(The Way Back, 2010, США)
Примечательно, что за четыре года до выхода этого кино телеканал BBC провел собственное расследование и выяснил, что мемуарный бестселлер Славомира Равича "Долгая прогулка" с высокой вероятностью является фейком. И тем не менее снятый на основе этой книги "Путь домой" заявлен, как история, основанная на реальных событиях. А именно - на побеге из якутского ГУЛАГа компании зеков, часть которых дохромала в итоге... аж до Индии!
Круто? Ещё бы! Только вот это художественное кино сыграло на руку опять-таки версии ВВС, а не покойного Равича (а, может, так было изначально задумано?). Ибо при всей суровости и трагичности "Пути домой", смотреть его без смеха, увы, не получается. Да и Болгария, где снимали основную часть фильма, тоже, знаете ли, несколько отличается от Якутии и берегов Байкала.
Начинается же всё с того, что в 1939 году польского офицера
Януша Вешчека (Джим Стёрджесс) НКВД обвиняет в шпионаже - разумеется, ложно! - и отправляет на лесоповал в далёкую-далёкую галактику Якутию. Где в принципе жить было можно, кабы не 1) тяжкий бревноносный труд, 2) вши, чья суммарная масса на кальсонах иногда превышает массу самих кальсон (если верить фильму) и 3) злые урки, готовые прирезать любого даже за вшивые кальсоны, не говоря о шмотках получше и жрачке.
Жрачка в свою очередь состояла из одних сухарей и жидкости, напоминающей воду. Но, видимо, это были особые высококалорийные сухари, поскольку со впалыми щеками и торчащими рёбрами никто в лагере не ходил. Более того, некоторые зеки даже откладывали под матрас нехилые хлебозаначки, отыскать которые не могла ни одна энкэвэдэшная морда.
И да, это невероятно, но матрасы в ГУЛАГе выдавали даже политзекам, а не только политически благонадежным уркам.
Короче говоря, однажды диета из воды и "кириешек" встала у Януша поперек горла. И он, приподняв колючую проволоку, ушёл из лагеря на свободу; чего удивляетесь - да, так тоже можно было. Причём ушёл не один, а с группой восточно-европейских и американских товарищей. А также... с одним проигравшимся в карты уркой (Колин Фаррелл). Злым, "как собак", но зато у него был в кармане ножик, что автоматически давало всем +10 к выживанию.
Кстати, урку в оригинале зовут Валька. Однако дремучие российские переводчики не знали, что у нас в стране есть мужское имя Валентин. И потому, дабы зритель не подумал о Вальке всякие лагерные гадости, переименовали его... в Вольку! Чем, сами того не желая, породили сиквел "Старика Хоттабыча" - целую историю о том, что стало с пионером Волькой Костыльковым в 1940-е.
И вот наши бегуны от спортобщества "Трудовые резервы" начинают свой долгий марафон на юг. Сначала ориентировочно к Байкалу, для чего им надо отмахать километров этак тысячу с лишним. И то, ежели считать по прямой, без учёта сильно пересеченной местности. А в придачу к ней якутских морозов, метелей, сугробов, обморожений, мозолей и жалких запасов сухарей. А также завывающих повсюду волков в качестве адреналинового бонуса.
В этом и есть главный эпик-фейл "Пути домой". В нём совершенно не ощущаются масштабы и трудности ниэпического маршрута "ГУЛАГ - Индия", по которому движутся герои. Особенно беря во внимание, что они не заходят в города и деревни и вообще избегают встреч с кем бы то ни было.
Ну ладно, вот, кряхтя от холода, они дошли до Байкала, где к ним прибилась беженка из какого-то колхоза (Сирша Ронан), после чего отправились по берегу дальше. Затем, нимало не таясь, буквально в полный рост пересекли государственную границу, а там и Монголия пролетела, не успели даже вспотеть. И лишь в пустыне Гоби Януш с соратниками почувствовали дискомфорт, ведь они даже не подумали, что там адово пекло и возможны проблемы с водой.
Что же касательно Гималаев... "Эй, слышь, пацаны, а когда это мы их пересекли? А, это было там, где аборигены пустили нас переночевать в овине! Ясно! Ну dobrze, а то я уж было решил, что мы заблудились и случайно мимо прошли".
Хватает и других тяп-ляпов.
Колхозники на берегах Байкала не то жнут, не то ведут иные осенние полевые работы, когда по сюжету вроде бы недавно наступила весна. Самый широкий Байкал, который нам покажут, можете оценить на скриншоте выше, хотя герои проследовали мимо всего озера с севера на юг. Языковой проблемы в их интернациональной команде не существует в принципе: американец легко понимает русского, русский - поляков, те - югослава, а югослав - латыша.
И, естественно, как и в ГУЛАГе, за время путешествия никто не отощал ни на килограмм, пусть даже в "Пути домой" актёрам было бы как нигде уместно повторить подвиг Кристиана Бэйла из фильма "Машинист".
***
В общем, жаль, что старенький Питер Уир, создатель крутейшего исторического морского фильма 21 века "Хозяин морей: На краю земли", тратил силы на выдавливание этого клюквенного сока вместо того, чтобы завершить свою режиссёрскую карьеру чем-то более мощным и правдоподобным.
Однако что сделано, то сделано, и сокрушаться по этому поводу уже поздновато.