Только что прошедшему дню кошки посвящается )
Кажется, художник Борис Кустодиев очень любил кошек. Почти на всех его жанровых картинах можно найти кота, уютно свернувшегося калачиком в углу, идущего по забору или ластящегося к хозяйке.
Присутствие кошки не случайно – оно делает сцены провинциального быта особенно спокойными, мирными, размеренными. Но если присмотреться к этим кустодиевским кошкам, то можно заметить интересную деталь.
Как в работах Боттичелли в лицах Мадонн и античных богинь проглядывает прекрасная Симонетта Веспуччи, так и в жанровых сценах Кустодиева один и тот же полосатый кот ходит из картины в картину.
Особенно это заметно в работах, написанных с 1914 по 1922 год.
Вот, например, две купчихи, написанные с перерывом в два года, в разной технике и тут же коты, питомцы купчих. Допустим, тут можно предположить, что второй кот просто скопирован с удачного первого.
Тогда вот еще две купчихи, написанные чуть позже, но тоже примерно в те же годы. И в их компании явно такой же, полосатый, коричневый с белыми лапами кот.
Этот полосатый кот прошелся чуть не по десятку картин Кустодиева, отметился и в кабаке. Кстати, похоже, что раньше было принято приносить индивидуальный чайник каждому пьющему чай, а не один на стол. Поэтому у трактирных половых руки заняты чайниками как пивными кружками, а буфет позади трактирщика заставлен чайниками разных размеров.
Вот этот же кот спит в мастерской изготовителя сундуков.
Вот он участвует в застолье в Суздали, справа от синей юбки.
А вот – поздняя провинциальная Пасха. Здесь кот написан мелко, но если увеличить, то видно, что это все тот же полосатый кот.
А вот на более ранних картинах, до 1910 года есть другой кот, похожий, но все же не точно такой же. То ли Кустодиев очень любил вот таких полосатых котов, и рисовал их все время, то ли в его семье жила династия кошек похожей внешности, служившая ему моделями.
А что в доме Кустодиева жила кошка – это подтвержденный факт. Известно, что когда Кустодиев писал известнейшую свою картину, портрет Шаляпина, у него были проблемы с любимым питомцем певца, бульдогом.
По замыслу картины очень нужно было, чтобы бульдог смотрел куда-то наверх, на лицо хозяина, но собака никак не хотела позировать в таком положении. Тогда художник придумал сажать на шкаф свою кошку, привлекавшую внимание бульдога, и так все пять дней, пока пес не был написан до конца.