участием в диалоге и веселя шутками. Кто, кроме него, сделает труд преподавателя значимым и поможет тому психологически..?]

Поэтому с профессорами я быстро нашёл контакт и понял, что эта связь мне практически гарантирует хорошие результаты в зачётной книжке [так вот всё-таки для чего он садится вперёд…]. Злоупотреблять этим я не собирался, меня радовали собственные успехи в изучении дисциплин. Садиться на первую парту оказалось одной из лучших моих идей в начале учёбы. Сессия близилась, а у меня в копилке уже были 3 зачёта-автомата, сданная курсовая работа и экзамен автоматом. Закрыл сессию на отлично [а знания хоть какие-то получил?]. Неудивительно, впрочем.

[Дальше в статье он приводит фото зачётной книжки, чтобы показать насколько он успешен в эту сессию. У кого-то есть сомнения, для чего он садился за первую парту?]

*********

Сама идея пересесть поближе к первым рядам или к окну не является какой-то предосудительной. Иногда действительно полезно переместиться на первую парту, если хочется расслышать, что говорит семинарист или лектор. Или пересесть туда, где посветлее и видно, что написано на доске. Это поможет лучше разобраться в каком-либо учебном вопросе. Но всё сводится в мотивам. Если есть настрой на получение знаний, то вряд ли нужно писать целую статью о таких очевидных вещах. То, что у человека плохой слух или зрение, и он поэтому решил сесть поближе, сложно назвать лайфхаком. Если же главный мотив — это получение оценок и зачётов, то всё описанное выше совсем не учёба. Более того, такие выскочки-ботаны, наоборот, вызывают только недоумение.

Есть пара мысленных экспериментов, которые позволяют определить настоящий мотив при такого рода пересаживаниях. Они не всегда работают, но если быть честным с самим собой, то в качестве первичной диагностики настроя на учёбу, могут помочь.

Суть первого эксперимента в следующем. Если вы пересаживаетесь за первую парту и пока не понимаете, что вами движет (стремление к знаниям или корыстные мотивы), задайте себе вопрос: «Пересел бы я за первую парту, если бы расположение лектора никак не влияло на оценку?». К примеру, если занятие ведёт дедушка, который очень добрый и всегда ставит пятёрки, поэтому последние 10 лет его не пускают к приёму устных и письменных экзаменов. Однако, в этом эксперименте всё-таки можно продолжать себя обманывать. Например, парень из статьи скорее всего ответит утвердительно, т.к. ошибочно считает, что он занимается учёбой и хочет разобраться в предмете.

Второй эксперимент ещё более показательный. Представьте себе, что в эту сессию всем в группе поставили зачёты и экзамены автоматом. Будете ли вы сидеть за первой партой на лекции? Или скорее вообще не будете ходить на занятия?

В этом разобранном тексте есть ещё один важный момент. Про него поговорим отдельно в следующей статье. А пока такой вопрос к читателям: что общего вы увидели в этом повествовании и в предыдущем? В них есть нечто схожее, что блокирует возможность чему-либо научиться для обоих авторов.