Скажу сразу, эта статья совсем не о туризме и путешествиях. Но прикоснувшись к этой теме там, в Руанде, не написать об этом я не мог.
Я долго собирался с духом, прежде чем сесть за написание этой статьи. О тех событиях сказано много, но по большей части всё, что можно найти в сети не сильно углубляясь в тему - это копипаст, а хочется раскрыть больше. В целом, рассказывая о геноциде в Руанде, сложно отойти от общепринятого сценария, заученной драмы в трёх действиях. В первом - отсылки к давним временам, чтобы в общих чертах раскрыть первопричины возникновения межнационального конфликта, во втором - события с апреля по июль 1994 года, палачи, их жертвы и сочувствующие, пытавшиеся достучаться до всего мира, чтобы спасти людей и короткое третье действие, где надежды на помощь извне окончательно рухнули, но пришёл спаситель в лице Поля Кагаме и возглавляемого им Руандийского патриотического фронта и наступил мир. На деле же всё гораздо сложнее и запутанней.
На всякий случай и я сначала изложу краткую предысторию, как это обычно делается. Вдруг кто-то не знает.
Давным-давно в самом сердце Африки, там где сейчас находится Руанда, народу жило совсем немного. Это был народ тва, пигмеи. Жили они в лесах и были первобытными охотниками и собирателями. Они там и сейчас живут, но образ жизни у них поменялся из-за влияния пришельцев. "Большие люди" стали приходить в эти земли примерно с 700 года нашей эры. Сначала это были земледельцы хуту, которые вырубали леса под посевы и строительство, постепенно вытесняя коренных жителей с их земель. Позже пришли ещё более высокие люди, скотоводы-кочевники тутси и бывшие "захватчики" хуту сами оказались в роли угнетённых. Несмотря на то, что народы эти быстро перемешались и заговорили на одном языке, вся власть и основные богатства, измерявшиеся тогда, как правило, в коровах, оказались в руках более пассионарных и энергичных кланов тутси. Хуту же, хоть и были в большинстве, но стали чем-то вроде крепостных крестьян.
В XIX веке пришли белые колонизаторы. В 1884 году контроль над территорией Руанды-Урунди (нынешние Руанда и Бурунди) получила Германская империя, которая только укрепила власть правителей тутси, считая их расово ближе к европейцам, а стало быть имеющими превосходство и правила колонией через них. В ходе Первой мировой войны эти территории перешли под управление Бельгии. Бельгийцы тут церемонились ещё меньше. Местную власть сконцентрировали в руках ещё более ограниченного числа вождей тутси, у бедных и бесправных хуту отобрали последнее. Ранее разбогатевшие хуту всё же могли попадать во власть, плюс свою роль играли смешанные браки, так что по факту разделение между тутси и хуту стало уже не столько национальным, сколько классовым. Бельгийцы же это прекратили, введя удостоверения личности с прописанной национальностью и при них во власти могли быть только тутси. Когда же возникали сложности с определением национальности, они решали просто: у кого во владении больше 20 коров, тот тутси.
Естественно, все эти долгие годы угнетений и несправедливости не могли не стать причиной растущей озлобленности со стороны хуту. Ненависть росла и к концу 1950-х годов вылилась в массовые погромы и убийства тутси. Бельгийцы попытались разрядить ситуацию, восстанавливая хуту в правах и передавая власть новым вождям из их числа, но всё происходило уже само собой и слишком быстро. Король-тутси вскоре был свергнут, провозглашена республика и хуту сами взяли власть в свои руки. В 1962 году Руанда получила независимость. Тысячи тутси бежали в соседние страны опасаясь расправы. Со временем находящиеся в изгнании тутси стали формировать вооружённые повстанческие отряды и предпринимать вылазки на территорию Руанды. Эти отряды среди хуту получили название "иньензи", то есть "тараканы". Впоследствии, во время геноцида так стали называть всех без исключения тутси.
Теперь, пожалуй, самое время "перейти на личности". Ибо в любых исторических событиях всегда важнее их участники, нежели просто хронологический отчёт о происходившем. Заранее прошу прощения, если покажусь слишком субъективным в своих оценках, но без них рассказ грозит скатиться к сухому описанию фактов, так что я всё же предпочту не церемониться в своих суждениях.
Президент Жювеналь Хабиаримана, не герой, не злодей, скорее жертва.
Придя к власти в Руанде в 1973 году, Хабиаримана, хуту по национальности, провозгласил курс на прозападную политику. Рассчитывая заморозить межнациональный конфликт, он вёл переговоры с повстанцами тутси. Поначалу это давало результаты. Вооружённых столкновений стало меньше, гонения тутси внутри страны ослабли, но только на время. В середине 80-х боевые партизанские отряды тутси в соседней Уганде примкнули к повстанцам в тамошней гражданской войне, помогли победить и прийти к власти их лидеру Йовери Мусевени, который находится на президентском посту Уганды по сей день. После этого, сформировав военно-политическую организацию Руандийский патриотический фронт (РПФ), повстанцы стали готовить вторжение в Руанду. В октябре 1990 года в ходе неудачного наступления их лидер Фред Рвигьема был убит и его место занял Поль Кагаме.
С этого наступления началась полномасштабная гражданская война в Руанде, не прекращавшаяся вплоть до середины 1994 года. Повстанцев РПФ поддерживал (неофициально) президент Уганды, правительственные войска Руанды получали военную помощь от Заира (ныне Демократическая Республика Конго) и, что интересно, от Франции. Одновременно с боевыми вторжениями РПФ внутри страны активизировались радикальные организации хуту, наиболее известная из которых "Интерахамве", на языке киньяруанда - "те, кто нападает вместе". С помощью средств пропаганды они успешно разжигали среди хуту страх перед тутси и ненависть, приписывая им планы вернуть себе положение господ и сделать хуту рабами, а то и вовсе истребить. Всё вполне в узнаваемом нацистском ключе. Яркий пример - "Десять заповедей хуту", опубликованные в газете "Кангура". Дальше - больше, в 1993 году заработало "Свободное радио и телевидение тысячи холмов", откровенно пропагандировавшее расовую ненависть, а впоследствии фактически призывавшее к массовым убийствам. Историки расходятся во мнениях, когда впервые была выдвинута идея полного уничтожения тутси, но однажды прозвучав, эти призывы уже не смолкли. Началось вооружение и набор молодёжи в состав ополчения. Закупалось оружие, боеприпасы, под видом сельхоз инвентаря было закуплено огромное количество мачете. Сторонники радикального движения "Власть хуту" начали составлять списки тутси и "предателей" - хуту, не разделявших радикальных взглядов.
Небольшой, но очень любопытный факт. Одним из важных поставщиков оружия руандийскому правительству был Египет. Министром иностранных дел Египта в то время был Бутрос Бутрос-Гали. Он способствовал заключению оружейных сделок, то есть вооружал армию и ополчение Руанды. Но уже в 1994 году, будучи на посту генерального секретаря ООН, Бутрос-Гали активно пытался провести в совете решение о вводе войск ООН, чтобы остановить геноцид. К сожалению совбез ООН решил иначе.
В 1993 году главой миротворческой Миссии ООН по оказанию помощи Руанде был назначен канадский генерал Ромео Даллер.
Генерал никогда не видевший войны, получивший погоны в мирное время, это была его первая командировка в горячую точку. Задачей миротворцев было обеспечение безопасности во время сложного и долгого переговорного процесса между президентом Руанды Хабиариманой и лидером повстанцев Кагаме. О реальной ситуации в стране они знали совсем мало, приказ был охранять мир и ни во что не вмешиваться. Солдаты ООН непрерывно патрулировали улицы Кигали - столицы Руанды но ситуация не была под контролем. Участившиеся убийства тутси и умеренных хуту, агрессивно настроенные группировки на улицах и с каждым днём усиливающаяся пропаганда со стороны радикалов указывали на то, что вот-вот грянет буря.
В январе 1994 года на миротворцев вышел информатор из числа ультра радикалов Интерахамве. Некто Жан-Пьер. Понимая в полной мере, какую чудовищную бойню планирует его организация, он не захотел оказаться в числе палачей и решил выдать эти планы. Откровенно говоря у генерала Даллера и командования Миссией уже были конкретные подозрения о том, что на самом деле готовится, но доказательств не было и не предвиделось. Миссия ООН не имела права проводить расследования. Они могли только наблюдать, сохраняя нейтралитет. Теперь подозрения подтверждались: боевики планировали уничтожение всех тутси в стране и умеренных хуту, которых считали предателями. Списки на тот момент были уже полностью готовы. Кроме того в их планы входило убийство нескольких солдат миротворцев из бельгийского контингента, которым командовал Даллер. Это делалось с расчётом на то, что совбез ООН выведет из страны миротворцев, опасаясь повторения в ещё более жёстком варианте событий, произошедших тремя месяцами ранее в Могадишо, Сомали, где был сбит американский вертолёт "Чёрный ястреб" и погибли 18 рейнджеров. За предоставленные сведения информатор просил только безопасной эвакуации для себя и своей семьи.
Теперь, имея чёткую информацию из первых рук о планах радикалов, генерал Даллер немедленно отправляет факс в совет ООН о своих планах устроить рейд по складам и тайникам ополчения, а также с просьбой дать защиту информатору и его семье. Сообщение он подписал на родном французском: "Peux ce que veux" ("Стоит захотеть - и всё получится"). Спустя годы, в одном интервью генерал назовёт это своё настроение наивной бравадой, но тогда он верил, что вот-вот предотвратит надвигающийся ужас. Ничего иного, кроме утвердительного ответа на свой запрос он не ожидал и в ту ночь впервые за несколько месяцев спал сном младенца.
Продолжение следует.
Спасибо, что дочитали до конца!
© Андрей Рюрин