Найти тему
Морская коллекция

Эскадренные миноносцы. Китайские трофеи. “Хай Лунь”

Оглавление

В стяжательстве друг с другом состязаясь,    
Все ненасытны в помыслах своих,    
Себя прощают, прочих судят строго,
И вечно зависть гложет их сердца
Цюй Юань

В феврале 1895 года Империя Цин лишилась своего самого мощного флота, Бэйянского. Осталась лишь пара старых деревянных кораблей. Несколько единиц удалось выдернуть с южных флотов, хотя те сами дышали на ладан. Все равно, столица империи была беззащитна со стороны моря. Правительство было вынуждено заняться восстановлением Северного флота. Две собственные верфи Китая к этому времени уже отстали настолько, что на них не было никакой надежды. Помогла, как всегда, заграница. Уже в 1896 году Армстронгу была заказана пара "эльзвикских крейсеров" последней модели по 4300 тонн водоизмещением, но китайцы не забыли и про немцев. Им заказали три бронепалубных крейсера по 2700 тонн (верфь "Вулкан"). Тогда же фирма "Шихау" из Эльбинга получила заказ на 4 миноносца водоизмещением по 280 тонн. В техзадании акцент был сделан на скорость(в контракте 30 узлов).

Четыре миноносца получили красивые имена-"Хайлун" ("Морской дракон", заводской №608), "Хайси" ("Морской носорог", №609), "Хайцин" ("Морская синева", №610) и "Хайхуа" ("Морской цветок", №611). Это были первые китайские эсминцы.

По проекту вооружение кораблей состояло из шести скорострельных 47-мм орудий и двух 350-мм минных аппаратов. Стоимость составила около миллиона марок за штуку. Общая стоимость четырех кораблей составила 3 ​​689 356 марок.

Фурор случился позже, когда осенью 1898 года головной миноносец прошел ходовые испытания, показав 35,2 узла. С 67 тоннами угля скорость упала до 33,6 узла, что все равно было гораздо выше контрактной. Все четверо стали рекордсменами. Рекорд французского эсминца в 31.03 узла был побит. «Хайхуа» развивал скорость 33,6 узла. Но фирма, безусловно, ради рекламных достижений кое-чем пожертвовала. Именно прочностью корпуса, конструкция была облегчена настолько, что в ходе эксплуатации ее пришлось неоднократно усиливать, чтобы миноносцы не развалились на ходу.

В итоге к 1900 году скоростные характеристики рекордсменов сравнялись с обычными серийными эсминцами типа "S-90" на уровне 25-27 узлов.

В 1899 году миноносцы своим ходом успешно перешли в Китай, как раз к пику восстания боксеров (ихетуаней). После поражения в войне с Японией Китай начали рвать на части. В 1897 году Германия захватила бухту Циндао с окрестностями и заставила цинское правительство с этим смириться. Следом явочным порядком Великобритания захватила Вэйхайвэй, вынудив Китай оформить на него аренду. Россия, при поддержке Германии и Франции, обломала Японию, "вернув" Китаю завоеванный ею Ляодунский полуостров. Но ненадолго. Вскоре и русские корабли самозахватом "оформили" аренду на Порт-Артур.

Теперь Северная китайская эскадра могла базироваться только в Таку (Дагу) или Чифу. Основным военным портом Северного Китая стал Дагу с его открытым рейдом и устьем реки Байхэ.

Поражение в войне и открытый грабеж со стороны колониальных стран привели страну к новому крупному восстанию. Повстанцы-ихэтуани убивали иностранцев, жгли христианские миссии, убивали китайцев-христиан. Цинская армия, как всегда, вяло им сопротивлялась. В итоге "боксеры" осадили Посольский квартал в Пекине, где укрылись иностранцы и христиане. Когда правящая императрица Цыси осознала, что справится с движением не в состоянии, она решила его возглавить. Указом предписывалось регулярной армии помогать восставшим и покончить с иностранным вмешательством в страну.

Миноносец «Хайлун» в Эльбинге после спуска на воду (гравюра)
Миноносец «Хайлун» в Эльбинге после спуска на воду (гравюра)
Миноносцы, построенные по заказу Китая, в акватории завода «Шихау», 1898 г.
Миноносцы, построенные по заказу Китая, в акватории завода «Шихау», 1898 г.

Ответом стало формирование Альянса Восьми наций (Англия, США, Германия, Франция, Италия, Япония, Австро-Венгрия и Россия), которые объединили свои силы в китайском регионе для разгрома восстания и деблокады Посольского квартала.

Фотография корабля этого класса опубликована в рекламных материалах Шихау
Фотография корабля этого класса опубликована в рекламных материалах Шихау

Рекламная брошюра фирмы «Шихау» с фотографией миноносца «Хайлун» на ходовых испытаниях (B.Drashpil) 1898 г.
Рекламная брошюра фирмы «Шихау» с фотографией миноносца «Хайлун» на ходовых испытаниях (B.Drashpil) 1898 г.

В условиях роста угрозы интервенции китайцы в мае 1900 года увели большинство кораблей нового Бэйянского флота в Чифу и Шанхай. В бухте Таку остался бронепалубный крейсер «Хайтянь» под флагом командующего флотом Е Цзугуя ( 13 июня крейсер заменили на «Хайжун»). На рейде Мяодао дежурил его систершип «Хайчоу». Минный крейсер «Фэйтин» ремонтировался в Тяньцзиньском арсенале, а миноносцы из Шихау стояли у фортов в реке Байхэ.

-6

Добавьте описание
Добавьте описание
-8
-9
-10
-11
-12
-13

Миноносцы типа “Hai-Lung”. Верфь "F. Schichau", Эльбинг. Заложены 1897, спущены на воду 1898, вступили в строй 1898. 17.6.1900 захвачены в Таку союзными войсками. Всего построено 4 шт.

«Хайхуа»“Hai Hoha”Hai Hua 海華, заводской № 611.– захвачен Россией 17.06.1900, переименован в “Лейтенант Бураков”«Лейтенант Бураков» ( до 27 января 1901 года «Таку» ,до 4 июня 1900 года «Хай Хуа» Hǎi Huā 海華 («Морской цветок») ). Взорван в бухте Тахэ 29 июля 1904 года.

«Хайлун»“Hai Lung”海龍 заводской №608– захвачен Англией 17.06.1900, переименован в “Taku”, сдан на слом и продан в Гонконге 26 октября 1916 г.

«Хайси»“Hai Hse” 海犀 заводской №609 – захвачен Францией 17.06.1900, переименован в “Takou”. 22 февраля 1911 г. наткнулся на риф у берегов Китая, а 30 сентября того же года был разобран на слом и распался. год

«Хайцин»“Hai Ying”"Hai-Jing"Hai Ching 海青, заводской № 610 (или 608). захвачен Германией 17.06.1900, переименован в “Taku”. В 1902 модернизирован, 13.06.1914 исключён из за непригодности котлов, 28.09.1914 затоплен в Циндао

Водоизмещение нормальное 243 тонн, полное 284(305) тонн. Длина 59,9, КВЛ 59,0 м, ширина 6,1-6,4 м, осадка носом 1,40-1,44 м, кормой 2,55 м. средняя 1,94-1,98 м.
Двигатели- 2 вертикальных 3-цилиндровых паровых машины тройного расширения, 4 котла Шульц-Thornycroft, 2 вала, проектная мощность 5000 л.с. Скорость на испытаниях 32 узлов при 6000 л.с., к 1900 году фактически 27 узлов. Запас топлива 50 / 67 тонн угля, дальность плавания на 12 узлах 3000 миль, на 14 узлах 2100 миль, на 18 узлах 790 миль. Экипаж 57 чел. (2 офицера, 55 матросов).
Вооружение-6 - 47 мм/35 Гочкис, 2 – 350-мм ТА Шварцкопф
c 1902 “Taku” (Германия) 2 - 50 мм/40, 2 ТА - 450 мм (палубные) [4 торпеды]

Проект на основе увеличенного в размерах миноносца. Корпус стальной оцинкованный, удлиненный, из 9 водонепроницаемых отсеков, из плавсредств-1 катер и 1 шлюпка. Карапасная палуба. Водоизмещение составляет 280 метрических тонн (276 длинных тонн) при нормальной нагрузке и 305 метрических тонн (300 длинных тонн) при полной нагрузке.

При отгрузке с завода окраска бело-жёлтая заграничная образца 1898 года: белый корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы, орудия, башни и щиты золотисто-жёлтый - тонкая полоса чуть ниже верхнего края белого цвета, верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая носовое и кормовое украшения.

Для немецкого “Taku” такая окраска сохранялась как исключение до 1912 года. С середины 1912 - домашняя серая окраска образца 1896 года.

Корабли после постройки несли шесть 3 фунтовых скорострельных пушек и два торпедных аппарата на палубе.

модель миноносца после постройки
модель миноносца после постройки

Для деблокады осажденных в Пекине посольств союзники в начале июня 1900 года высадили первый сводный отряд моряков и морских пехотинцев. Союзной эскадре великих держав-России, Англии, Германии, Италии, Франции, Японии и Австро-Венгрии было необходимо нейтрализовать китайские форты в Дагу(Таку) у Тяньцзиня, чтобы обеспечить снабжение сводного отряда. В июне 1900 года союзные войска при поддержке союзной эскадры начали штурм китайских фортов Таку, прикрывающих путь на Пекин.

осада Посольского квартала
осада Посольского квартала

-16
-17

Штурмовали китайскую крепость из-за мелководья 7 канонерок и 5 миноносцев союзников. От России там были канлодки "Гиляк" под командованием уже известного нам В. Ф. Сарычева (будущий командир "Боярина"),"Кореец" , "Бобр" и два миноносца. 17 июня 1900 года уже в 0-50 китайские форты начали обстрел канонерских лодок союзников: британской "Algerine", немецкой "Iltis", французской "Lion", русских "Бобр", "Кореец" и "Гиляк".

В ночь на 4 (17) июня 1900 года канонерка «Гиляк» и английские эсминцы «Фэйм» и «Вайтинг» выдвинулись на рейд Таку, где стояли новые китайские миноносцы «Хай Лун», «Хай Цин», «Хай Си» и «Хай Хуа». «Гиляк» поддерживал пулемётным огнём атаку «HMS Fame» и «HMS Whiting» на четыре китайских миноносца, стоявших у арсенала Таку. Их команды пытались отстреливаться, но после непродолжительной перестрелки, гибели командира миноносца «Хай Хуа» Рао Минчу и нескольких матросов , бежали на берег. Английский десант под командованием лейтенанта Роджера Кийза легко захватил миноносцы.

-18
-19
Захваченные «Хайлун» и «Хайси» на реке Байхэ в Тунку, июнь 1900 г.
Захваченные «Хайлун» и «Хайси» на реке Байхэ в Тунку, июнь 1900 г.
Захваченные «Хайлун» и «Хайси» на реке Байхэ в Тунку, июнь 1900 г.
Захваченные «Хайлун» и «Хайси» на реке Байхэ в Тунку, июнь 1900 г.

Буквально за несколько дней до атаки на совещании на крейсере «Россия» союзники решали, что делать с китайским флотом, хотели считать корабли китайцев как нейтральную сторону, которая враждебных действий не предпринимала. Но победила осторожность. И чуть-чуть корысти. Больше всего на операции против китайского флота настаивали британцы.

«Захват этот являлся насущно необходимым, так как истребители эти могли атаковать наши лодки, боровшиеся с фортами, а так как произошел он на самом месте боя и во время его, то соображения, которыми руководствовалось совещание адмиралов в определении отношений к китайским военным судам и китайскому флагу вообще – в данном случае не могли иметь места, и истребители были объявлены военным призом и поделены между нациями, суда коих принимали участие в сражении, т.е. между Россией, Францией, Германией и Англией». Командующий отрядом русских судов в Дагу Я.А. Гильтебрандт

Новые эсминцы немецкой постройки, скоростные рекордсмены, еще не прошедшие через полный китайский сервис, союзники с удовольствием приняли как трофеи. Эсминцы увели в Тангу и всем дали новое одинаковое имя «Таку», в честь взятия китайских фортов. Разделили по братски- бывший «Хайлун» достался англичанам, «Хайцин» – немцам, «Хайси» – французам, а «Хайхуа» – русским.

«Лейтенант Бураков»1904
«Лейтенант Бураков»1904

-23
-24
Добавьте описание
Добавьте описание

Бывший «Хай Хуа» 7 июня 1900 года стал русским «Таку», команду на него собрали с эскадры, после небольшого ремонта 14 июня 1900 года на «Таку» был поднят Андреевский флаг.

«Лейтенант Бураков» (быв. «Хайхуа») в Порт-Артуре – осмотр гребных винтов
«Лейтенант Бураков» (быв. «Хайхуа») в Порт-Артуре – осмотр гребных винтов
-27

Императорским указом 27 (14 ст.ст.)января 1901 года новому кораблю русского флота было присвоено имя погибшего при штурме Дагу артиллерийского офицера канонерской лодки "Кореец" лейтенанта Буракова Евгения Николаевича.

-28

«Лейтенант Бураков» мог похвастаться отменной скоростью в 33 узла . На испытаниях миноносец легко держал 28-узловый ход в течение 8 часов, он стал самым быстроходным миноносцем русского флота. В конце ноября 1900 года миноносец закончил кампанию в Порт-Артуре и окончательно вошел в состав Сибирской флотилии уже в 1901 году.

Подробно о его судьбе-здесь:

Эскадренные миноносцы.Китайское чудо."Лейтенант Бураков".
Морская коллекция7 марта 2020

Немецкий «Таку» («Хайцин») нес службу в китайских территориальных водах около базы в Циндао. Первоначально из него сделали брандвахту, плавучий причал, сняли трубы и надстроили сторожевое помещение. Но 6 декабря 1900 года все-таки официально окрестили корабль новым именем и отправили в док на полуторагодовую модернизацию под стандарты кайзеровского флота. Артиллерию заменили на две 50-мм пушки на обоих рубках, перед задней трубой была установлена радиорубка, верхние края дымовых труб стали горизонтальными. После ремонта 14 июля 1902 миноносец был зачислен на службу в Восточноазиатскую крейсерскую эскадру. Помимо охраны побережья миноносец при необходимости также поднимался по китайским рекам. 30 декабря 1913 "Taku" был сильно повреждён из-за посадки на мель в заливе Киатсчоу. Так как полноценный ремонт пройти возможности не было, эсминец вывели в резерв.

13 июня 1914 года вышел из строя один из котлов, использовавшийся для вспомогательных нужд, и миноносец окончательно вычеркнули из списка военных кораблей.

После вступления в Первую мировую войну Японии Циндао был осажден японскими войсками и блокирован японским флотом. Минонносец в войне участия принять уже не смог.

28 сентября 1914 года разоружённый корабль затопили в гавани Циндао в точке с координатами 36°03’N, 120°16’0, чтобы предотвратить его захват Японией. Судьба обломков неизвестна.

-29
-30
-31
"S-90" и "Taku" в Циндао.
"S-90" и "Taku" в Циндао.

-33
Циндао
Циндао
миноносцы типа "S-90" в Циндао, пришвартованы к "Taku", ещё не принятому флотом. Лето-осень 1900 г.
миноносцы типа "S-90" в Циндао, пришвартованы к "Taku", ещё не принятому флотом. Лето-осень 1900 г.
"Taku", "Vorwärts" и "S-90" в доке Циндао.
"Taku", "Vorwärts" и "S-90" в доке Циндао.
Таку в Циндао
Таку в Циндао
-38
-39

-40
Taku S90 Moewe Luchs inTsingtau
Taku S90 Moewe Luchs inTsingtau

-42
-43

Таку 1910-1911
Таку 1910-1911

Tsingtau,_Torpedoboote_im_Dock
Tsingtau,_Torpedoboote_im_Dock

-46

-47
таку на мели
таку на мели

-49
-50
-51

Французский «Таку»(«Хайси») нес службу с 13 мая 1901 года в Сайгоне. "Takou"(«Такоу») 22 февраля 1911 года потерпел крушение у побережья Вьетнама у острова Пуло-Кондор в Южно-Китайском море, в сентябре списан как непригодный для восстановления. После этого разобран на металл.

Британский HMS Taku, «Таку» («Хайлун») служил при базе в Гонконге и был списан последним из четверки-в 1916 году.

-52

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам