Найти тему

Утечка клиентских данных. Какие обязательства встают перед компанией, столкнувшейся с кражей информации.

Самый ценный ресурс сегодня – это информация. А то, что ценно, всегда может быть украдено или использовано в корыстных целях. Безопасность внутренних данных и информации о клиентах является одной из приоритетных задач любой компании. К сожалению, какие бы меры не принимались службой безопасности, какие огромные бюджеты не выделялись ежегодно на защиту корпоративной информации, от её утечки не застрахован никто.

Изображение: https://discovered.com.ua/glossary/personalnye-dannye/
Изображение: https://discovered.com.ua/glossary/personalnye-dannye/

Ситуацию прекрасно иллюстрируют недавние инциденты крупнейших компаний – в начале 2018 года в центре скандала оказалась социальная сеть Facebook, у которой выкрали личные данные 87 миллионов пользователей, 3 октября 2019 года Сбербанк сообщил об утечке информации о 5 тысячах клиентов, а 7 октября стало известно об обнародовании персональных данных 9 миллионов абонентов сотового оператора Билайн.

Каждый день тысячи людей во всём мире оставляют свои телефонные номера, адреса электронной почты, паспортные данные и данные банковских карт, заполняя анкеты в магазинах, покупая товары через интернет, оплачивая счета и билеты на самолёт. В руках мошенников эти данные могут быть использованы по-разному – базы телефонных номеров проданы колл-центрам, паспортные данные указаны для получения займа в микрофинансовых организациях, пароль от электронной почты для получения личной информации и доступа к профилям в социальных сетях, которые представляют сегодня немалую ценность для владельца.

Преданность и лояльность клиентов ключевой показатель для бизнеса. Но когда случаются подобные инциденты, перед компаниями встают как репутационные, так юридические и финансовые риски.

Ответственность компании

  1. Репутационные потери – первое, с чем столкнется пострадавшая компания. Уменьшение доверия понесёт за собой отток клиентов и снижение капитализации. Так, в результате скандала Facebook потерял 80 миллиардов долларов капитализации.
  2. Штраф, предусмотренный Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации. Кодекс содержит несколько составов, общая сумма выплат по которым может доходить до 300 тысяч рублей. И это только для одного субъекта персональных данных, конечный размер штрафа может быть колоссальным. Тот же Facebook был оштрафован на 5 миллиардов долларов! Это всё ещё рекордная сумма, выплаченная за нарушения хранения персональных данных.
  3. Выплата компенсаций клиентам, чьи данные были обнародованы. Но стоит оговориться, что финансовые обязательства возникают не сразу. Пострадавший должен в судебном порядке доказать, что претерпел ущерб именно в результате утечки данных конкретной компании.

Экстренные меры

Если компания обнаружила, что внутренняя информация стала доступна третьим лицам, инициируется внутреннее расследование - комплаенс. Служба комплаенс своего рода Наблюдательный совет внутри организации, главная цель которого управление финансовыми рисками. Запускается внутреннее расследование, в ходе которого производится аудиторская проверка, опрос сотрудников и анализ доступной информации, чтобы обнаружить причины утечки данных и устранить.

-2

Как компании обезопасить себя?

Утечки клиентских данных происходят по нескольким причинам – это может быть как взлом хакерами из вне, так и намеренный «слив» недобросовестными сотрудниками.

Некоторые сотрудники при увольнении копируют себе корпоративные данные, которые используют впоследствии на новом рабочем месте. Это могут быть клиентские и партнёрские базы, скрипты, финансовые отчёты и другие документы. Отпустив работника с этой информацией, компания может понести серьёзные денежные потери в дальнейшем.

Изображение: https://tml.ru/pss_techekspert/
Изображение: https://tml.ru/pss_techekspert/

Чтобы избежать подобных ситуаций, необходимо заключать достаточно жёсткие соглашения о неразглашении коммерческой тайны. Для этого разрабатывается специальный пакет документов, обязывающий сотрудников сохранять внутреннюю информацию компании – положение о неразглашении коммерческой тайны и соглашение (договор) о коммерческой тайне.

Со стороны работодателя должны быть соблюдены следующие условия:

  • информация, отнесённая к тайной, чётко обозначена;
  • организован контроль и регламент обращения с этими материалами;
  • на всех документах и физических носителях (диски, флешки и др.) проставлен гриф «Коммерческая тайна», указан владелец, название и адрес местонахождения для юридических лиц или ФИО и адрес проживания для ИП;
  • чётко прописана ответственность за разглашение коммерческой тайны.

При подписании договора работник должен ясно понимать, что в случае обнародования информации и причинении этим ущерба компании, может быть привлечён к ответственности, вплоть до уголовной.

Работодатель, в свою очередь, должен обеспечить контроль и необходимые условия обращения с информацией, которую он относит к тайной.