3 марта с разницей в сорок лет в этих городах были подписаны два разных договора – согласно одному Россия прирастала территориями, а по второму лишалась их. О предыстории и последствиях этих событий – в обзоре ИА FederalCity.
Маленький городок Сан-Стефано вошел в историю после того, как пасмурным вечером 3 марта 1878 года в нем был заключен мирный договор между Российской и Османской империями.
Свои подписи под документом, подводящим итог очередной, двенадцатой по счету русско-турецкой войны, поставили дипломаты граф Николай Игнатьев и Александр Нелидов, а также министр иностранных дел Савфет-паша и посол Саадуллах-паша.
Эта война между Россией и Турцией, как и подавляющее большинство предыдущих, закончилась поражением Стамбула. Военная кампания 1877-1878 годов проходила большей частью на территории Болгарии и в Закавказье, и вписала немало славных страниц в историю российской армии.
После того, как турецкий гарнизон крепости Плевна сдался, путь к проливам и Стамбулу-Константинополю был открыт. Османская империя лишилась всех своих владений в Европе, и только угроза новой войны со стороны Великобритании, Австро-Венгрии и Франции удержала генерала Михаила Скобелева от взятия турецкой столицы.
Стамбул был готов к уступкам, и в результате Сан-Стефанского мирного договора Сербия и Черногория обретали независимость, а Болгария статус автономии. Балканские славяне и братья по вере получили свободу – оплаченную кровью российского воинства.
Кроме того, за Санкт-Петербургом оставался контроль за частью Бессарабии и устьем Дуная, а в Закавказье в состав Российской империи вошли город Батуми с Аджарией, крепости Ардаган и Карс с окрестными землями.
Контрибуция, которую турки должны были заплатить России, составила более 300 миллионов рублей.
Это был явно хороший день для российской дипломатии.
Спустя сорок лет, 3 марта 1918 года, в городе Брест-Литовске был подписан еще один договор, и его к внешнеполитическим успехам отнести было никак нельзя.
Революция 1917 года не только уничтожила Российскую империю и лишила ее статуса победителя в Первой мировой войне, но и привела к значительным территориальным потерям.
Разложившаяся царская армия уже не могла воевать на Западном фронте с Германией, Австро-Венгрией и Болгарией, а на Кавказском фронте с Турцией. Пришедшие к власти большевики к тому времени еще не сумели создать полноценную Красную Армию.
Поэтому Владимир Ленин и Лев Троцкий решили, что лучше попробовать удержать хотя бы центральную часть Советской России, нежели лишиться власти после взятия немцами Санкт-Петербурга и Москвы.
Большевики решили заключить с противниками Антанты (куда относилась и Российская империя), сепаратный мир.
Результатам долгих трехэтапных переговоров было заключение мирного договора, который был подписан 3 марта 1918 года в Брест-Литовске между Германской, Австро-Венгерской, Османской империями и королевством Болгария с одной стороны, и РСФСР с другой.
Условия так называемого Брестского мира были крайне унизительны для России – она теряла Украину, часть Белоруссии, Прибалтику, Финляндию, отдавала Турции полученные в 1878 году Батуми, Карс, Ардаган, а также выводила войска из занятых генералом Юденичем значительных территорий Османской империи.
Кроме того, Советская Россия была обязана распустить армию и Красную Гвардию, разоружить флот, выплатить шесть миллиардов марок (из них четверть золотом) и 500 миллионов золотых рублей репараций.
Самим обидным для большевистской дипломатии был тот факт, что Германия и Австро-Венгрия не просуществовали после Брестского мира и семи месяцев – они были сметены революциями.
Однако было уже поздно – РСФСР не допустили в ряды победителей, поэтому денонсация Советской Россией Брестского мира в ноябре 1918 года уже ничего не решала.
И если победа в Гражданской войне и успешное противодействие интервентам вернули в состав России Украину и Белоруссию, а потом и Прибалтику, приобретенные по Сан-Стефанскому мирному договору Карс и Ардаган возвратить не удалось.
Более того, дальнейшие заигрывания Ленина с турецкими властями привели к тому, что в 1920 году по Московскому договору Стамбулу отошла область с горой Арарат, которая входила в состав Российской империи с 1828 года.
А ведь в январе 1917 года казаки генерала Николая Юденича стояли в трех суточных переходах от Анкары - нынешней столицы Турции, а Великобритания с Францией готовы были признать за Российской империей право контролировать проливы Босфор и Дарданеллы.
Вот что случается, когда в порыве революционной борьбы обнуляются многовековые усилия воинов и дипломатов.
Хочется верить, что уроки Сан-Стефано и Брест-Литовска хорошо усвоены всеми слоями современного российского общества.
Читать статью на сайте ИА FederalCity
Пожалуйста, не забывайте подписываться на канал FederalCity и ставить лайки. Ваши оценки, очень важны для нас, именно Вы помогаете развитию канала.