Найти в Дзене
Людмила Харсун

Бонн – Вена – вся Европа… Далее – Вселенная. Реконструкция гения на фоне эпохи

Примерно такова нехитрая география перемещений Людвига ван Бетховена, композитора, чье имя известно каждому культурному человеку.

Начинаем! Звучит фортепиано. Фото Сергея Петрова
Начинаем! Звучит фортепиано. Фото Сергея Петрова

Подойдем к теме иначе. Любопытство – радость – трепет – ликование – восторг. Нежность – любовь – обожание. Волнение – тревога – ужас – мрак. Несгибаемость – стойкость – гордыня. Есть еще и множество промежуточных эмоциональных состояний.

Через эти состояния в жизни и творчестве Бетховена, через чувства, отраженные в музыке и документах, провели зрителей и слушателей авторы и участники иммерсивного спектакля, посвященного самому знаменитому и самому неоднозначному композитору ХVIII века. И язык, на котором гений мыслил и выражал свои чувства, богатый немецкий язык, с абсолютной достоверностью отразил всю градацию состояний центрального персонажа. Проанонсированный незадолго до события, спектакль вызвал такой интерес публики, что билеты разлетелись в считанные часы, в камерном зале знаменитого дома Пашкова на московском Ваганьковском холме не оказалось ни одного свободного места.

Ноты времени Бетховена из фондов Российской государственной библиотеки. Фото автора
Ноты времени Бетховена из фондов Российской государственной библиотеки. Фото автора

Зрителям посчастливилось оказаться в нотном отделе РГБ не просто среди пожелтевших листов и запыленных фолиантов. Они стали свидетелями реконструкции эпохи, в которой жил, чувствовал, творил, любил, страдал великий мастер.

Фрагмент спектакля. В центре автор и ведущая Ирина Штерк. Фото Сергея Петрова
Фрагмент спектакля. В центре автор и ведущая Ирина Штерк. Фото Сергея Петрова

Команда, воссоздавшая портрет композитора на фоне времени и чувств, трепетно отнеслась ко всем деталям происходившего когда-то. Мы не говорим даже о музыкальных произведениях, отражающих глубокий внутренний мир и исполненных Алексеем Кирилловым (фортепиано) и группой струнных (Евгения Зубова, альт, Надежда Солодухина, скрипка, Олеся Саблина, виолончель), а также вокалистами, лауреатами международных конкурсов Ксенией Белолипецкой (сопрано), Екатериной Лукаш (меццо-сопрано). Речь идет о погружении в эпоху, когда и образ мысли, и сфера состояний осмысливались иначе, чем теперь.

Перед началом спектакля. Живая реакция зрителей. Фото автора
Перед началом спектакля. Живая реакция зрителей. Фото автора

Талантами создателей удавалось добиться сопричастности зрителей к чувствам и эмоциям героев, погрузить их в атмосферу времени и быта. В спектакле, о котором идет речь, коллективный разум авторов создал пластичное и движущееся пространство, в котором нашлось место и аукциону «продажи» прижизненного издания нотной партитуры великого автора, и чашечки кофе, выпитого автором и ведущей Ириной Штерк с зрителем из зала, и мельчайшим деталям быта и коммуникации, с любовью собранной слаженной командой авторов спектакля в лице Евгении Успенской и Юлии Пасько (НИУ ВШЭ) при помощи директора проекта Валентины Айшпор.

Детали быта, способствовавшие воссозданию атмосферы времени. Фото автора
Детали быта, способствовавшие воссозданию атмосферы времени. Фото автора

Погружение в эпоху, когда жил и творил колосс музыкального мира, несомненно, удалось. И торжество великого духа, его парение над мелочами быта было абсолютно очевидно. Хочу поздравить с этим всех причастных.

Фортепиано музыкально-нотного отдела РГБ и атрибуты спектакля. Фото автора
Фортепиано музыкально-нотного отдела РГБ и атрибуты спектакля. Фото автора

А я вспомнила свои давние раздумья на венском кладбище возле могилы гения времен и народов. Теплым майским днем, когда о печалях и не думалось, я размышляла об ужасе надвигающейся глухоты, справиться с которой невозможно. И все же…

Скромный обелиск слева установлен над могилой на венском кладбище Zentralfriedhof, куда Людвиг ван Бетховен был перезахоронен в 1888 году. Фото автора
Скромный обелиск слева установлен над могилой на венском кладбище Zentralfriedhof, куда Людвиг ван Бетховен был перезахоронен в 1888 году. Фото автора

И все же одно из важнейших произведений Бетховена – «Ода к радости», написанная им уже в пору, когда великий мастер уже утратил слух и страдал, что легкомысленная Вена изменила ему с Россини.

Спектакль, о котором я вам рассказала, закончился словами о важных для человека вещах.

А важны для всех нас человечность, духовность, любовь, радость – именно то, что делает человека человеком. И это действительно самое важное!

Авторы и участники спектакля сумели напомнить зрителям и об этом.

Авторы живого спектакля, погрузившие зрителя в мир чувств и эпоху гениального композитора. Справа налево Евгения Успенская, Юлия Пасько, Валентина Айшпор.
Авторы живого спектакля, погрузившие зрителя в мир чувств и эпоху гениального композитора. Справа налево Евгения Успенская, Юлия Пасько, Валентина Айшпор.

Подписывайтесь на мой канал. В Вене, где творил гений вселенского масштаба, мы тоже побываем.

Ваша Людмила Харсун