Моё внимание привлёк вот этот необычный снимок:
Оказалось - американская дизельная ракетная подводная лодка 50-х годов.
Для начала глянем в самый корень проблемы - как вообще возникла мысль вооружать подводные лодки ракетами, в том числе способными нести ядерные боевые части? А просто на тот момент не было ракет, способных преодолевать расстояния между континентами. Естественно напрашивалось решение - доставить имевшиеся на дистанцию их применения и желательно максимально скрытно, а что же лучше подходит для этой цели, как не подводные лодки?
Не сказать, чтобы СССР проспал такую идею, но единственной пригодной для этой цели на тот момент была королёвская Р-1, созданная на базе Фау-2. Начали даже проектировать лодку под это дело, но ракета оказалась слишком непригодна для морских условий. Так что через пару лет проект свернули.
Меж тем американцы тоже не дремали, но за основу взяли другое детище сумрачного немецкого гения: Фау-1. Называлась американская разработка Republic JB-2 Loon. Сильно ли она отличалась от Фау-1? Вместо примитивной инерциальной системы была применена радиокомандная, с управлением с борта субмарины или самолета-носителя. Вместо пневматической катапульты были применены пороховые стартовые ускорители. Правда, летала она только на 160 км.
Заводы автомобильных компаний Виллиса и Форда уже в 1944 году наклепали их около 1400 штук. Флот переоборудовал две дизельные подводные лодки, "Каск" и "Карбонеро" для испытаний. На снимке испытательный пуск с ПЛ "Каск", первой ракетной подлодки в мире ( на самом деле это не так, но подробности в статье, сноска на которую дана в конце). Сильно ли внешне "Лун" ( гагара) отличается от Фау-1?
В принципе, она могла бы нести ядерную боеголовку, но такой задачи никто и не ставил. С самого начала проект рассматривался как опытные работы в рамках создания действительно современной крылатой ракеты "Регулус-I". Результаты испытаний "Гагар" послужили основой для её проектирования.
В 1953 году под новую ракету была переоборудована подводная лодка "Танни", а позже вторая - "Барберо". "Регулус-I" был дозвуковой крылатой ракетой с дальностью полёта порядка 920 км и по расчётам на таком расстоянии в 50% она должна была попадать в круг радиусом 2,3 км, описанный вокруг цели.
На снимке ПЛ "Барберо" с ракетой "Регулус-I" на пусковой установке.
Давайте немного покритиканствуем. Пуск мог осуществляться только в надводном положении, что здорово вредило скрытности. Далее, в транспортном контейнере находилось две ракеты. Перед пуском ракету надо было переместить из контейнера на пусковую установку, после старта первой её следовало привести в исходное положение, переместить на неё вторую ракету и повторить пуск. Какое-то время необходимо на предстартовый контроль. Словом, песня была довольно длинная. Почему американцы не совместили транспортный контейнер и пусковую в одно целое, как это делалось на наших лодках, о которых будет речь ниже, мне непонятно. Скорее, идея складывающихся крыльев их не посетила.
Следующим шагом была реконструкция ещё двух лодок, но уже по другому проекту. Это были лодки "Гроулер" и "Грейбэк". Транспортные контейнеры находились в носовой части, в них размещалось 4 ракеты.
Так лодка, вооружённая ракетами "Регулус-I" выглядела с носа:
А так выглядит всё это устройство с тыла на лодке, превращенной в музей:
В принципе, изменилось только расположение контейнеров. Так же ракеты надо было выкатывать на пусковую установку, делать это по очереди, в надводном положении. Создание ракеты "Регулус-II" саму идею подобного применения не изменило. На самом первом снимке лодка "Грейбэк" с этой ракетой. А это вид сбоку:
Представляете объём предстартовой возни? И как всё это зависит от погоды. Последней лодкой, уже специально сконструированной под эти ракеты, была "Хэлибат". Её заложили как дизельную, но в ходе постройки на ней был установлен атомный реактор. На снимке пуск "Регулус-I" с атомной лодки "Хэлибат" :
Дизельные лодки с ракетами "Регулус" прослужили до 1964 года. Потом они, как и атомная "Хэлибат" были переоборудованы под другие задачи. Вообще последняя дизельная лодка была построена США в 1959 году. На замену им пришли атомные, а на замену "Регулусам" в том же 1959 году стали поступать баллистические "Поларисы". Уже первая модификация имела дальность полёта в два раза большую, отклонение меньше, подводный старт. Эпоха крылатых ракет на подводных лодках США закончилась вплоть до появления "Томагавков", но это уже совсем другая ступень в развитии оружия.
А что же у нас? Поначалу в ракетные лодки переоборудовались уже существующие. Проект 644 - это лодки проекта 613, в кормовой части которых были установлены два герметичных контейнера, служившие одновременно и пусковыми установками. Гидравликой они поднимались под определённым углом, крышки открывались, и огонь! Стрельба велась в кормовом направлении:
Все 6 лодок этого проекта вступили в строй до конца 1953 года. Ракета П-5 могла снаряжаться ядерной боеголовкой мощностью 200-650 кт , дальность полёта в среднем около 600 км., после старта дальнейшего наведения не требовала, на максимальной дальности 80% ракет должны были попадать в круг радиусом 3 км. Могла применяться как по морским, так и береговым целям. Т.е., как время постановки на вооружение, так и тактико-технические данные за исключением несколько меньшей дальности полёта были сходны с "Регулусом".
Следующим шагом было увеличение количества ракет до 4-х, за счёт создания проекта 655, основой которого были всё те же лодки 613 проекта. Из-за характерной надстройки эти лодки получили прозвище "лягушки".
Ракета была та же самая, П-5, лодки вступили в строй в 1959-64 годах.
Следующая лодка, 651 проекта, проектировалась изначально под крылатые ракеты. В 1960-68 годах были построены 16 кораблей этого типа:
Эта же лодка с поднятыми носовыми контейнерами:
Всего на борту было 4 ракеты П-5 или противокорабельных П-6.
Но были в составе нашего флота дизельные лодки и с баллистическими ракетами. В 1957-58 году были модернизированы 5 пл проекта 611. На них в вертикальном положении устанавливались две шахты для ракет Р-11ФМ, располагавшихся в ограждении рубки. Это была первая наша ракета, базировавшаяся на подводных лодках, поэтому дальность стрельбы не превышала 150 км. Она могла оснащаться боеголовкой мощностью 10 килотонн.
Как и любое новое техническое устройство, комплекс обладал заметными недостатками. Старт производился только в надводном положении при волнении до 4-5 баллов. Подготовка к пуску велась в подводном положении, но занимала около двух часов. Пуск мог быть осуществлён только через 5 минут после всплытия. Всего было произведено 77 пусков, 59 признаны удачными. Комплекс был снят с вооружения в 1967 году.
Подводные лодки проекта 629 изначально проектировались как носители баллистических ракет.
Три шахты пронизывали весь корпус и ограждение рубки. Первоначально лодки имели на вооружении одноступенчатые жидкотопливные баллистические ракеты Р-13 с надводным стартом и дальностью стрельбы 650 км. Первая лодка вступила в строй в 1959 году. Всего за 3 года было построено 23 единицы. Но уже в 1963 году началась их модернизация под ракету Р-21 с подводным стартом и дальностью стрельбы до 1400 км. Мощность боеголовки могла составлять 1 мегатонну. Всего этой модернизации подверглось 14 лодок.
И хотя первые советские атомные ракетоносцы стали поступать на флот с 1960 года, дизельные ракетные лодки оставались в его составе до конца 80-х годов. Среди руководства флота считалось, что и для них есть своя ниша, всё же дизельные лодки имеют ряд преимуществ в области скрытности. К счастью, проверять их живучесть в ходе реальных боевых действий не пришлось.
А это рассказ очевидца о ракетной стрельбе лодки 644 проекта:
Как сунутой в электроцепь отвёрткой запустить ракету
И ещё об американских ракетоносцах:
Первый американский подводный ракетоносец обстрелял Сахалин ещё в 1945 году
................................................................................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь