Многим петербуржцам полюбился остров, ограниченный рекой Мойкой, Крюковым и Адмиралтейским каналами. В 19 веке его могло не стать – с 1880-х несколько архитекторов предлагали проекты организации городской площади. Они требовали засыпки центрального пруда, окружающих каналов и сноса всех построек остров. В проектах были жилые дома, концертные залы, выставочные павильоны, скверы и гостиницы, которые бы могли приносить спонсорам большие деньги, поэтому предприниматели активно их лоббировали.
Вообще, засыпка каналов не была для Петербурга XIX века чем-то необычным. Адмиралтейский канал перекраивали много раз. Сегодня его протяженность составляет всего 440 метров, а до середины XIX века канал начинался у Адмиралтейства и делил Исаакиевскую площадь на два берега.
Но вернемся к острову – к концу XIX века он превратился в склад с флотским утилем и хаотичной застройкой. Сложно представить, но на территории Новой Голландии было мясосольное производство и бани для заключенных тюрьмы «Бутылка».
Почему же остров сохранился? Дело в том, что в 1894 году на его территории начал работать Опытовый бассейн Морского ведомства — первое в России и шестое в мире исследовательское учреждение для испытаний судов. 3 апреля 1902 г. бассейн даже посещал император Николай II: «... изволил остаться совершенно доволен, как произведенными опытами, так и найденным порядком, объявил Высочайшую благодарность И.Д., заведующего бассейном». Так остров стал центром модернизации флота, а 16 июля 2011 года открылся в совершенно новом качестве 😊
А вы помните, что было на месте Новой Голландии раньше? Живет ли кто-то из наших подписчиков рядом с островом?
Читайте же:
Активные горожане: как житель дореволюционного дома сам сделал козырек для парадной
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропускать интересные публикации об истории Санкт-Петербурга.
На этом канале мы пишем о восстановлении храмов и других памятников архитектуры в Петербурге. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе!