Обман, породивший этот город, в наши времена оценивается в 300 миллионов долларов. Заключая сделку, которая может в корне изменить положение дел на рынке, бывает довольно трудно угадать по какому сценарию будут развиваться события. Основатель города, о котором пойдёт речь, правильно угадать не смог.
Знакомьтесь, Фордландия
Генри Форд – уникальная личность, благодаря ему в начале 20 века произошла настоящая технологическая революция. В руках этого человека были большие деньги, а большие деньги дают право на большие ошибки. Так в чём же была ошибка Форда?
Возникновение идеи строительства города-плантации
Для машин, как известно, нужна резина (умею удивлять). До начала 1880-х единственным крупным экспортёром каучука (из которого изготавливают резину) была Бразилия, но её монополия была прервана, когда англичанам удалось вывезти семена и открыть собственным плантации в Восточной Азии. Мировой рынок каучука контролировался объединением магнатов, которые могли влиять на ценообразование, поэтому Генри Форд закупал резину по завышенным ценам (а куда деваться-то).
Великому промышленнику это надоело, и он решил построить город в Бразилии близ Амазонки, жители которого занимались бы выращиванием бразильской гевеи (из неё получают каучук).
Сказано – сделано
Форд выкупил 10 тысяч квадратных километров земли, быстро соорудил город из модульных домов, высадил плантацию гевеи и оставалось лишь дождаться, когда она вырастет. Жизнь в городе была организована подобно жизни в США – те же развлечения, та же еда. И если американцам, приехавшим в Фордландию это было на руку, то бразильцам, которые были наняты для выполнения различных заданий, не очень-то было по душе.
Вот мы и подобрались к ошибке Форда
Разберем по пунктам
- В городе был введён сухой закон. Жителям запрещалось употреблять спиртное даже у себя дома после работы – это породило нелегальный рынок, который разрушал город изнутри.
- Генри Форд решил сэкономить на ботаниках, полагаясь на ум и расчётливость своих специалистов. И да, в плане оптимизации они были хороши: на одном гектаре им удалось высаживать до 400 гевеи, вместо привычных для бразильских джунглей 15-20. Где же сказалась нехватка ботаников? Прошло два дождливых сезона, которые смыли верхний плодородный слой почвы, деревья ослабли и потом на них ещё и напали жучки, которые спровоцировали опадение листвы. Все попытки Форда победить вредителей оказались безуспешны.
- Не были учтены традиции местного населения. Бразильские рабочие привыкли работать до восхода солнца и после его заката. Но Форд, со свойственной ему тягой к порядку, ввёл рабочий день с 9 до 17, поэтому люди были вынуждены трудиться в самую жару. Масла в огонь подлила и вспыхнувшая эпидемия малярии.
Закончилось всё бунтом в конце 1930 года. Люди не выдержали, объединились, стали всё громить, разрушать, переворачивать машины. Жизнь в городе приостановилась.
Попытка реанимировать ситуацию
Форд не хотел сдаваться, подавил бунт силами бразильских военных и заново организовал работу.
Дела шли туго, гевеи не хотели расти. По вызову Форда прибыл профессиональный ботаник, сделавший неутешительное заявление «почвы непригодны для выращивания гевеи и сделать их пригодными не получится».
Корень проблемы не в бразильских землях
Иначе и не могло закончиться. Человек, которому Генри Форд поручил найти подходящие земли продал ему не лучшие земли, а… свои.
Так и закончилась история Фордландии – города, который изначально был обречён.
Спасибо за прочтение! Если Вам понравилось - поддержите публикацию любым возможным способом:)
До новых встреч!