Мартирос Сарьян рассказывает о своем детстве в книге «Из моей жизни», вот небольшая часть из нее! Выше представлена картина "К вечеру", М. Сарьян, 1955 год.
«Детство на лоне природы» [#3]
«У нас, детей, были и другие хорошие друзья. Это – собаки. Мы хватали по куску хлеба или копченой рыбы и выбегали продолжать наши завлекательные игры и беготню. Собаки следовали за нами и получали свою долю. Они были нашими равными партнерами по играм.
После завтрака мы бежали в прихожую и черпали медной кружкой холодную воду из стоявшего там бочонка. Эти медные кружки наши предки привезли с собой во время переселения из Крыма в Южную Россию в конце XVIII века.
Душно – давно не было дождя. Работа под солнцем становилась невыносимой, а между тем надо было вовремя кончить полевые работы. Наступила горячая пора сенокоса. Повсюду слышался звон кос. Высокая, душистая трава ложилась длинными рядами налево от косарей, насыщая воздух ароматом свежескошенной зелени.
В том году ожидался богатый урожай. Вокруг, на холмах, в оврагах и на полях расстилалось зеленое море пшеницы и ячменя. Еще один обильный дождь, и в Таганроге или в Ростове семья сможет купить все то, что необходимо в крестьянском хозяйстве, а для нас, ребятишек, – румяных булочек с маком, копченой колбасы и конфет, завернутых в золотистые и пестрые бумажки.
Все мы с нетерпением ожидали дождя. И вот однажды с юго-запада, со стороны моря небо стало покрываться тучами. Я очень любил наблюдать за небом, особенно за грозовыми тучами, сверху светлыми, а снизу красно-оранжевыми, с которых свисали темные вертикальные полосы дождя. Вот послышались все усиливающиеся далекие раскаты грома. Грозовые тучи приближались. Заметив это, пастухи стали сгонять стада ближе к населенным местам; косари, вскинув на плечи косы и серпы, заспешили домой.
Тучи настолько распростерлись, что покрыли собой все небо. Сопровождаемые грохотом зигзаги молний на синем фоне туч являли потрясающее зрелище. Громовые залпы и удары молнии, от которых дрожало небо, все усиливались. Наконец, на мрачном горизонте исчез холм, на котором возвышалась ставринская ветряная мельница. Туман постепенно приближался, переходя в проливной дождь и закрывая завесой воды даже самые близкие строения и предметы. Струи теплого дождя потекли вниз на луга, и речка превратилась в бурный шумящий поток. Для нас, ребятишек, было настоящим блаженством промокнуть до костей, бегая босиком под дождем и по обильно текущим потокам воды.
Наконец, дождь стал стихать, тучи удалились, а солнце, спускаясь к горизонту, кинуло свои лучи вслед удаляющимся гремящим тучам и расцвело там рядами ярких радуг. Что могло быть для детей более волнующим, чем это чудо природы? Это было венцом наших впечатлений и откровений, связанных с волшебным зрелищем грозы и дождя»