Найти в Дзене

«Церковная летопись Маньково-Берёзовской церкви». | Продолжение

(Начало здесь).

В Августе месяце <1872 года> было сухо, жарко и ветрено. В этом месяце в окрестностях слободы появилась холера, именно: в 3 верстах от слободы на Марьевском хуторе; но болезнь, по милости Божией, действовала слабо.

Июля 8 на речке Гнилой, в хуторе Терновом, этого прихода, по распоряжению епархиального начальства, Чернышевский благочинный священник Феодор Одолламский с двумя местными священниками Иаковом Голубятниковым и Александром Власовым и посёлка Селиванова священником Михаилом Дионисьевым освящали место под новостроющуюся церковь во имя Вознесения Господа Иисуса Христа. Стечение народа было громадно; были также очень многие из старообрядцев. Всё время они прилично себя держали; многие из них жертвовали тут же на церковь. На общий обед некоторые из них были также приглашены и вместе со священниками и православными прихожанами кушали из одних блюд. После обеда трое из старообрядцев пригласили к себе на чай о. благочинного и духовных, бывших здесь.

Осень была весьма хорошая, погожая, сухая и без морозов. В конце Августа месяца сего года зацвели все плодовыя деревья, как-то: вишни, яблони, как весною. Цвет был очень сильный; потом начали завязываться яблоки и вишни. Яблоки в конце Сентября были уже в некоторых местах в голубиное яйцо; малина поспела. Таким образом плоды были до последних чисел месяца Сентября; когда же начались лёгкие морозы, то плоды поопадали. Цвет деревьев одни старожилы объясняли к погожей и постоянной осени; другие же говорили, что будет суровая, холодная и продолжительная зима. Осень действительно в этом году была очень хорошая и погожая. 1 Октября слышали гром.

В этом году произошло значительное сокращение прихода. 31 Октября на речке Гнилой в хуторе Терновском освящён молитвенный дом в честь Вознесения Господа Иисуса Христа местным благочинным, священником Одолламским и священниками о. Иаковом Голубятниковым и Александром Власовым, который и перешёл к новостроющейся церкви, во вновь образовавшийся приход. Ноября 9 дня в посёлке Селивановском освящена церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы благочинным; при сем были священники слободы Маньково-Берёзовой, хутора Терновскаго, посёлка Селиванова и слободы Криворожья.

С 1 по 4 Января 1873 года шли сильные дожди, которые согнали весь снег; реки разлились, но вода была не велика. До 10 Января были лёгкие морозы; потом оттепель и дожди до 15 Января; после этого сделалось тепло, как весной; солнечные дни были до 5 Февраля. Февраля 6 снег покрыл землю; приморозило слегка. Снег хороший выпал 26 Февраля, а через три дня снова стаял весь; холодно было до 23 Марта. С 24 Марта пошли дожди; работали хорошо только одну страстную неделю. Апреля 4 выпал снег и было очень холодно. Потом быстро сделалось тепло; появилась зелень. В 6 часов по полудни 15 Апреля была ужасная гроза и проливной дождь. 25, 26 и 27 появилась мгла в воздухе, в виде тумана, и на траву опадала. С 28 по по 15 Мая перепадали дожди хорошие. 16 Мая был сильный дождь с градом в голубиное яйцо. Хлебу град вреда не причини; ибо не захватил посевов. Лето было мокрое; трава пропала и сена накосили мало. Вследствие сильных жаров хлеб сгорел, а потому его было мало. Цена на пшеницу была от 8 руб. до 12 на месте. Осень была хорошая; изредка только перепадали дожди.

Октября 23 было лунное затмение: в половине 6 часа, по заходе солнечном, месяц вышел в полном виде, и сейчас же начал тускнеть, а потом как будто кровью облился, сделался красным и едва заметным. Так было до 8 часов, а потом луна приняла свой вид.

Ноября 4 выпал снег, а 6 поднялась сильная мятель; 11 Ноября держались сильные морозы – до 18 градусов. Путешественники рассказывали, что 11 Ноября безопасно можно было переправиться через Дон по льду на тройке в экипаже. С 12 полились дожди; снег согнало весь. Так продолжалось до 16 Декабря. Потом полились дожди, и опять стали ездить на колёсах до самого новаго года. Во всё это время скотина ходила по степям на подножном корму.

Родилось в Евдокиевском приходе муж. пола 174 и жен. пола 164; умерло муж. пола 82 и жен. пола 90. Браков было 73.

-2

1874 год.

Под второе число Января выпал снег и сделалась хорошая санная дорога. Так было по 10 Января. Потом пошёл проливной дождь. Снег согнало весь, поразлились балки и реки. С 15 начались сильные морозы, выпал снег и стала снова санная дорога. Остальные дня Января месяца и весь Февраль стояла непостоянная погода с метелями. В Марте месяце началась оттепель; с 15 Марта открылась весна, а с 20 начались полевыя работы. С 1 по 9 Апреля шли дожди, а 10 сделалось холодно и выпал снег, который и лежал целый день. Потом полились дожди, а 17 Апреля установилась хорошая погода.

В этом году были очень хорошие травы; сена понакосили все вдоволь. Лето было хорошее и весьма урожайное. Хлебом просто позысыпались. Хлеб, как зерном, так и цветом, был хорош, но цены на него были низкия: от 4 р. до 6 р.

Осень была погожая (прекрасная) и до того сухая, что в Октябре уже нельзя было пахать; почему многие и не приготовили себе осенью пахатной земли. Ноябрь весь был дождливый и тёплый, равно как и Декабрь по 27, а 28 выпал небольшой снег; впрочем, на колёсах ездили до самого новаго года. Во всё время рогатый скот, овцы и табуны лошадей ходили в степи на подножном корму.

В конце этого годы была продана старая Евдокиевская деревянная церковь, по согласию всех прихожан и местных священно-церковнослужителей, в хутор Араканцев Николаевской станицы, области войска Донскаго, за пять тысяч (5000) рублей; с казаков Араканских взято в задаток 1000 руб. Родилось в этом году муж. пола 206, жен. пола 167; умерло муж. пола 82, жен. пола 83; браков было 73; у исповеди и св. таин причастия было муж пола 2301, жен пола 2157.

1875 год.

С 1 Января по 1 Марта ездили на колёсах, а снегу почти не видно было. К 15 Марта выпал снег и слегка прикрыл землю. Разлив воды был небольшой; вода прибывала и убывала до трёх раз. Последния числа Марта были дождливы и холодны. Волочьбы не было до 23 апреля; трава не росла, по случаю холоднаго времени. В Мае было сухо. Покос был очень плох, и никто в этот год вдоволь не накосился. Лето было очень жарко и сухо. Хлеба уродилось весьма мало, да и тот на зерно был плох. 2 Июня по правую сторону р. Берёзовой прошёл полосой дождь с градом в 10 верстах от слободы; где град захватил, жито было выбито, равно как и овощи. 11 Августа прошёл проливной дождь и была сильная гроза.

В сем году 19 Мая освящался в Маньково-Берёзовой слободе новый каменный храм – настоящий во имя св. преподобномученицы Евдокии, а 20 Мая же правый придел во имя святителя и чудотворца Николая. Левый придел не был освящён потому, что местные помещики Бобриковы не пожелали участвовать в добром деле и обещанных ими пожертвований не отдали. Сказать нужно, что каменный храм начал строиться в 1868 году, а строителем был временно-обязанный крестьянин Калужской губернии Моисей Зайцев. Он с любовью следил за строением храма; дело шло очень успешно: в 1874 году уже окончены были стены храма, который был покрыт железом и окрашен. Но не суждено было Зайцеву окончить начатый храм. В 1874 году в Августе он умер в слободе Карпово-Обрывской. После Зайцева прихожане наняли другаго рядчика Воронежской губернии крестьянина собственника Герасима Савченкова, чтобы он кончил всю внутренню отделку в церкви вместе с иконостасом за 7000 (Зайцев был подряжен только за 2600 руб.). Савченков оказался не совсем опытным в своём деле; в своё время у него ничего не делалось. По своей безпечности он употребил лишний год на отделку церкви. Попечителями при постройке церкви были: П. Г. Приходкин, Т. Д. Приходкин, Т. Новиков, П. М. Деревянченков и Г. Г. Приходкин. Все они были заботливы и внимательны к своему делу и первые всегда помогали пожертвованиями; в особенности же из попечителей отличался своими пожертвованиями П. Г. Приходкин. Церковь строилась отчасти на добровольныя пожертвования прихожан и на душевой оклад, но таких денег во-время собиралось мало. Начало пожертвованиям показал священник Иаков Голубятников; первым жертвователем оказывался Приходкин, а другие, смотря уже на него, не оставляли помогать.

При освящении церкви было 14 священников и 5 диаконов из разных мест и разных благочиний; освящал храм местный благочинный, священник Феодор Одолламский, с хутора Земцева, в служении с местными священниками: оо. И. Голубятниковым и Синельниковым и другими двенадцатью прибывшими из разных мест Донской епархии. При освящении храма было громадное стечение народа с разных сторон. От кажого посёлка прихожанами приготовлены были столы с яствами для угощения приходящих, а от слободских жителей было три стола, всего же 12 столов. Празднество продолжалось три дня, и все гости священно и церковнослужители пользовались столом от священника Голубятникова. В день освящения церкви за столом было чиновных и духовных сто двадцать лиц, на второй пятьдесят, а на третий день двадцать человек. Так как у прихожан к концу постройки храма средств не доставало, то священник Голубятников ходатайствовал пред епархиальным начальством о дозволении продать старую, деревянную церковь с тем, чтобы вырученныя деньги обратить на новостроющуюся каменную церковь, в чём вполне и успел. <...>  Вообще прихожане со вниманием относились к свящ. И. Голубятникову. Вот один из многих случаев обнаружения сего внимания: церковь новая строилась 8 лет; к концу сего срока жертвователи стали ослабевать в своём усердии к добровольным пожертвованиям, а тут, к довершению горя, обнаружился падёж на рогатый скот; крестьяне же по казённым только повинностям должны были около двадцати тысяч рублей. Между тем постройка храма Божия подходила к концу, а средств положительно не было. Почему многие прихожане решились было оставить постройку новаго храма, впредь до отыскания средств и добраго года. Это постановили уже и на сходе, о чём известили и священника. О. Голубятников прибыл на полный сход и энергически убеждал прихожан не оставлять постройки новаго храма; при этом ему приходилось слышать весьма грубыя слова и угрозы от некоторых дерзких людей. Беседа продолжалась несколько часов. В конце концов было предъявлено сходу, что старая деревянная церковь так ветха, что опасно уже и входить в неё. Наконец, решительное предложение сходу было следующее: по неимению средств, заработать их, а церковь всё-таки достроить. Священника поддержали попечители, в особенности Приходкин, и заявили желание целым приходом поработать один день. Оказалось, что заработали крестьяне у купца Жеребцова 1000 руб.

Родилось в этом году муж. пола 179, жен. пола 171, умерло муж. пола 70, жен. пола 74, браков было 68.

1876 год.

В 1876 году зима была глубокая и снежная, так что трудно было выехать из дому. Когда нужно было зимою возить сено, то до стога пробивали прежде дорогу верховыми лошадьми, а потом уже и ехали на быках. Весна была дружная, и воды много было. На траву и хлеб был хороший урожай.

В Мае месяце посетил храм Маньково-Берёзовой слободы Преосвященнейший Никанор, епископ Аксайский, викарий Донской епархии (ныне епископ Херсонский и Одесский). Он остался очень доволен местными священниками: Иаковом Голубятниковым и Иоанном Синельниковым. Преосвященному чрезвычайно понравился вновь выстроенный каменный храм. По приезде из Скасырской слободы, в 6 часов вечера, Преосвященнейший Никанор осмотрел в храме алтарь, библиотеку и ризницу; потом обошёл внутри кругом всего храма; освидетельствовал ктиторский ящик со свечами и церковными суммами, стал благословлять народ, которого собралось столько, что Преосвященный Никанор находился в церкви до 11 часов вечера. По выходе из церкви, Его Преосвященство изволил идти пешком, в сопровождении свящ. И. Голубятникова и множества народа, до самаго дома означеннаго священника, где встретила Преосвященнаго жена онаго священника с хлебом-солью. По входе в дом, Владыка изволил выпить стакан чаю и скушать одно яйцо в смятку; любезно разговаривал с хозяином дома и с его семейством. Четырёхлетняго сына священника Владыка приласкал, посадив его к себе на колени, ласково спрашивал дитя о том, как он молится дома и какия молитвы знает? В это время присутствующие – одни сидели, по приглашению Владыки, а некоторые стояли, так как не было свободнаго места в доме. Через час Владыка уединился в отдельную комнату, и просил дать ему покой.

На другой день Владыка, вставши в 6 часов утра, принимал к себе посетителей, благосклонно разговаривал с попечителями вновь устроеннаго храма, благодарил всех вообще крестьян, в особенности же старшаго попечителя Приходкина, котораго удостоил посетить в его доме, дойдя до него пешком. Оттуда Владыка пошёл в дом местнаго старшицы – крестьянина Ветошнова. Всё семейство старшины было на лицо; благословив всех, Владыка несколько минут благосклонно разговаривал с хозяином. Преосвященнейший Никанор как в церкви, так и в доме очень хвалил певчих Маньково-Берёзовой церкви; выразил своё удовольствие по поводу хора, который состоял из 20 человек крестьян, руководимых в это время крестьянином маститым старцем Дейнским; старец удостоился благосклоннаго внимания Преосвященнаго. На выезде из слободы, Владыка зашёл в дом другаго священника Иоанна Синельникова, где Преосвященнаго Никанора встретила с хлебом-солью дочь священника. Владыка удостоил хозяина разговором и спросил, кто у него есть в семействе. По выходе из дома, Преосвященнейший сел в экипаж и отправился в посёлок Селивановский. При выезде из слободы, Преосвященнейший предложил священнику Голубятникову пересесть в его – Преосвященнаго экипаж; священник воспользовался благосклонным внимание Владыки и с ним вместе доехал до Селивановки.

Июня 8 дня была сильная гроза; молниею убило человека. Лето было хорошее; сена и хлеба было довольно. Осень была погожая (хорошая). В этом году священник Иаков Голубятников начал собирать пожертвования на школьный дом и приступил к постройке самаго дома, но встретил сильное препятствие со стороны старшины. Однако не смотря на все неприятности, священник не отступал от начатаго дела.

Родилось в этом году муж. пола 215, жен. пола 187, умерло муж. пола 113, жен. пола 92; браков было 70; у исповеди и святых таин причастия было муж. пола 2387, жен. пола 2219.

-3

1877 год.

В этом году зима была незабойная, без мятелей, погожая; весна была благоприятная; сена многие хозяева понакосили на много лет; впрочем, сено было неудобосъедобно. Урожай хлебов был необыкновенный; хлеб был хорош как на зерно, так и на солому. Впрочем, немногие из жителей воспользовались обильным урожаем: с 18 Августа пошли дожди проливные, да почти всю осен и не переставали. С Октября появилась сильная мышь. Везде мышей было много, даже в воде, в особенности же в колодцах; а в домах так положительно ночью по головам бегали. Что касается до амбаров, так их там полным полно было в закромах, как в пшенице, так и в муке. Нельзя было свободно печь пироги; мышей постоянно выкидывали из лотков. Это было Божие наказание, подобное тому, которому подверглись египтяне. Прихожане в это время по всему приходу совершали молебствия об избавлении людей от мышей, как от жестокаго наказания. В конце года мыши из жилых помещений перекочевали; зато по полям положительно поточили и истребили хлеб, сложенный в скирдах и одоньях. Многие тогда, хотя и собрали много хлеба, не воспользовались им.

В июне утонул один пятнадцатилетний отрок.

Родилось в этом году муж. пола 195, жен. пола 194; умерло муж. пола 90, жен. пола 76; у исповеди и причастия Святых Таин было муж. пола 2613, жен. пола 2427; браков было 54.

1878 год.

<...>

В мясоед к священнику И. Голубятникову явился отставной солдат Михей М. Косенко с докладом о том, что на Гнилой речке в посёлке Семёновском есть люди богобоязливые, усердные к храму Божию, постники и любители чтения и слушания слова Божия; они хотят, сообщал Косенко, в настоящий св. пост приехать говеть и получить наставление, как спасти свою душу и наследовать царствие Божие. До этого времени священник считал солдата Косенко за хорошаго, трудящагося и скромнаго человека. Косенко ходил несколько раз в Иерусалим, на что всегда собирал много подаяний. Народ относился к нему с величайшим уважением; народу нравилось особенно то, что он читал назидательныя книги. Пришедши из Иерусалима, Косенко много раздавал гостинцев, в роде камышевых тростей, крестиков, покрывал на умерших, масла и т. п. Одним словом, народ на Косенко смотрел, как на праведника. Об упомянутых "людях божиих" священник Голубятников ещё прежде слышал кой что от солдата Д. И. Скорикова, который года за два пред тем с этими людьми жил на участке (чиновничьем). Скориков считал их за хлыстов. При разговоре с Косенко священник Голубятников предупреждал его, чтобы он не ошибся в этих людях. Косенко горячо отстаивал упомянутых людей. Затем стало известно, что один из певчих праваго хора Маньково-Берёзовской церкви Д. М. Владыкин вместе с Косенко уже был на реке Гнилой у людей божиих. Когда свящ. Голубятников спрашивал Владыкина, зачем он ездил на Гнилую, тот объяснил, что он туда за солью ездил. Потом прошёл слух, что приехала некая девка с вином, которое распили в доме Косенко. Священником дознано, что эта девка имеет тесную связь с людьми божиими, которые называют её "матушкою". Эта девка на речке Гнилой в доме крестьянина Романа Божко запрвляла собраниями "благочестивых людей", учила их петь псалмы, толковала им евангелие. Девка эта была Ксения Иванова Кучмина, урожденка слободы Голодаевки (Миусскаго округа). Дождавшись поста, Ксения с речки Гнилой со свитою человек в 20 явилась в слободу Маньково-Берёзову и остановилась на квартире у Михея Косенко, как раз напротив дома священника Иакова Голубятникова. Дело было на первой неделе Великаго поста. Ксения в доме Косенко открыла собрание. Народ повалил в это собрание; стали заглядывать туда и некоторые певчие с праваго хора. Священник, услышавши, во время пения в доме Косенко, голос Даниила Владыкина, позвал его к себе немедленно. При разговоре Владыкин отказался слушать его наставления, а касательно собраний сказал, что их никогда не покинет. В день православия священником Голубятниковым сказано было поучение в церкви «о лживых пророках», учителях и миссионерах, а вечером того дня, когда священник подошёл к дому Косенко, последний жаловался на священника за то, что он говорит против них проповеди и называет их учителей лже-апостолами, чем отбивает от них народ. С этого времени для священника стало ясно, что в доме Косенко бывают неблаговидныя собрания и он облёкся во всеоружие слова Божия, помня слова апостола Павла о приготовлении к борьбе со врагами слова Божия (Еф. 6, 11–17). В воскресные и праздничные дни говорились поучения и проповеди против сектантов. Несколько раз священнику приходилось состязаться с сектантами публично в волостном правлении при многочисленном стечении народа. В этом году Кучмина почти постоянно проживала у Михея Косенко и вербовала себе прозелитов. Михей Косенко, чтобы избавиться от наблюдений приходского священника, просил благочинного о том, чтобы его перевели в приход священника Синельникова, но просьба Косенко не была уважена. Тогда Косенко, продавши свой дом, ушёл жить к Владыкину, который состоял в приходе священника Синельникова. У Владыкина в Апреле умерла тёща, но он не пошёл на похороны, говоря, что им грешно там присутствовать. В приходе началось брожение. Во многих семействаж жёны оставили мужей, мужья жён, дети своих родителей и пошли в собрание сектантов, где всевозможные лакомства и сласти, чай и вино и солёная закуска были в изобилии и усердно предлагались посетителям. Но самым сильным притягательным средством были – поцелуй «матушки» или «богини», как её называли, и ея сладострастное пение. Средств для их собраний сначала было много; благотворители снабжали сектантов хлебом и деньгами. Михей Косенко занимался сбором подаяний на Иерусалим; когда же народ узнал, что жертвы идут не на святое место, а на сектанския собрания, то многие перестали жертвовать. Косенко после этого несколько раз уходил на-сторону для сбора пожертвований на молитвенный дом. Многие добрые люди были вводимы в обман.

В Сентябре был случай смертоубийства. Рязанской губернии, Скопинскаго уезда, крестьянин Павел, пробывший до ночи в питейном заведении, утром среди слободы в балке найден был убитым. Виновник этого преступления был отыскан и предан в руки правосудия.

В Октябре месяце одну женщину задавило землёю, по ея неосторожности.

Вследствие указа Донской духовной консистории продана старая деревянная караулка за 55 руб.

Пономарь Добровольский за нетрезвость был послан епархиальным начальством для исправления в Кременской монастырь.

Осенью у сектантов явился монах, будто бы с Афонской горы для сбора пожертвований, особенно на вечный помин. По расследовании дела, монах оказался проходимцем, по фамилии Березовский. Скоро Владыкины увезли его из слободы; потом он был пойман и предан суду, но из Каменской станицы бежал.

Родилось в 1878 году: муж. пола 215, жен. пола 171; умерших: муж. пола 215, жен. пола 130; браком сочеталось 158 лиц; у исповеди и причастия Св. Таин были: муж. пола 2654, жен. пола 2459.

1879 год.

Указом Донской духовной консистории предписано настоятелю Евдокиевской церкви иметь бдительный надзор над служебною деятельностию и поведением священника Синельникова и, по истечении каждой трети года, доносить благочинному о поведении его и исправности по службе. За табако-курение, по этому указу, священник Иоанн Синельников штрафован 5 рублями.

По указу Донской духовной консистории сверхштатный пономарь Добровольский перемещён в слободу Голодаевку.

Указом Донской духовной консистории священнику И. Голубятникову, вследствие отношения прокурора Новочеркасскаго окружнаго суда, предписано убедить сектантов: Владыкина, Косенко, Кучмину, Божкова и других во лживости их верований и доставить в консисторию обстоятельныя сведения о том: а) какая это именно секта, к которой принадлежат некоторые из прихожан Маньково-Берёзовской Евдокиевской церкви; б) когда появилась она; в) как велико число последователей ся; г) кто они именно; д) кто главные руководители сектантов и распространители секты и е) какия начала учения секты.

(*) В этом году в "Донских Областных Ведомостях" напечатана была одним туристом заметка о сектантах слободы Маньково-Берёзовской и о связи их с сектантами слободы Поздеевки (Н.-Ольховой). С этого то и началось громкое дело о сектантах, за которых, как известно стало автору заметки, в С.-Петербурге хлопотали даже весьма сильные люди. Пришлось говорить весьма горячо и в защиту о. Иакова.

Священник Голубятников возможно подробно описал и донёс Донской духовной консистории о том, как сектанты ходят в храм и как говеют, как они у старшаго брата собираются на радения, как они поют сначала божественное: стихиры и ирмосы, а потом хлыстовския песни, кои называют они «духовными». Священником донесено было, что сектанты, когда исповедуются, стараются громко говорить, что они не грешны, чтобы народ их слышал, не смотря на все предосторожности со стороны священника; во время говения не постятся, а лакомятся разными сластями; у них есть свой пост – семидневный; к богослужению церковному ходят большею частию в конце, а во время богослужения зевают; духовная иерархия в собраниях их положительно отвергается в той мысли, что у людей Отец небесный один, а все люди – дети одного отца и все братья, так как-де и в писании сказано: "друг другу исповедайте свои грехи". Ксения кающимся говорила: "Бог простит"; всё собрание за ней это повторяло, а потому церковное покаяние ими отвергалось (Иак. 5, 14–16). При разговоре священника с сектантами об истинах веры, последние старались уклониться от разговора и настоятельно говорили, что они сами – не дети, понимают, что делают, а среди крестян-простяков старались показать, что они больше всякаго священника знают, и толковали священное писание так, как им нравится. Старались они на вид поставить и то, что они живут по духу и веруют в православную кафолическую церковь. Вместе с этим они говорили, что церковь – в сердце каждаго человека, а не в стенах каменных или деревянных, в каких молятся христиане. <...> Сектанты были уверены, что в их собраниях является Дух Святый; мяса они не ели, считая его за махан (по калмыцки так называется мясо); особенно же не любили сала и свинины, называя её сатанинским жилищем (Матф. VIII, 28–34). Сектанты заботились об единообразии в одежде и о том, чтобы у всех были рубашки полотняныя с воротничками и рукава с запонками. Маньково-Берёзовские сектанты имели тесную связь с сектантами, живущими в слободе Поздеевой-Ольховой, где некоего солдата Циркунова считали за Спасителя. Священник И. Голубятников несколько раз с сектантами вёл публично беседы в училищном доме, при большом стечении народа, за что сектанты не любили его и называли антихристом. За всё время Ксения Кучмина ни разу не являлась на беседы, хотя и жила в слободе Маньковой.

Указом Донской духовной консистории священнику Голубятникову объявлено, что Донецкое земское собрание постановило священника Иакова Голубятникова благодарить за труды и полезную деятельность по народному образованию.

Родилось в 1879 году: муж. пола 207, жен. пола 211; умерло: муж. пола 96, жен. пола 68; браков было 85.

1880 год.

Указом Донской духовной консистории настоятелю священнику слободы Берёзовой-Маньковой, Иакову Голубятникову предписано всеми мерами стараться искоренять в своём приходе хлыстовскую ересь и предохранять от ней православных прихожан. Посему священник в воскресные и праздничные дни говорил поучения и проповеди против хлыстовских собраний и их безобразного учения. Многие из прихожан вняли гласу своего пастыря и оставили посещение противузаконных собраний. Некоторые старались подражать сектантам и крепко стояли за них, обвиняя священника, что он напрасно гонит людей, собирающихся у Владыкина, которые-де кроме душевнаго спасения ни о чём ином не помышляют. Сектанты укоряли священника в том, что он женат и что ест мясо. Священник отстаивал свою правоту, указывая на слова писания и постановления соборныя.

Обличения о. Голубятникова сильно действовали на народ, следствием чего были неприятности для него. Вот однажды является к нему крестьянин Иосиф Черевятенков и говорит: «Гниловские хохлы вам кланялись, что до Михея ездят, да просили передать вам, чтобы вы не гнали само-хлыстов, а то плохо будет». Вечером этого дня в 11 часов последовал ружейный выстрел в дом священника и наделал большой переполох. Кончилось тем, что оказалась убитою дворовая собака, да глина от угла отбита. Домашние священника были перепуганы чрезвычайно. Был и другой случай, неприятный для священника Голубятникова. С Гнилой речки один из поселян является к нему в дом и передаёт, что хлысты начали поститься и положили свой пост продолжать до двенадцати дней. Священник спросил: что же из этого, если они желают этого? Крестьянин пояснил священнику, что хлысты сделали это с той целию, чтобы от их поста умер он. В Великом посту приехал в слободу Маньково-Берёзову судебный следователь Новочеркасскаго окружнаго суда Добрынин, арестовал сектантов и начал допрос; при чём свящ. Голубятников, по требованию судебного следователя, обличал сектантов в неправильном понимании слова Божия. Следователь просил священника, в подтверждение слов обличения, найти те места в священном писании, на которые он ссылается. Следователь, допросивши сектантов, допроси и свидетелей, выставленных против сектантов. Из слободы следователь поехал на Гнилую и там допросил сектантов и свидетелей. Наконец Ксения Кучмина со своими апостолами доставлены были под конвоем в Маньково-Берёзову слободу. Ксения шла в сопровождении двух казаков с шашками наголо. В это время все улицы полны были народом. Многие из зрителей ужасались, что заблуждение довело сектантов до несчастия; другие плакали; были и такие, что обвиняли священника, как ненавистника таких милых людей. По распоряжению судебного следователя, Даниил Владыкин, Роман Божко, Михей Косенко и Ксения Кучмина, как главные виновники хлыстовской ереси и ея распространители, были под стражею отправлены в станицу Каменскую в тюремный замок. Многие из крестьян провожали хлыстов далеко за слободу, как мучеников. После этого священник не переставал укреплять своих прихожан словом назидания и продолжал раскрывать заблуждения сектантов.

Сектанты из тюрьмы постоянно присылали своим последователям и родным письма, утешаясь, что скоро из тюрьмы будут выпущены; в народе же носилась глухая молва, что на место сектантов будет посажен священник Иаков Голубятников, так как он напрасно обвинил сектантов. Сектанты просидели в тюрьме более года, а потом были выпущены на свободу и возвратились в слободу Манькову-Берёзову с величайшим торжеством. Священнику Голубятникову пришлось выслушать много нареканий, как от сектантов, так и от других прихожан, которые говорили, что если сектанты вернулись из тюрьмы, то священник не прав в своих обвинениях; но священник не переставал в церкви и при всяком удобном случае вразумлять сектантов и укорять их в ереси хлыстовской.

Прихожанам Евдокиевской церкви предложено было священником Голубятниковым окрасить церковь внутри, на что прихожане охотно согласились. Всю церковь раскрасили голубою краскою на клею, а осьмерик украсили живописью, за что мастеру Садкову заплатили тысячу рублей. Деньги собирали по окладу с души; впрочем, были и крупныя пожертвования от доброхотных дателей.

В ночь с 19 под 20 Декабря неизвестными злодеями в 11 часов ночи, со взломом двух замков, была обокрадена Евдокиевская церковь.

Родилось в 1880 году: муж. пола 239, жен. пола 223; умерло: муж. пола 122, жен. пола 78; у исповеди и причастия Св. Таин было: муж. пола 3210, жен. пола 2931; браков было 68.

1881 год.

В первых числах Января сего года шёл сильный дождь, а 5 просто сильный ливень. На утро в день Богоявления нельзя было идти на реку освящать воду, потому что от сильнаго мороза вся площадь и улицы были покрыты сплошным льдом, как хрусталём. В церковь, а равно и из церкви народ не шёл, а буквально полз. Накануне Богоявления настоятель-священник И. Голубятников, вместе с судебным следователем Новочеркасскаго суда г. Чуевым, в 11 часов ночи ходили в дом Владыкина, где бывали хлыстовския собрания; братию застали уже спящею.

В этом году зима была гнилая. Весна была хороша, река разливалась раз до пяти. Урожай на сено был обильный, а на хлеб даже очень обильный; цены на хлеб были высоки – до 12 руб. за четверть.

В Августе от судебного следователя г. Чуева был запрос настоятелю: в каком состоянии находится хлыстовская ересь, развивается или же упадает, замечаются ли факты совращения православных в эту секту и не происходит ли это от влияния крестьянки Параскевы Сергенковой. Наблюдение показало, что сектанты собираются в известное место, но новых совращений не было. В Октябре месяце того же года прихожане Евдокиевской церкви купили колокол в г. Воронеже в 149 пуд. 48 фун. На этот предмет между прочим пожертвовал 100 руб. П. Г. Приходкин. В этом году два человека утонули.

Ноября 12 дня священник И. Голубятников вызывался в окружной суд в качестве свидетеля против хлыстов. По окончании суда хлысты: Владыкин, Божко, Косенко и Кучмина были приговорены к лишению прав состояния и сосланы в Закавказский край навсегда.

В этом году родилось: муж. пола 271, жен. пола 276; умерло: муж. пола 82, жен. 55; у исповеди и причастия Святых Таин было: муж. пола 3260, жен. пола 3025; браков было 90.

1882 год.

Зима этого года была малоснежная, езда на санях была затруднительна; весна была ранняя, но холодная и морозная; с 20 Марта кой кто начал сеять. Весною поновлялись крыши: на церкви, караулке и ограде, за что мастеру Садкову заплочено 300 руб. Деньги собраны от доброхотных дателей; многие жертвовали на этот предмет хлебом. С половины Мая начался на Таловском участке падёж скота; продолжался он с месяц и упало до 400 штук скота. В сем году священник Феодор Одолламский уволен от должности благочиннаго и на его место назначен Симеон Одолламский. Священник Иоанн Синельников освобождён от особаго настоятельскаго надзора.

Июня 4 дня в посёлок Степаново-Савченковом, в трёх верстах от слободы Маньково-Берёзовой, освящалось место под святую церковь, а престол наименован во имя перенесения мощей святаго благовернаго князя Александра Невскаго из Владимира в царствующий град Петра, память коего святою церковью совершается 30 Августа.

Освящал место и. д. благочиннаго священник Симеон Одолламский, в сослужении настоятеля Евдокиевской церкви слободы Берёзовой-Маньковой и настоятеля Покровской церкви посёлка Селиванова. При этом было два хора певчих, всего около тридцати человек из местных крестьян, любителей духовнаго пения, под управлением тоже крестьян-самоучек. После произнесения священником И. Голубятниковым соответсвтвующаго времени поучения, собрано около 100 рублей на новый храм.

25 Сентября 1882 года благоизволил посетить Маньково-Берёзову слободу Высокопреосвященнейший Митрофан, архиепископ Донской и Новочеркасский. Владыка ехал в слободу Берёзову-Манькову по Берёзовой речке из посёлка Процыкова, где и ночлег имел. В 15 верстах от Маньково-Берёзовой слободы есть посёлок Греково-Николаевский, где предположено было строить церковь. В этом посёлке Высокопреосвященнейший изволил выдти из кареты, принял от жителей хлеб-соль, походил по этому месту, где предполагалось строить церковь, благословил народ, его встретивший, и одобрил место, назначенное для построения храма. От посёлка Греково-Николаевскаго до самой слободы, по хуторам, Владыка изволил вставать и благословлять собравшийся народ. По распоряжению местнаго старшины и заседателя г. Упорникова, от самаго посёлка Греково-Николаевскаго до слободы были разставлены нарочные. И вот когда Владыка изволил приехать в Николаевку, на колокольне Евдокиевской церкви слободы Берёзовой-Маньковой, по распоряжению настоятеля, начали звонить в один колокол. Народ вереницами стал стекаться ко храму, для встречи давно ожидаемаго архипастыря, о приезде коего настоятелем в церкви, по окончании богослужения, не раз объявлено было народу. Когда Владыка был верстах в трёх от слободы, по знаку вестоваго, начался красный колокольный трезвон; старый и малый сбегались ко храму. Вот и Владыка около храма; вся церковная площадь была усеяна народом; в церкви народа была масса; путь, по которому проходил Владыка, от самой кареты до западных дверей, был устлан в несколько рядов холстом – работы местных крестьянок и усыпан полевыми цветами: васильками, фиалками и другими. При вратах храма церковный староста Н. Я. Дегтярёв встретил Владыку с хлебом-солью. В самом храме Владыку ожидали местное духовенство и сопровождавший его член консистории, священник Александр Власов. При входе во храм, преосвященный был встречен местным духовенством в облачении с крестом, поднесённым настоятелем церкви при западных дверях. При входе на амвон, Владыка, выслушав краткую литию и, после краткаго отпуска, допустивши ко кресту духовенство и народ, вошёл в алтарь. Высокопреосвященнейший в алтаре осмотрел антиминсы и святые дары, ризницу и библиотеку; потом изволил расспрашивать настоятеля, кем, когда и на чьё иждевение построена церковь; чем по преимуществу занимаются прихожане, и усердны ли они ко храму Божию; часто ли говорятся священником проповеди и поучения и какия при церкви имеются поучения? При вшествии и выходе из храма преосвященнаго, равно и во время благословения им народа, пели два хора местных певчих. По выходе из храма, преосвященный посетил народное училище; ученики встретили его пением молитв "Царю небесный". В училище было более (в учебное время в Маньково-Берёзовском училище собира<ются> 150 учеников) 30 мальчиков, всех их Владыка переспросил: кого молитвы заставлял читать, а кого спрашивал по священной истории новаго завета и читать заставлял по евангелию на славянском языке. Ответами учеников преосвященный остался доволен и выразил свою благодарность законоучителю, священнику Иакову Голубятникову, за труды по училищу, а ученикам оставил 50 брошюр своего сочинения; из них 25 – "Краткого сказания о святом Иустиниане", и 25 – "О преждеосвященной литургии". Из училища Владыка изволил отправиться в приготовленную для него квартиру в доме священника Голубятникова, где хозяйка дома встретила преосвященнаго с хлебом-солью, и с детьми приняла благословление. В 5 часов Владыка распорядился, чтобы начинался благовест ко всенощному бдению. Владыка слушал всенощное бдение в квартире; всенощное бдение совершал священник Иаков Голубятников с диаконом Григорьевским. На другой день, 26 Сентября, в воскресенье в 7 часов утра начался благовест к литургии. По прибытии преосвященнаго во храм и по обычной встрече его, были прочтены входныя молитвы, после чего началось торжественное облачение преосвященнаго в святительския одежды среди храма и чтение часов. Народ, собравшись к литургии во множестве, с особенным вниманием следил за торжественным облачением. Потом началась и самая литургия, совершенная архипастырем в сослужении шести иереев: члена консистории священника Александра Власова, большинскаго благочиннаго священника Михаила Платонова, местнаго благочиннаго священника Симеона Одолламскаго, местного настоятеля священника Иакова Голубятникова и помощника настоятеля священника Иоанна Синельникова и настоятеля Покровской церкви посёлка Селиванова священника Михаила Дионисьева. Кроме протодиакона и двух иподиаконов, в сослужении было ещё два диакона. Все присутствовавшие тронуты были благоговейным служением архипастыря и молитвенным его настроеним; каждый ощущал в сердце своём особенную неизъяснимую радость и умиление, присутствуя при святительском служении. В Евдокиевской церкви народ видел только в первый раз архипастырское служение с основания слободы. После литургии, которую пели два местных хора, духовенство и народ приняли от архипастыря благословение и подошли ко кресту. Когда же преосвященный разоблачился и направился к народу, то народ вновь подходил ко владыке за благословением и он снова благословлял его. По отъезде из храма, преосвященный благоволил пригласить в свой экипаж настоятеля священника Иакова Голубятникова и заседателя Упорникова, которые с ним и ехали до самой квартиры. Преосвященный Митрофан благоволил разрешить носить стихарь и. д. псаломщика дьячку Петру Стефанову, лишённому этого права за несколько лет пред сим. После обеда Владыка отъехал в два часа пополудни, благодарив за хлеб-соль хозяина с хозяйкою и оставив в память своего пребывания им по книге. При выходе высокопреосвященнаго из квартиры начался трезвон; народ стоял на улице; мужчины, с обнажёнными головами, кланялись Владыке, а он на обе стороны из кареты благословлял всех. Долго вслед архипастырю смотрел народ.
Посещение архипастырем слободы произвело в высшей степени благотворное влияние на народ. Видя служащим во храме архипастыря, весь народ погружался в молитву и проникался духом умиления и благоговения к вере Христовой. Всяк из предстоящих и молящихся, при архипастырском служении, вменял себе в прямую обязанность исправиться, усовершенствоваться, забыть всё прошлое греховное и омыть себя чистосердечным покаяние пред своим пастырем.

Из слободы Маньково-Берёзовой преосвященный проехал в посёлок Степано-Савченков, где начата была постройка новаго храма во имя святаго Александра Невскаго.

Прямой путь лежал в Милютинскую станицу, но Владыка благоволил посетить новостроющуюся церковь в означенном посёлке, укрепить в вере и благочествии жителей посёлка и возбудить в них энергию к продолжению начатаго ими деревяннаго храма. При новостроющемся храме граждане посёлка Степано-Савченкова встретили архипастыря с хлебом-солью, которую он благоволил принять, но, по случаю дождя, не мог выдти из кареты и издали благословил народ. Затем поехал в посёлок Селиванов.

В Октябре месяце этого года священником Иаковом Голубятниковым открыты воскресныя и праздничныя собеседования. Беседы эти бывают во храме, где во время их стоят как сам священник, так и весь народ. Означенным священником предложено было народу садиться на беседах, но все единогласно порешили на первой же беседе выслушивать оную стоя. Ходить на беседы во храм изъявили желание очень многие; беседы продолжались не менее часа и не более двух часов. Замечено священником, что, если беседа продолжается два часа, то народ устаёт; если же беседа продолжается с час, то все без исключения выслушивают её: народ весьма сочувственно относится к беседам; на них бывают мужщины и женщины, даже дети. Каждая беседа начинается молитвою "Царю небесный", а оканчивается молитвою, по желанию народа, или "Достойно есть" или же "Взбранной Воеводе победительная". Вышеозначенныя молитвы, как в начале, так и в конце бесед, поются народом, что в особенности нравится всем. Беседа священника с народом большею частию бывает устная, а предметом для бесед избрано: "объяснение богослужения православной церкви", что выслушивается народом с величайшим вниманием и любовию. На первой беседе было посетителей около пятисот человек. На дальнейших беседах менее 100 человек не бывало. Беседы продолжались всю зиму, а в Мае 22 числа прекратились, а народ всегда готов посещать беседы.

Осень 1882 года была погожая, без дождей; молотьба была хорошая, только молотить-то было почти нечего: пшеница выросла соломою и колосом большая, да зерна-то на иных загонах было мало, а на других вовсе было пусто. На сено тоже был плохой урожай. Озимые хлеба почти не всходили. Зима установилась с 21 Ноября; только снегу было очень мало; почему езда на санях была затруднительна; но в корме народ не нуждался. Всё время до самаго новаго года снегу было мало, хотя он и шёл иногда, но сильными ветрами с дорог сдувался; в бурьяне и по балкам его было однако же довольно.

Сосланные сектанты-хлысты в письмах уведомляли своих родных, что они возвратятся домой; впрочем, надежды их не сбылись.

Прихожане в воскресные и праздничные дни с усердием посещали приходский храм.

В этом году родилось: муж. пола 238, жен. пола 225; у исповеди и причастия Святых Таин было: муж. пола 3520, жен. пола 3267 душ; браков было 52.

(Окончание здесь).

Понравилось – ставьте «палец вверх». Интересно – подписывайтесь на «Селивановские просёлки». Есть, что сказать – пишите комментарий, мне важна обратная связь.