Осенью 1896 года правительство империи Цин заказало в Германии серию из 4-х новейших быстроходных эсминцев типа «Хай-Лун». Названия они получили традиционно поэтические- ( «Хай Хуа» ,«Хай Лун», «Хай Цин», «Хай Си»),хотя для русского слуха и не самые благозвучные.Но интересующий нас «Хай Хуа» -это «Морской цветок». Заказ выполняла фирма "Шихау"с традиционным немецким качеством.Все четыре корабля на испытаниях показали рекордно высокую скорость и в 1899 году своим ходом перешли в Китай.
Это кстати было время когда корабли второстепенных держав могли иногда по техническому уровню соперничать с перворанговыми флотами. Достаточно напомнить про "Эсмеральду"и "О Хиггинса",оказавших большое влияние на развитие всего класса.
Миноносцы прибыли в Китай к началу восстания «боксёров» и были поставлены на защиту фортов Дагу(Таку). Повстанцев активно поддержали регулярная армия и флот.
Союзная эскадра великих держав-России,Англии,Германии,Италии,Франции,Японии и Австро-Венгрии встала перед необходимостью нейтрализовать китайские форты в Дагу(Тагу),нависающие над линией снабжения союзных войск в Пекине.
Штурмовали китайскую крепость из-за мелководья 7 канонерок и 5 миноносцев союзников. От России там были канлодки "Гиляк" под командованием уже известного нам В. Ф. Сарычева(будущий командир "Боярина"),"Кореец" , "Бобр" и два миноносца.
4 июня 1900 года канонерка «Гиляк» и английские эсминцы «Фэйм» и «Вайтинг» выдвинулись на рейд Таку где стояли новые китайские миноносцы «Хай Лун», «Хай Цин», «Хай Си» и «Хай Хуа». «Гиляк» поддерживал пулемётным огнём атаку «HMS Fame» и «HMS Whiting» на четыре китайских миноносца, стоявших у арсенала Таку. Их команды пытались отстреливаться, но после непродолжительной перестрелки и гибели командира миноносца «Хай Хуа» и нескольких матросов , бежали на берег. Английский десант под командованием лейтенанта Роджера Кийза легко захватил миноносцы. Новые корабли немецкой постройки,с рекордной скоростью и еще не угробленные китайским обслуживанием,заинтересовали союзников в качестве трофеев. Союзники отвели захваченные корабли к Тангу, где их все переименовали в «Таку» и поделили между британцами, русскими, французами и немцами. При дележе бывший «Хай Хуа» 7 июня 1900 года отошёл к России
Команду миноносца сформировали из офицеров и матросов с других кораблей эскадры, и после исправления незначительных повреждений, 14 июня 1900 года на «Таку» был поднят Андреевский флаг и корабль вступил в строй русского флота.
Императорским указом 27 января 1901 года новому кораблю русского флота было присвоено имя погибшего при штурме Дагу артиллерийского офицера канонерской лодки "Кореец" лейтенанта Буракова Евгения Николаевича.
"Лейтенант Бураков" мог похвастаться отменной скоростью в 33 узла . На испытаниях миноносец легко держал 28-узловый ход в течение 8 часов. «Лейтенант Бураков» стал самым быстроходным миноносцем русского флота.
«Лейтенант Бураков» ( до 27 января 1901 года «Таку» ,до 4 июня 1900 года «Хай Хуа» Hǎi Huā 海華 («Морской цветок») ). Судоверфь фирмы «Шихау», Эльбинг. заводской № 611 .Заложен 1897 год.Спущен на воду 1898 год. Введён в эксплуатацию 1899 год. Взорван в бухте Тахэ 29 июля 1904 года.
Водоизмещение 280 тонн. Длина 59,1 м. Ширина 6,4 м. Осадка 2,6 м. Двигатели-2 паровые машины, 4 котла Торникрофта ,6000 л. с. Движитель-2 винта. Скорость хода 33,6 узла. Дальность плавания 2000 морских миль на 10 узлах. Экипаж 4 офицера и 53 матроса.
Вооружение-6 × 47-мм (по некоторым данным, в 1904 было установлено 75-мм орудие).Минно-торпедное вооружение -С 1899 года:
2 × 356-мм ТА системы Шварцкопфа,С 1904 года:1 × 381-мм ТА
В русском флоте торпедные аппараты системы Шварцкопфа не использовались,поэтому в 1904 они были демонтированы и заменены однотрубным аппаратом российского образца .
Конструкция миноносца была типичной для миноносцев фирмы «Шихау» — склепанный корпус из оцинкованной стали, разделённый на девять водонепроницаемых отсеков. Каждая вертикальная трехцилиндровая машина тройного расширения с четырьмя водотрубными котлами системы Торникрофта размещалась в собственном отделении.
Рекордная быстроходность "Лейтенанта Буракова" сделала его одним из самых востребованных кораблей порт-артурской эскадры.Ему не раз приходилось прорывать японскую блокаду и доставлять послания в Инкоу и Чифу .
По приказу командующего эскадрой Тихого океана № 78 от 8 мая 1904 года ,с «Лейтенанта Буракова» сняли пять 47-мм орудий и установили по два орудия на форте № 2 и на укреплении № 4, а также одно на укреплении № 3.
2 июня 1904 года "Лейтенант Бураков" прорвал блокаду и доставил депеши Наместнику на Дальнем Востоке из Порт-Артура в Инкоу и Сеньючен. 4 июня миноносец вернулся. За высокое штурманское искусство в этом походе Е.С.Гернет был награждён орденом Св.Станислава с мечами и бантом .
Ночью 20 июня 1904 года штурманский офицер Е. С. Гернет без помощи китайского лоцмана (во избежание предательства)провёл миноносец мимо блокирующих Порт-Артур японских кораблей и доставил адъютанта графа Н. И. Гантимурова с важным донесением в Чифу, за что последний 21 июня 1904 года получил Орден Святой Анны 3-й степени с бантом и мечами. Днём миноносец благополучно вернулся.
11(23) июля 1904 года «Лейтенант Бураков» и «Боевой» находились в бухте Тахэ на плановом дежурстве . Оба миноносца были атакованы и сильно повреждены японскими минными катерами с эскадренных броненосцев «Микаса» и «Фудзи». При взрыве на корабле убило двоих и ранило четверых человек, а также затопило машинное отделение, вследствие чего корабль лишился хода. Миноносец «Грозовой» начал буксировку к берегу тяжело повреждённого миноносца, но зацепив грунт винтами погнул гребные валы и тоже потерял ход. Далее «Лейтенант Бураков» был выброшен на отмель, а во время отлива корпус переломился пополам. Перед занятием бухты Тахэ японцами с «Лейтенанта Буракова» сняли ценные вещи и вооружение, а остов миноносца взорвали 17(29)июля.
На "Лейтенанте Буракове" служил помощником старшего инженера-механика Зверев Василий Васильевич ,будучи старшим инженер-механиком миноносца «Сильный»; погиб в бою, закрыв своим телом пробитый паропровод миноносца и обеспечив ему ход. Именем Зверева был назван корабль Балтийского флота — головной эскадренный миноносец «Инженер-механик Зверев», спущенный на воду 24 сентября 1906 года.
- Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.