Примерно такова нехитрая география перемещений Людвига ван Бетховена, композитора, чье имя известно каждому культурному человеку.
Подойдем к теме иначе. Любопытство – радость – трепет – ликование – восторг. Нежность – любовь – обожание. Волнение – тревога – ужас – мрак. Несгибаемость – стойкость – гордыня. Есть еще и множество промежуточных эмоциональных состояний.
Через эти состояния в жизни и творчестве Бетховена, через чувства, отраженные в музыке и документах, провели зрителей и слушателей авторы и участники иммерсивного спектакля, посвященного самому знаменитому и самому неоднозначному композитору ХVIII века. И язык, на котором гений мыслил и выражал свои чувства, богатый немецкий язык, с абсолютной достоверностью отразил всю градацию состояний центрального персонажа. Проанонсированный незадолго до события, спектакль вызвал такой интерес публики, что билеты разлетелись в считанные часы, в камерном зале знаменитого дома Пашкова на московском Ваганьковском холме не оказалось ни одного свободного места.
Зрителям посчастливилось оказаться в нотном отделе РГБ не просто среди пожелтевших листов и запыленных фолиантов. Они стали свидетелями реконструкции эпохи, в которой жил, чувствовал, творил, любил, страдал великий мастер.
Команда, воссоздавшая портрет композитора на фоне времени и чувств, трепетно отнеслась ко всем деталям происходившего когда-то. Мы не говорим даже о музыкальных произведениях, отражающих глубокий внутренний мир и исполненных Алексеем Кирилловым (фортепиано) и группой струнных (Евгения Зубова, альт, Надежда Солодухина, скрипка, Олеся Саблина, виолончель), а также вокалистами, лауреатами международных конкурсов Ксенией Белолипецкой (сопрано), Екатериной Лукаш (меццо-сопрано). Речь идет о погружении в эпоху, когда и образ мысли, и сфера состояний осмысливались иначе, чем теперь.
Талантами создателей удавалось добиться сопричастности зрителей к чувствам и эмоциям героев, погрузить их в атмосферу времени и быта. В спектакле, о котором идет речь, коллективный разум авторов создал пластичное и движущееся пространство, в котором нашлось место и аукциону «продажи» прижизненного издания нотной партитуры великого автора, и чашечки кофе, выпитого автором и ведущей Ириной Штерк с зрителем из зала, и мельчайшим деталям быта и коммуникации, с любовью собранной слаженной командой авторов спектакля в лице Евгении Успенской и Юлии Пасько (НИУ ВШЭ) при помощи директора проекта Валентины Айшпор.
Погружение в эпоху, когда жил и творил колосс музыкального мира, несомненно, удалось. И торжество великого духа, его парение над мелочами быта было абсолютно очевидно. Хочу поздравить с этим всех причастных.
А я вспомнила свои давние раздумья на венском кладбище возле могилы гения времен и народов. Теплым майским днем, когда о печалях и не думалось, я размышляла об ужасе надвигающейся глухоты, справиться с которой невозможно. И все же…
И все же одно из важнейших произведений Бетховена – «Ода к радости», написанная им уже в пору, когда великий мастер уже утратил слух и страдал, что легкомысленная Вена изменила ему с Россини.
Спектакль, о котором я вам рассказала, закончился словами о важных для человека вещах.
А важны для всех нас человечность, духовность, любовь, радость – именно то, что делает человека человеком. И это действительно самое важное!
Авторы и участники спектакля сумели напомнить зрителям и об этом.
Подписывайтесь на мой канал. В Вене, где творил гений вселенского масштаба, мы тоже побываем.
Ваша Людмила Харсун