Найти в Дзене

"Зов пустоты" слышат только самоубийцы?

Оглавление

Если долго смотреть в бездну, то бездна начинает смотреть на тебя. Ф.Ницше

Во время родов на свет появляется не только ребенок, но и его страх. Это неприятное, неотделимое чувство, пробирающее до костей, верный спутник всех людей в мире. Ноги тяжелеют, а фантомная боль пронизывает тело при мыслях о смерти, одиночестве, разлуке, темноте, увечье. Но однажды, в ничем не отличающийся от других день, во время поездки за рулем, осмотра достопримечательностей с высоты, купания в озере внезапная идея прыгнуть, свернуть на встречную полосу или нырнуть в глубину затмевает рассудок. Непрошеный вопрос «А что если?» и полное отсутствие страха.

У этого необъяснимого феномена есть название — «Appel du vide» по-французски, или «Зов пустоты» в переводе. Выбор пал на столь поэтичное словосочетание отнюдь не из-за красоты. Автором его был Жан Поль-Сартр, известный философ-экзистенциалист. Среди этих трудно произносимых слов главным является то, что в его убеждениях полную свободу обретал человек лишь после смерти, в момент полного избавления от мирских проблем и обязанностей. Жутковато, не правда ли? При том, что подобное чувство испытывало множество людей по всему миру, разных возрастов и социальных статусов, склонных к суициду и нет. Так легко вообразить процесс занятия спортом, заваривания чая или трапезы. Однако каково представить прыжок с моста? Существует несколько теорий на этот счет.

Традиционно мысли о смерти связывают с негативным опытом в прошлом, перенесением душевных травм, переутомлением и недовольством жизнью. Психологи советуют чаще прислушиваться к собственному состоянию, качеству сна и способности радоваться.

Интересной точки зрения придерживаются антропологи.

Генетическая память подарила человеку возможность выживать, подсознательно опираясь на ошибки предков. Исходя из теории эволюции Дарвина, можно предположить, что желание прыгнуть — поведенческий рудимент, приобретенный от приматов. То есть, в тот самый миг, когда пропасть словно бы манит, срабатывает рефлекс: схватиться за ветку и перепрыгнуть на другое дерево. Неужели все дело в эволюции и не более того?

А вот недавние исследования показывают, что в момент опасности инстинкт самосохранения приходит в действия намного быстрее, чем осознание нахождения у пропасти. Отшатнуться, прижаться к стене и удостовериться, что ноги все еще не в полете, и все за секунду. Лишь потом человек задумывается, отчего вдруг подошел так близко к краю. Неужели хотел прыгнуть? Из этого светлые умы сделали вывод: люди, подверженные физическим проявлениям своих эмоций, более склонны к такому поведению. Если один лишь мысленно шагнет вперед, то другой превратит это в жизнь.

Также существуют менее популярные, но достойные внимания теории. Некоторые ученые убеждены, что в ситуации, когда человеку грозит опасность, он непременно рискнет всем, но не останется дожидаться худшего. Какая-то слабая пародия на азарт или русскую рулетку. Удивительно, есть ситуации, когда, к примеру, кинуться бежать через минное поле рациональней, чем дожидаться пули в спину или гусениц танка. Но что плохого случится рядом со стеной, в безопасности? Помимо того, есть убежденные, что желание броситься в холодные лапы бездны это знание человека о том, что дальше земли он не упадет. И единственная причина сорваться с обрыва — потребность ощутить землю под ногами.

Подводя итоги ко всему выше перечисленному, без сомнения можно сказать:

  1. Задумываться о таком нормально;
  2. Беречь себя и думать, прежде чем делать — логично;
  3. Обращаться со своими проблемами к специалисту — не стыдно;
  4. Помнить и говорить богу смерти: «не сегодня» — бесценно.
зов пустоты
зов пустоты

Подпишитесь на канал, чтобы не потерять