Найти в Дзене
Ночь в музее

Знаменитая копия Моны Лизы

Некоторые экспонаты, несмотря на всю необычность нашего музея, никогда не попадут в его стены. Такие мысли посещали меня ровно до сегодняшнего появления таинственного итальянского купца.
Он вручил мне картину, ту самую Джоконду, и велел «подготовить для нее самое лучшее место».

Уже после его ухода я осознал всю странность такого поступка и усомнился в оригинальности холста. Однако чем больше я вглядывался в знакомые очертания, тем сильнее удивлялся. Похоже, передо мной действительно стоял оригинал, но другой картины – так называемой Айзелуортской Моны Лизы, по сей день вызывающей у историков огромное количество вопросов.

fineartlib.info
fineartlib.info

Думаю, о великолепном произведении Искусства (именно так, с большой буквы), великого Леонардо да Винчи подробно рассказывать не стоит. Знаменитую Мону Лизу и ее загадочную улыбку знают все, независимо от возраста и степени интереса к мировому искусству. Но далеко не все знают о существовании ее сестры-близняшки – Айзелуортской Моны Лизы.

История споров и последующих исследований этого произведения берет свое начало в 1913 году, с момента, когда один из коллекционеров пополнил ей свою коллекцию картин. А поскольку произведение было размещено в Айзелуорте, название оно получило соответствующее.

Почему же простой копии уделяется столько внимания? Все дело в том, что копией она является только на первый взгляд. Первые исследователи действительно считали, что эта картина – лишь умелая подделка или, если хотите, оммаж великому да Винчи, вышедший из-под кисти неизвестного мастера.

Впрочем, достаточно быстро появилась и другая точка зрения: копию написал сам творец уже после того, как оригинал получил известность. На протяжении долгих лет среди историков и искусствоведов велись споры о верности обоих предположений, однако доказательств было недостаточно.

theatlantic.com
theatlantic.com

Дело в том, что за всю жизнь Леонардо да Винчи, по данным исследователей, создал всего около 20 картин, из которых до наших дней дошло лишь 15. Собственно поэтому, из-за недостатка «исходных данных», долгое время определить подлинность работы было крайне сложно. И лишь в 2012 году на пресс-конференции в Женеве были представлены результаты сравнительных исследований, занявших целых 35 лет. Оказалось, что оба предположения были ложными.

Айзелуортская Мона Лиза – это не копия, а «оригинал», действительно написанный Мастером. При пристальном сравнении становится видно, что на обеих картинах изображена одна и та же женщина. И действительно, «моделью» для обеих была Лиза Джерардини – жена купца Франческо дель Джокондо (отсюда и второе название). Кроме того, отлично видно, что на более раннем полотне, считавшемся копией, женщина выглядит моложе.

thetimes.co.uk
thetimes.co.uk

Смутившему исследователей отличию в детальности, особенно бросающемуся в глаза при изучении фона, также нашлось объяснение. И дело тут не только и не столько в том, что художник на тот момент был еще недостаточно опытен, а в простой незаконченности произведения. По каким-то причинам он решил не доводить свое творение до идеала, а просто переписать заново, спустя несколько лет.

По результатам анализов, работа над Айзелуортской Моной Лизой велась в 1503-1507 годах. Получившая же всемирную известность вторая, законченная версия, была написана в 1508-1515.

Вам понравится:

〰 〰 〰 〰 〰 〰 〰 〰

Подписывайтесь на канал «Ночь в музее», ставьте 👍 - будьте в курсе новых рассказов!