О фирменном комплексе интеллектуальных систем помощи водителю от Kia под названием Drive Wise мы неоднократно рассказывали. Но появился повод сделать это еще раз – ведь в ряду электронных «помощников» пополнение! И дебютирует новая система на самой «горячей» новинке российского рынка – компактном кроссовере Kia Seltos.
В переводе с английского Drive Wise означает управлять автомобилем умно, здраво, владея всей нужной информацией. На пустом шоссе в ясную погоду особого искусства это не требует. Но в городской толчее, ночью, в дождь? Тут даже опытному водителю уже не хватает ни реакции, ни осведомленности о том, что творится вокруг. Что уж говорить о новичке за рулем?
Между тем современный автомобиль набит разными датчиками и исполнительными механизмами, возможности которых приближаются к способностям пилота-человека. Осталось лишь объединить их под руководством умной электроники с элементами искусственного интеллекта – и у пилота появился целый отряд из электронных ассистентов. Многие из них готовы не только предупредить о невидимой опасности, но и физически – поворотом колес, торможением или разгоном – помочь избежать опасных и дорогостоящих последствий вашего невнимания или ошибки.
Такие ассистенты объединены в комплекс Drive Wise, который уже есть у большинства моделей KIA. Общее количество входящих в него систем превысило десяток! Одиннадцатой стал ассистент безопасного выхода (SEA, Safe Exit Assist), а первым среди моделей Kia в России его получил новейший компактный кроссовер Kia Seltos. С нее и начнем рассказ обо всех системах, составляющих сейчас комплекс Drive Wise.
Ассистент безопасного выхода (Safe Exit Assist, SAE)
Часто выходить из машины приходится на проезжую часть. Забыли посмотреть в окно или боковое зеркало перед выходом? Для таких случаев и предназначен ассистент безопасного выхода. Радары определят, если к вашей машине сзади приближается другой автомобиль, и система предупредит – можете выйти прямо под колеса! Ассистент способен «увидеть» в том числе велосипедистов и байкеров – и помочь избежать неприятного контакта между двухколесным транспортом и вашей дверью. Согласитесь, в городе с оживленным движением такая система напрашивалась давно.
Интеллектуальный круиз-контроль с функцией движения в пробке (Smart Cruise Control, SCC)
Поддерживает заданную скорость и безопасное расстояние до идущего впереди автомобиля: для контроля расстояния используется видеокамера и радар. Система контролирует ускорение и замедление и работает даже в пробках: полностью останавливает машину, когда останавливается автомобиль впереди, и продолжает движение, когда этот автомобиль трогается с места. Это же уже почти беспилотник, правда?
Автоматическая система экстренного торможения (Forward Collision-Avoidance Assist, FCA)
При помощи видеокамеры и радара определяет наличие перед автомобилем препятствий (транспортных средств, пешеходов, велосипедистов) и скорость их движения. Если система решит, что столкновение вероятно либо неизбежно, она предупредит водителя визуальными и звуковыми сигналами тревоги, принимая на себя управление торможением и рулением автомобиля. Никогда не дремлет, не глазеет по сторонам, не отвлекается на соцсети в смартфоне.
Ассистент движения в полосе (Lane Following Assist, LFA)
В отличие от прежних, менее совершенных систем, которые допускали «дрейф» автомобиля от одной линии разметки к другой, обеспечивает движение точно по центру текущего ряда. Границы полосы движения непрерывно контролируются видеокамерой – и всякий раз, когда система обнаруживает непреднамеренное отклонение от идеальной траектории, она едва заметно для водителя подруливает, удерживая машину по центру полосы движения. И проверяет, нет ли впереди помех.
Система контроля слепых зон (Blind-Spot Collision Warning, BSW)
Даже внимательный в зеркалах видит не все! У них есть «мертвые» зоны, в которых может спрятаться целый автомобиль и тем более байк. Поэтому система при помощи видеокамеры и ультразвуковых радаров в углах заднего бампера все время отслеживает наличие и скорость других транспортных средств, находящихся сбоку-сзади от вас. Если вычислит угрозу столкновения, предупредит водителя визуальными и звуковыми сигналами и даже сама притормозит.
Система удержания в полосе (Lane Keeping Assist, LKA)
С помощью видеокамеры постоянно отслеживает границы текущей полосы движения. Когда система определяет, что автомобиль непреднамеренно (то есть без включения сигнала поворота) пытается покинуть свою полосу, предупреждает водителя визуальными, звуковыми и тактильными сигналами и возвращает автомобиль обратно в прежнюю полосу движения. Заодно учит недисциплинированных пилотов при перестроениях всегда включать «поворотник».
Интеллектуальная система автоматической парковки (Smart Parking Assist System, SPAS)
Используя ультразвуковые датчики для мониторинга обстановки вокруг, позволяет парковаться параллельно или перпендикулярно тротуару при минимальном участии водителя. Система сама определяет подходящее для парковки место и вращает руль, обнаруживая и учитывая при маневре препятствия типа пешеходов или не заметных водителю машин. Последнему остается только по команде электроники жать на акселератор и переключать первую и заднюю.
Система помощи при выезде с парковки задним ходом (Rear Cross Traffic Alert, RCTA)
Всем героям, кто хоть раз, умирая от страха, наудачу и вслепую пятился на оживленную улицу задом из узкого проезда или ряда припаркованных машин! Для оценки невидимой пилоту обстановки система использует камеру заднего вида и задние ультразвуковые датчики. Заметив опасное препятствие, подает водителю визуальные и звуковые сигналы, предотвращая столкновение, заикание, раннюю седину и даже инфаркт миокарда. Работает на скоростях до 10 км/ч.
Ассистент управления дальним светом (High Beam Assist, HBA)
Гарантирует максимальную видимость в ночное время и в условиях слабой освещенности, управляя режимом дальнего света автомобильных фар. Встроенная видеокамера распознает свет, испускаемый попутными и встречными транспортными средствами, а также уличными фонарями. Если вокруг темнота, дальний свет автоматически активируется. Обнаружив «чужой» источник света, система тут же вырубает свой дальний.
Предупреждение об ограничении скорости (Speed Limit Information Function, SLIF)
Воистину бесценный шанс сделать вождение автомобиля не только более безопасным, но и менее затратным. Специально обученная видеокамера считывает с дорожных знаков и выводит на дисплей, приборную панель или прямо в настройки круиз-контроля текущие скоростные ограничения, позволяя экономить на штрафах за превышение. И не истязать себя вопросами типа « А не слишком ли быстро я еду, а там, кажется, был знак, а тут, кажется, камера?»
Система распознавания усталости водителя (Driver Attention Warning, DAW)
Следит за состоянием водителя, анализируя его действия рулем в зависимости от траектории движения, динамику ускорения и торможения, а также количество времени, проведенного за рулем. Когда система сочтет, что водитель уже не вполне адекватен, то предупредит об этом звуковым сигналом и горящим индикатором в виде чашки кофе. А машина, которая готова пригласить своего хозяина на чашку кофе, согласитесь, дорогого стоит!