В стяжательстве друг с другом состязаясь,
Все ненасытны в помыслах своих,
Себя прощают, прочих судят строго,
И вечно зависть гложет их сердца
Цюй Юань
В феврале 1895 года Империя Цин лишилась своего самого мощного флота, Бэйянского. Осталась лишь пара старых деревянных кораблей. Несколько единиц удалось выдернуть с южных флотов, хотя те сами дышали на ладан. Все равно, столица империи была беззащитна со стороны моря. Правительство было вынуждено заняться восстановлением Северного флота. Две собственные верфи Китая к этому времени уже отстали настолько, что на них не было никакой надежды. Помогла, как всегда, заграница. Уже в 1896 году Армстронгу была заказана пара "эльзвикских крейсеров" последней модели по 4300 тонн водоизмещением, но китайцы не забыли и про немцев. Им заказали три бронепалубных крейсера по 2700 тонн (верфь "Вулкан"). Тогда же фирма "Шихау" из Эльбинга получила заказ на 4 миноносца водоизмещением по 280 тонн. В техзадании акцент был сделан на скорость(в контракте 30 узлов).
Четыре миноносца получили красивые имена-"Хайлун" ("Морской дракон", заводской №608), "Хайси" ("Морской носорог", №609), "Хайцин" ("Морская синева", №610) и "Хайхуа" ("Морской цветок", №611). Это были первые китайские эсминцы.
По проекту вооружение кораблей состояло из шести скорострельных 47-мм орудий и двух 350-мм минных аппаратов. Стоимость составила около миллиона марок за штуку. Общая стоимость четырех кораблей составила 3 689 356 марок.
Фурор случился позже, когда осенью 1898 года головной миноносец прошел ходовые испытания, показав 35,2 узла. С 67 тоннами угля скорость упала до 33,6 узла, что все равно было гораздо выше контрактной. Все четверо стали рекордсменами. Рекорд французского эсминца в 31.03 узла был побит. «Хайхуа» развивал скорость 33,6 узла. Но фирма, безусловно, ради рекламных достижений кое-чем пожертвовала. Именно прочностью корпуса, конструкция была облегчена настолько, что в ходе эксплуатации ее пришлось неоднократно усиливать, чтобы миноносцы не развалились на ходу.
В итоге к 1900 году скоростные характеристики рекордсменов сравнялись с обычными серийными эсминцами типа "S-90" на уровне 25-27 узлов.
В 1899 году миноносцы своим ходом успешно перешли в Китай, как раз к пику восстания боксеров (ихетуаней). После поражения в войне с Японией Китай начали рвать на части. В 1897 году Германия захватила бухту Циндао с окрестностями и заставила цинское правительство с этим смириться. Следом явочным порядком Великобритания захватила Вэйхайвэй, вынудив Китай оформить на него аренду. Россия, при поддержке Германии и Франции, обломала Японию, "вернув" Китаю завоеванный ею Ляодунский полуостров. Но ненадолго. Вскоре и русские корабли самозахватом "оформили" аренду на Порт-Артур.
Теперь Северная китайская эскадра могла базироваться только в Таку (Дагу) или Чифу. Основным военным портом Северного Китая стал Дагу с его открытым рейдом и устьем реки Байхэ.
Поражение в войне и открытый грабеж со стороны колониальных стран привели страну к новому крупному восстанию. Повстанцы-ихэтуани убивали иностранцев, жгли христианские миссии, убивали китайцев-христиан. Цинская армия, как всегда, вяло им сопротивлялась. В итоге "боксеры" осадили Посольский квартал в Пекине, где укрылись иностранцы и христиане. Когда правящая императрица Цыси осознала, что справится с движением не в состоянии, она решила его возглавить. Указом предписывалось регулярной армии помогать восставшим и покончить с иностранным вмешательством в страну.
Ответом стало формирование Альянса Восьми наций (Англия, США, Германия, Франция, Италия, Япония, Австро-Венгрия и Россия), которые объединили свои силы в китайском регионе для разгрома восстания и деблокады Посольского квартала.
В условиях роста угрозы интервенции китайцы в мае 1900 года увели большинство кораблей нового Бэйянского флота в Чифу и Шанхай. В бухте Таку остался бронепалубный крейсер «Хайтянь» под флагом командующего флотом Е Цзугуя ( 13 июня крейсер заменили на «Хайжун»). На рейде Мяодао дежурил его систершип «Хайчоу». Минный крейсер «Фэйтин» ремонтировался в Тяньцзиньском арсенале, а миноносцы из Шихау стояли у фортов в реке Байхэ.
Миноносцы типа “Hai-Lung”. Верфь "F. Schichau", Эльбинг. Заложены 1897, спущены на воду 1898, вступили в строй 1898. 17.6.1900 захвачены в Таку союзными войсками. Всего построено 4 шт.
«Хайхуа»“Hai Hoha”Hai Hua 海華, заводской № 611.– захвачен Россией 17.06.1900, переименован в “Лейтенант Бураков”«Лейтенант Бураков» ( до 27 января 1901 года «Таку» ,до 4 июня 1900 года «Хай Хуа» Hǎi Huā 海華 («Морской цветок») ). Взорван в бухте Тахэ 29 июля 1904 года.
«Хайлун»“Hai Lung”海龍 заводской №608– захвачен Англией 17.06.1900, переименован в “Taku”, сдан на слом и продан в Гонконге 26 октября 1916 г.
«Хайси»“Hai Hse” 海犀 заводской №609 – захвачен Францией 17.06.1900, переименован в “Takou”. 22 февраля 1911 г. наткнулся на риф у берегов Китая, а 30 сентября того же года был разобран на слом и распался. год
«Хайцин»“Hai Ying”"Hai-Jing"Hai Ching 海青, заводской № 610 (или 608). – захвачен Германией 17.06.1900, переименован в “Taku”. В 1902 модернизирован, 13.06.1914 исключён из за непригодности котлов, 28.09.1914 затоплен в Циндао
Водоизмещение нормальное 243 тонн, полное 284(305) тонн. Длина 59,9, КВЛ 59,0 м, ширина 6,1-6,4 м, осадка носом 1,40-1,44 м, кормой 2,55 м. средняя 1,94-1,98 м.
Двигатели- 2 вертикальных 3-цилиндровых паровых машины тройного расширения, 4 котла Шульц-Thornycroft, 2 вала, проектная мощность 5000 л.с. Скорость на испытаниях 32 узлов при 6000 л.с., к 1900 году фактически 27 узлов. Запас топлива 50 / 67 тонн угля, дальность плавания на 12 узлах 3000 миль, на 14 узлах 2100 миль, на 18 узлах 790 миль. Экипаж 57 чел. (2 офицера, 55 матросов).
Вооружение-6 - 47 мм/35 Гочкис, 2 – 350-мм ТА Шварцкопф
c 1902 “Taku” (Германия) 2 - 50 мм/40, 2 ТА - 450 мм (палубные) [4 торпеды]
Проект на основе увеличенного в размерах миноносца. Корпус стальной оцинкованный, удлиненный, из 9 водонепроницаемых отсеков, из плавсредств-1 катер и 1 шлюпка. Карапасная палуба. Водоизмещение составляет 280 метрических тонн (276 длинных тонн) при нормальной нагрузке и 305 метрических тонн (300 длинных тонн) при полной нагрузке.
При отгрузке с завода окраска бело-жёлтая заграничная образца 1898 года: белый корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы, орудия, башни и щиты золотисто-жёлтый - тонкая полоса чуть ниже верхнего края белого цвета, верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая носовое и кормовое украшения.
Для немецкого “Taku” такая окраска сохранялась как исключение до 1912 года. С середины 1912 - домашняя серая окраска образца 1896 года.
Корабли после постройки несли шесть 3 фунтовых скорострельных пушек и два торпедных аппарата на палубе.
Для деблокады осажденных в Пекине посольств союзники в начале июня 1900 года высадили первый сводный отряд моряков и морских пехотинцев. Союзной эскадре великих держав-России, Англии, Германии, Италии, Франции, Японии и Австро-Венгрии было необходимо нейтрализовать китайские форты в Дагу(Таку) у Тяньцзиня, чтобы обеспечить снабжение сводного отряда. В июне 1900 года союзные войска при поддержке союзной эскадры начали штурм китайских фортов Таку, прикрывающих путь на Пекин.
Штурмовали китайскую крепость из-за мелководья 7 канонерок и 5 миноносцев союзников. От России там были канлодки "Гиляк" под командованием уже известного нам В. Ф. Сарычева (будущий командир "Боярина"),"Кореец" , "Бобр" и два миноносца. 17 июня 1900 года уже в 0-50 китайские форты начали обстрел канонерских лодок союзников: британской "Algerine", немецкой "Iltis", французской "Lion", русских "Бобр", "Кореец" и "Гиляк".
В ночь на 4 (17) июня 1900 года канонерка «Гиляк» и английские эсминцы «Фэйм» и «Вайтинг» выдвинулись на рейд Таку, где стояли новые китайские миноносцы «Хай Лун», «Хай Цин», «Хай Си» и «Хай Хуа». «Гиляк» поддерживал пулемётным огнём атаку «HMS Fame» и «HMS Whiting» на четыре китайских миноносца, стоявших у арсенала Таку. Их команды пытались отстреливаться, но после непродолжительной перестрелки, гибели командира миноносца «Хай Хуа» Рао Минчу и нескольких матросов , бежали на берег. Английский десант под командованием лейтенанта Роджера Кийза легко захватил миноносцы.
Буквально за несколько дней до атаки на совещании на крейсере «Россия» союзники решали, что делать с китайским флотом, хотели считать корабли китайцев как нейтральную сторону, которая враждебных действий не предпринимала. Но победила осторожность. И чуть-чуть корысти. Больше всего на операции против китайского флота настаивали британцы.
«Захват этот являлся насущно необходимым, так как истребители эти могли атаковать наши лодки, боровшиеся с фортами, а так как произошел он на самом месте боя и во время его, то соображения, которыми руководствовалось совещание адмиралов в определении отношений к китайским военным судам и китайскому флагу вообще – в данном случае не могли иметь места, и истребители были объявлены военным призом и поделены между нациями, суда коих принимали участие в сражении, т.е. между Россией, Францией, Германией и Англией». Командующий отрядом русских судов в Дагу Я.А. Гильтебрандт
Новые эсминцы немецкой постройки, скоростные рекордсмены, еще не прошедшие через полный китайский сервис, союзники с удовольствием приняли как трофеи. Эсминцы увели в Тангу и всем дали новое одинаковое имя «Таку», в честь взятия китайских фортов. Разделили по братски- бывший «Хайлун» достался англичанам, «Хайцин» – немцам, «Хайси» – французам, а «Хайхуа» – русским.
Бывший «Хай Хуа» 7 июня 1900 года стал русским «Таку», команду на него собрали с эскадры, после небольшого ремонта 14 июня 1900 года на «Таку» был поднят Андреевский флаг.
Императорским указом 27 (14 ст.ст.)января 1901 года новому кораблю русского флота было присвоено имя погибшего при штурме Дагу артиллерийского офицера канонерской лодки "Кореец" лейтенанта Буракова Евгения Николаевича.
«Лейтенант Бураков» мог похвастаться отменной скоростью в 33 узла . На испытаниях миноносец легко держал 28-узловый ход в течение 8 часов, он стал самым быстроходным миноносцем русского флота. В конце ноября 1900 года миноносец закончил кампанию в Порт-Артуре и окончательно вошел в состав Сибирской флотилии уже в 1901 году.
Подробно о его судьбе-здесь:
Немецкий «Таку» («Хайцин») нес службу в китайских территориальных водах около базы в Циндао. Первоначально из него сделали брандвахту, плавучий причал, сняли трубы и надстроили сторожевое помещение. Но 6 декабря 1900 года все-таки официально окрестили корабль новым именем и отправили в док на полуторагодовую модернизацию под стандарты кайзеровского флота. Артиллерию заменили на две 50-мм пушки на обоих рубках, перед задней трубой была установлена радиорубка, верхние края дымовых труб стали горизонтальными. После ремонта 14 июля 1902 миноносец был зачислен на службу в Восточноазиатскую крейсерскую эскадру. Помимо охраны побережья миноносец при необходимости также поднимался по китайским рекам. 30 декабря 1913 "Taku" был сильно повреждён из-за посадки на мель в заливе Киатсчоу. Так как полноценный ремонт пройти возможности не было, эсминец вывели в резерв.
13 июня 1914 года вышел из строя один из котлов, использовавшийся для вспомогательных нужд, и миноносец окончательно вычеркнули из списка военных кораблей.
После вступления в Первую мировую войну Японии Циндао был осажден японскими войсками и блокирован японским флотом. Минонносец в войне участия принять уже не смог.
28 сентября 1914 года разоружённый корабль затопили в гавани Циндао в точке с координатами 36°03’N, 120°16’0, чтобы предотвратить его захват Японией. Судьба обломков неизвестна.
Французский «Таку»(«Хайси») нес службу с 13 мая 1901 года в Сайгоне. "Takou"(«Такоу») 22 февраля 1911 года потерпел крушение у побережья Вьетнама у острова Пуло-Кондор в Южно-Китайском море, в сентябре списан как непригодный для восстановления. После этого разобран на металл.
Британский HMS Taku, «Таку» («Хайлун») служил при базе в Гонконге и был списан последним из четверки-в 1916 году.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам