Найти тему
ГТРК "Владимир"

Композитор звуков и вкусов. Россини в Париже давал "музыкальные обеды"

Оглавление

Итальянского композитора Джоаккино Россини на его родине называют «Лебедь из Пезаро». Он родился 29 февраля 1792 года. И когда у человека день рождения 1 раз в 4 года, согласитесь - он отличается от других.

Его мать была швеёй и прекрасной вокалисткой, отец - городским валторнистом и трубачом. Первую оперу Россини написал в 18 лет, а к 20 не знал отбоя от заказов театров. Всеобщее восхищение итальянцев Россини вызвал после постановок опер «Сорока-воровка» и «Отелло». Европа пала к ногам маэстро после «Севильского цирюльника».

В 37 лет любимец публики оставил музыку и уехал в Париж, где достиг совершенства в других удовольствиях. Хотя злые языки поговаривали, что композитор просто «исписался».

Россини был гурманом

Радовался красоте и изысканности блюд всегда, с самого детства. В родном городе Россини Пезаро еда была простой, но всегда разной. Пасту подавали то с овощами, то с мясом, то с соусом. В Париже композитору доставляло огромное удовольствие проводить музыкальные вечера, удивлять своих гостей музыкой и блюдами собственного приготовления, самому наполнять бокалы редким вином и портвейном.

Винный погреб Россини всегда был полон напитками из запасов короля Португалии, преданного поклонника композитора. Особой популярности вечера достигли в середине 50-х годов 19 века, собирая по субботам до трех десятков избранных гостей. Министры, послы и аристократы мечтали попасть на «музыкальные» обеды Россини.

-2

"Грех обжорства"

Рецепты композитора остались в истории кулинарии, как оперы в истории музыки. Список рецептов получился таким внушительным, что композитор написал кулинарную книгу «Россини и грех обжорства».

Знаменитый шеф-повар того времени сказал о Россини так: «Если этот господин разбирается в музыке так же как в макаронах, он действительно великий композитор». Россини, которому передали эти слова, отозвался: «Похвала, до коей не поднимался никто из моих музыкальных критиков».

Музыкальная кухня Россини

Она весьма проста. Но, как говорят итальянцы,Gusto raffinato - обладает изысканным вкусом. Сам прекрасный исполнитель, Россини знал особенности инструментов: потрясающее владение смычком даёт разный эффект – то ударных, то струнных. Гибкая мелодия у него часто соединена со сложным ритмом. Оркестр вступает в диалог с певцами, а не просто используется как аккомпанемент.

Несколько капель определённых красок – и блюдо или партитура становится особенной! На родине Россини, где уже 30 лет проходят фестивали, говорят: «Музыку Россини нужно смаковать, как любое блюдо в Пезаро». А русский коллега (тоже композитор и кулинар) Игорь Стравинский позавидовал славе Россини: «Настоящее бессмертие приходит, когда в твою честь называют блюда».

Юмор в жизни и в звуках

Ещё добавим штрихов к портрету Россини – он бонвиван, ленив до самозабвения, ему было легче переписать партитуру, чем наклониться за ней. Любил розыгрыши. Известна его фраза: «Дайте мне список покупок, и я положу его на музыку». «Севильского цирюльника» создал за 13 дней. Со стороны всё выглядит легко, но лёгкость не означает поверхностность.

Музыка Россини весьма серьёзна, написана по всем музыкальным канонам. Он мастер оперы буфф (комедии), но у него есть и героическая, духовная музыка. Переехав в Париж, оставил свою собственность родному городу для создания консерватории, теперь она носит его имя.

Современники Россини не знали, что он страдал депрессиями, часто болел, рано растолстел и страдал одышкой. Но все жизненные происшествия воспринимал с улыбкой. В его операх практически всегда хороший конец, влюблённые соединяются.

Умер композитор в Париже, похоронен во Флоренции.

-3

Застольная философия маэстро

Закончим словами самого маэстро Россини, который весьма образно описал своё кредо: «Желудок – дирижёр, который руководит оркестром наших страстей и приводит их в действие. Пустой желудок для меня как фагот, который журчит от недовольства или флейта-пикколо, которая исполняет своё желание в визгливых тонах. Полный желудок – треугольник удовольствия или барабан радости. Что касается любви, то я рассматриваю её как примадонну, как богиню, которая наполняет мозг каватинами, опьяняет слух и восхищает сердце. Еда, любовь, пение и пищеварение – вот поистине четыре акта оперы, которая называется жизнь и которая исчезает как пена от шампанского. Тот, у кого она протекает без наслаждения, – полнейший глупец».

Яна Тарасова, "Радио России - Владимир"

Вести Владимир