Князь Андрей Боголюбский не любил Киев и ещё при жизни отца переселился во Владимир — молодой город Суздальского княжества, основанный Владимиром Мономахом. И увёз князь Андрей с собой икону Богоматери, названную позднее Владимирской, и построил для неё во Владимире Успенский собор.
Поначалу-то князь Андрей его одноглавым поставил, наподобие Успенского собора Киево-Печёрской Лавры: в XII веке перестали на Руси многоглавые храмы возводить, всё больше одноглавые, стройные. Зато в каждом княжестве — на свой манер. Где из кирпича, а где из белого камня. Каждый князь строителей привечает, заказывает выстроить церковь такую, чтоб на другие похожа не была.
Владимирский Успенский собор был стройным, с одной главой на высоком барабане. За два года его сложили. А уж при Всеволоде Большое Гнездо после страшного пожара 1185 года галереями обстроили. Стены пробили — столпы сделали, пять глав возвели. Для всей Руси церковь величаво на горе встала.
Вплоть до XVI века все русские князья венчаться на великое княжение во Владимир ездили. Потом-то уж в Москве, в Успенском соборе Московского Кремля цари шапку Мономаха принимали. А московский собор итальянский мастер Аристотель Фиораванти возвёл по образцу Владимирского — так ему великий князь наказал. Только всё равно Владимирский собор краше.
Не один раз после бедствий и пожаров расписывали храм Андрея Боголюбского — драгоценное вместилище для Владимирской иконы Богоматери Умиление. И сегодня в нём можно видеть сохранившиеся фрагменты фресок, которые были сделаны в XV веке артелью Андрея Рублёва. И ещё в иконостасе стоит на почётном месте дивный список с Владимирской иконы Богоматери. Его, по преданию, Андрей Рублёв сделал перед тем, как чудотворную в Москву унесли.
Нонна Яковлева