В данном тексте слову "начало" соответствует греческое слово "архи" - " начало, основание, происхождение ". То есть, происхождение "Слова" из начала бытия. Этим самым Иоанн дает понять, что Христос был первым из творения(Откровение 3:14, Колоссянам 1:15)
Далее говорится, где было Слово - "у Бога". Предлогу "у" соответствует греческое слово "прос" - " у, при, возле, перед ". Эта часть текста указывает, что Слово до прихода на землю, было духовным существом.
"Слово было Бог" - сторонники троицы часто опираются на этот текст, доказывая, что Христос это и есть единственный Бог. Написание слова "бог" с большой буквы подталкивает читателя к этому выводу. Но в исходном греческом тексте нет больших букв. К тому же, слово "бог" имеет только качественную характеристику и не указывает точно на определенною личность, может применяться и к людям, к дьяволу. В греческом тексте слову "бог" соответствует слово "фэос" - бог, богом, божеством. Значит, имеет право быть и такой вариант: "слово было богом" или "слово было божеством". Фразы "Слово было у Бога" и "Слово было Бог" указывают на одно и то же - духовное существование(форма жизни) Слова до того как оно "стало плотью".
Поскольку слово "бог", как и "господь", безликое, то в Писании часто прибавляются слова, которые указывают, какой бог имеется в виду: Бог Авраама, наш Бог, Бог Израиля и тому подобное. Но главное, чем выделяется "единственный истинный Бог" это его имя.
В большинстве переводов этот текст обезличили, вместо собственного имени Иегова написали "господь"
Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть;
Второзаконие 6:4
Теперь обратим внимание как изменилось положение Слова(Христа). В первом тексте Иоанн пишет, что "Слово было Бог", в Иоанна 1:14 написано, что "Слово стало плотью". То есть, когда "Слово было у Бога" оно было "богом", когда Слово стало плотью, то оно перестало быть богом. Христос(слово) стал ниже(по могуществу, силе) других духов(ангелов). Почему? Потому, что он стал человеком. Это же подтверждает апостол Павел, цитируя Псалом 8:6 в отношении Христа
Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих, все покорил под ноги его». Когда же покорил ему все, то не оставил ничего не покоренным ему. Ныне же ещё не видим, чтобы все было ему покорено;но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех. Послание к Евреям 2:7-9
Акцентировал ли Христос внимание людей на то, что он бог? Нет, но он обращал внимание на истинного Бога, Бога богов
Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: «слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; Евангелие от Марка 12 глава
Можно заметить, что Христос процитировал Второзаконие 6:4. Естественно, что Христос сказал не "господь", а Иегова. Свое божественное(духовное) происхождение он отметил словами: Я сын Божий. Только ли Христос сын Бога? Нет, но и другие духовные создания называются сынами Бога
6 И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришёл и сатана.
Иов 1 глава
7 при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?
Иов 38 глава
25 На это он сказал: вот, я вижу четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен сыну Божию.
Даниил 3 глава
Разница между Христом, в его духовном существовании, и остальными сынами Бога в очередности появления. Христос - начало("архи - начало, основание, происхождение ") творения Иеговы, единственный, кого Бог создал без участия кого-либо, а другие духи и вся материальная вселенная появились при участии Христа.
Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.Евангелие от Иоанна 1:3
Словом "через" было переведено греческое слово "ди, диа" - "посредством, с помощью". "Через" значит с помощью Христа, с его непосредственным участием. Бог Иегова же тот, из которого все, он единственный творец всего
О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава вовеки, аминь.
Послание к Римлянам 11:33-36
В этой же первой главе евангелия от Иоанна Слово называет богом еще раз
Бога не видел никто никогда; Единородный Сын(бог), сущий(пребывающий) в(у) недре(груди) Отчем(Отца), Он явил(рассказал).
Евангелие от Иоанна 1:18
Можно заметить, что замена предлога "в" на "у" делает более ясным понимание стиха. В Септуагинте написан греческое слово "ис", которое может переводиться как "в" и как "у". Но "в" используется как " направление в пространстве ", а "грудь" означает приближенное положение. Значит, точнее будет "у груди Отца". Это верно и потому, что "Слово было у Бога". Сравним применение
Иоанн дает понять, что Христос единственный, кого Бог создал сам(единородный). Христос приближен к Богу, а значит вполне естественно, что он стал тем, кто отобразил качества Отца в своих поступках и словах, став главным вестником-посланником(ангелом-апостолом) от Бога. Так как Христос был совершенным человеком, то он мог сделать все в точности. Поэтому Христос и сказал Филиппу: видевший меня видел и Отца.