Все в нашей жизни меняется. То в худшую, то в лучшую сторону. Меняется и железная дорога, которая, тем не менее, остается самым массовым средством передвижения на просторах нашей необъятной страны.
В поездах я начала ездить еще в раннем детстве с родителями. Путешествую и по сей день, но уже со своими детьми. И довольно часто одна, по делам. Так что все изменения и нововведения наблюдаю из года в год. Для меня они проходят ровно, плавно и постепенно, поэтому кажутся незаметными и незначительными. Однако сейчас, оглядываясь назад, я все же могу с уверенностью сказать – между современным поездным сервисом и тем, что был пару десятилетий назад огромная пропасть. Если их сравнивать, то сравнение будет, несомненно, в пользу нынешнего. Новые вагоны, белоснежное сухое белье, розетки в купе, удобные чистые туалеты – все это уже само собой разумеющееся. Пожалуй, только вкус воды из водонагревателя никак не изменился…
Это то, что касается сервиса. Однако кое-что заметно изменилось и в худшую сторону. Во время поездок я стала замечать, что постепенно пропадает общение между попутчиками. Чем меньше в вагоне едет пенсионеров (лет так после 60-ти), тем меньше совместных посиделок и разговоров. Теперь каждый едет сам по себе или в обнимку со своим телефоном.
Как-то в середине осени мне довелось ехать в обыкновенном плацкарте со стороны юга в северную сторону. Вагон просто гудел от людских разговоров! Люди вместе играли в настольные игры, показывали друг другу фотографии, проводили мастер-классы по рукоделию, да и просто много беседовали. Пройдясь от своего первого купе до последнего, я убедилась, что в основной массе это были бабушки и дедушки…
Да, чувство коллективизма у нас со временем существенно притупилось. Раньше люди были намного дружнее. И в подтверждение этому я хочу рассказать историю, которая на самом деле случилась со мной во времена, когда я еще была студенткой. Эту поездку я не забуду никогда…
Произошло это 2 января. Я ехала из своего северного городка на очередную учебную сессию.
Зима в разгаре. За окном трескучие морозы. А в вагоне чуть теплее, чем на улице. Тусклый свет поездной лампочки едва освещает то, что происходит в плацкартах. Люди сидят в пальто, пытаясь хоть немного согреться. В соседнем купе бабушка укладывает спать внучку, прикрывая ее сверху матрасом вместо одеяла. Да, и такое бывает! Благо, матрасы были тогда еще матерчатые. Кипятка в самоваре не было уже давно. Да и сам самовар мерзнет вместе с нами…
Возникает законный вопрос: а где же был проводник? Проводник был на месте. Но его совершенно не тревожили наши страдания. Не потому, что он был плохим и бесчувственным человеком. И не потому, что он желал нам зла и хотел заморозить нас заживо. Он просто не замечал таких досадных мелочей. Ведь ему было нисколечко не холодно, а даже наоборот… В доказательство этому он довольно бодро рассекал по темному замерзающему вагону с голым торсом. Он был просто великолепен. Его красное счастливое лицо было единственным пылающим солнышком и самым «горячим» элементом нашего вагона. Внушительное брюшко добродушно нависало над форменными брюками. «Ему было страшно весело». Притихшие пассажиры смиренно взирали на этот фееричный праздник жизни. Самое удивительное, что никто не жаловался. Никто не звонил на горячую линию, не угрожал написать президенту и т.д. Да и возможностей таких, как сейчас, у нас не было.
Через некоторое время наш жизнерадостный проводник куда-то пропал. Скорее всего, утомился и лег спать. Понятно, что положение пассажиров при этом не улучшалось. И тогда они решили «взять власть в свои руки». В соседнем купе ехала группа мужчин, по виду военных. Они где-то нашли пару ведер и на ближайшей станции раздобыли угля для топки. Не вспомню уже точно, сколько и как они загружали данный уголь, но следили за температурой котла мы потом всем миром, по очереди. В вагоне заметно потеплело. Народ ожил. Доехали мы все благополучно, никто больше не замерзал. Правда, проводника мы так больше и не увидели…
Не знаю, смогли бы отапливать вагон своими силами сейчас современные попутчики… Наверно, никто уже не возьмется. Легче добиться качественно поставленной услуги другими способами. Наверно, так и должно быть. Каждый должен заниматься своим делом. Но наша нынешняя разобщенность и обособленность налицо. Попытка поговорить и познакомиться в поезде, как правило, воспринимается в штыки.
Да дело даже и не в этом. Изменилось отношение к жизни. Это сейчас я вспоминаю о той поездке с некоторым удивлением – как такое могло быть? Тогда же все это воспринималось как неприятное, но все же ОБЫЧНОЕ происшествие. КАК ДОЛЖНОЕ. Подумаешь, холодно. Проводнику не до нас. С кем не бывает. Вот и приходилось людям объединяться и вместе решать проблемы. Сейчас в этом нет необходимости. Качество услуг стало лучше. И повторения подобного, мне кажется, просто невозможно.
Интересно, были еще у кого-нибудь похожие случаи?