Найти тему
Морская коллекция

Эскадренные броненосцы.Флагман Черноморского флота. "Евстафий".

Наличие у российского флота замкнутой акватории Черного моря придавало специфический характер судостроительной программе. Корабли здесь строились только под местные условия,некоторым образом напоминающие особенности итальянского и австро-венгерского судостроения. Меньшие требования к мореходности и дальности плавания отражались на характеристиках и внешнем облике черноморских кораблей. Благодаря закрытым проливам Черноморский флот не пострадал от последствий русско-японской войны,уничтожившей Балтийский и Тихоокеанский флоты.Единственным противником тут был дряхлый турецкий флот,хотя опыт Крымской войны заставлял и здесь иметь эскадру,способную противостоять одной из великих держав.

Основным стимулом для активизации военного судостроения в начале 20-го века стала ,однако,не трезвая оценка внешних угроз,а чисто экономические соображения. После завершения в целом программы 1898 года отечественные частные и казенные верфи остались без заказов. Возникла опасность потери квалифицированного персонала,наработанного опыта .Стабильность и планирование- основа здоровой экономики.В 1901г. уже упоминавшийся государственный контролер генерал Лобко П.Л. озвучил проблему и встретил полное понимание со стороны императора.На Особом совещании постановили выделить на 1903 и 1904 годы по 12 миллионов рублей для строительства новых кораблей ,в том числе 4-х броненосцев-двух балтийских и двух черноморских.

Первоначальное предложение строить черноморские броненосцы на базе типа "Бородино" с переходом на 203 мм среднюю артиллерию требовало много времени на полную переработку проекта.Поэтому МТК рекомендовал повторить тип строящегося эскадренного броненосца «Князь Потемкин-Таврический» с тем, чтобы уже с 1 марта 1903 года приступить к постройке кораблей. «Князь Потемкин-Таврический » , по мнению Морского технического комитета обладал преимуществом «в своей низкобортности»,что вполне соответствовало черноморскому ТВД. Разработку проекта поручили полковнику ККИ А. Э. Шотту.

Вопрос об установке 203 мм орудий было рекомендовано решить в процессе постройки-после испытаний самого "Потемкина" на предмет остойчивости.

23 июня 1903 года Николай II, рассмотрев список предполагаемых наименований будущих кораблей, принял решение назвать их в честь почитаемых в православной церкви святых: Великомученика Евстафия и Иоанна Златоуста.

Великому́ченик Евста́фий ( Ευστάθιος Πλακίδας; Евстафий Плакида, Евстафий Римский; ? — 118) — христианский святой, великомученик. Покровитель охотников
Иоа́нн Златоу́ст (Златоу́стый) (Ἰωάννης ὁ Χρυσόστομος Иоанн Хризостом; ок. 347 — 14 сентября 407) — архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трёх Вселенских святителей и учителей вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом.

Закладка_Иоанна_Златоуста
Закладка_Иоанна_Златоуста

Работы по постройке «Иоанна Златоуста» начались 1 ноября 1903 года в Лазаревском адмиралтействе Севастопольского порта. Строительство Николаевским адмиралтейством «Евстафия» началось 11 марта 1904 года, но официальные церемонии закладки броненосцев состоялись 31 октября и 10 ноября 1904 года соответственно. В первое время строительство кораблей шло довольно быстрыми темпами, но затем оно начало тормозиться. Сказалась недоработка в проекте множества важных технических вопросов перед началом строительства и вносимые по опыту уже начавшейся войны изменения в проект.Корректировка чертежей и пересылка их между заводами задерживала строительство,особенно "Евстафия",как головного.Кроме того начались забастовки 1905 года на верфях и у подрядчиков.

На 1 января 1910 года готовность «Евстафия» и «Иоанна Златоуста»составляла соответственно: по корпусу — 93,52 и 97%, механизмам и котлам 100%, а по артиллерии — 20,6%. После устранения многочисленных недоработок 26 января 1911 года акт о приемке «Иоанна Златоуста» в казну был подписан. Аналогичный документ для «Евстафия» подписали только 20 июня в связи с большим объемом незавершенных работ. 19 марта и 15 мая 1911 года «Иоанн Златоуст» и «Евстафий» соответственно были зачислены в состав действующего флота. Таким образом, на его постройку кораблей ушло, по словам морского министра Григоровича И.К., «к стыду нашему, около 7 лет».

-5

«Евстафий» Николаевское адмиралтейство. Строительство начато 10 ноября 1904 года . Спущен на воду 21 октября 1906 года. Введён в эксплуатацию 15 мая 1911 года. В марте 1918 года переведен в резерв после чего в строй не вступал. Разобран на металл в 1922-1923 годах.

«Иоанн Златоуст» Лазаревское адмиралтейство Севастопольского порта Строительство начато 31 октября 1904 . Спущен на воду 30 апреля 1906 . Введён в эксплуатацию 19 марта 1911. В марте 1918 года переведен в резерв после чего в строй не вступал. Разобран на металл в 1922-1923 годах.

*даты по ст. стилю.

Водоизмещение-13 950 тонн. Длина 118,03 м. Ширина 22,6 м. Осадка 8,74 м.
Бронирование-Пояс крупповской брони в средней части 229 мм, в оконечностях — 178 мм, каземат 127—152 мм, палуба 38/76 мм, бронирование башен главного калибра 254 мм, рубки 229 мм
Двигатели-2 вертикальные паровые машины тройного расширения,10 808,4 л. с.Движитель-2 винта. Скорость хода максимальная 16,65 узла .Дальность плавания 2100 миль при 10 узлах. Экипаж 928 человек.
Вооружение-4 (2×2) × 305-мм орудия образца 1895 г ,
4 (4×1) × 203-мм орудия образца 1905 г ,
12 (12×1) × 152-мм орудий Канэ образца 1892 г ,
14 × 1 - 75-мм орудия Канэ образца 1892 г ,
2 × 1 - 63-мм орудия,
10 × 47-мм орудия, 4 (4×1) 10,67-мм пулемета Максим образца 1885 Минно-торпедное вооружение-3 457-мм торпедных аппарата

  • В 1914 году с кораблей демонтировали шесть 75-мм казематных орудий, механические прачечные и сушилки для размещения на их месте установок охлаждения погребов боезапаса.
  • В 1915 году для борьбы с минами в носовой части установлены фор-тралы, в конструкцию для постановки сетевого заграждения ввели автоматическое управление гитовым устройством по способу англичанина А. Кэмпа, из боекомплекта исключены торпеды и сданы в порт. Демонтированы оставшиеся 75-мм орудия, по углам спардека установлены 75-мм орудия системы Канэ на станках с углом возвышения 51°.
  • В 1916 году вместо 75-мм орудий на спардеке установлены два 40-мм атоматических зенитных орудия QF 2-pounder pom-pom Mk II. На башнях главного калибра установлено по одному 63,3-мм зенитному орудию образца 1916 года.

Броненосцы имели низкобортный силуэт с традиционным таранно-бивневым форштевнем и полубаком, две легкие мачты, три дымовых трубы. Продолжением полубака служила протяженная двухъярусная надстройка, которая, вместе с полубаком, составляла до 80% длины корабля. Заметным отличием от своего прототипа являлось отсутствие высоких и широких вентиляционных раструбов. В подводной части корпуса, ниже ватерлинии, проходили скуловые кили. Корабль имел навесную палубу полубака (спардек), верхнюю, жилую и нижнюю (броневую) палубы и платформы. Двойное дно высотой 1 м. делилось флорами на независимые отсеки . Непотопляемость корабля обеспечивалась делением корпуса на 10 основных отсеков поперечными водонепроницаемыми переборками доходившими до верхней палубы. На расстоянии 1,7 м от бортов проходили две бортовых продольных переборки, являющиеся дополнительной противоминной защитой корабля. В районе котельных и машинного отсеков, по диаметральной плоскости, проходила продольная переборка из профилированных (в виде коробки) листов .

Система броневой защиты корабля состояла из двух вертикальных броневых поясов, броневых палуб, орудийных казематов, башен главного калибра и боевых рубок. Для бронирования бортов, орудийных башен, боевых рубок, труб подачи боезапаса применялись цементированные броневые плиты, на крыши рубок и башен шла маломагнитная, а на палубы и скосы — хромоникелевая броневая сталь. Главный броневой пояс, опускался ниже ватерлинии на 1,22 метра и доходил по высоте до нижней палубы. Его плиты в средней части корпуса имели толщину 229 мм, уменьшаясь в районе носовой и кормовой башен главного калибра до 203 мм. Далее в нос и в корму толщина плит составляла 178 мм, на этом уровне от борта к борту проходили 178-мм броневые траверзы. От траверзов к оконечностям толщина плит уменьшалась: в нос от 178 до 76,2 мм и в корму от 178 до 50,8 мм. В оконечностях броневые плиты одного борта соединялись с плитами другого.

Плиты толщиной 152 мм верхнего броневого пояса перекрывали борт по высоте от нижней до верхней палубы. Пояс замыкался 152-мм броневыми траверзами, в районе носовой и кормовой башен главного калибра. Нижний каземат 152-мм орудий по бортам имел броневые плиты толщиной 127 мм. Для защиты казематов от продольного огня устанавливались 127-мм броневые траверзные плиты. Внутренняя броневая выгородка каземата толщиной 38,1 мм разделяла орудия правого и левого борта, между орудиями находились поперечные перегородки такой же толщины. Верхний каземат 203-мм и 75-мм орудий, в спардеке, по бортам имел толщину броневых листов 76,2 мм в районе второй и третьей дымовых труб, уменьшаясь к корме до 25,4 мм и увеличиваясь к носу до 127 мм.Основой горизонтальной броневой защиты служила нижняя (карапасная) палуба. Ее горизонтальная часть между броневыми траверзами покрывалась палубными броневыми листами толщиной 35 мм, а в оконечностях, от траверзов до фор- и ахтерштевней, толщина палубы равнялась 60,3 мм. К бортам броневая (жилая) палуба имела скосы, на всем ее протяжении, из броневых листов толщиной 47,6-мм между траверзами и далее к оконечностям — 76,2 мм. Поверх верхнего каземата, на палубе спардека, укладывались броневые плиты толщиной 25,4 мм, которые закрывались сверху сосновыми досками.Боевые, командирская и кормовая, рубки защищались 203-мм вертикальной броней, трубы под ними имели толщину брони 102 мм, а крыши рубок — 76,2 мм. Башенные установки главного калибра защищались по периметру вертикальными броневыми плитами толщиной 254 мм, а сверху толщиной в 50,8 мм. Элеваторы защищались 38-мм броневыми листами.

Евстафий_во_время_ходовых_испытаний_в_1910_г
Евстафий_во_время_ходовых_испытаний_в_1910_г

Главная энергетическая установка - двухвальная с двумя паровыми машинами трехцилиндровыми вертикальными тройного расширения производства «Общества судостроительных, механических и литейных заводов в Николаеве» мощностью по 5300 индикаторных л.с. каждая . Пар вырабатывался 22 водотрубными паровыми котлами системы Бельвиля. Полный запас топлива позволял броненосцу пройти около 2100 миль при скорости хода в 10 узлов и 1300 миль при полной скорости в 16 узлов. «Иоанн Златоуст» при водоизмещении 12855 т и мощности энергетической установки 10623,1 л.с. показал на испытаниях среднюю скорость а 16,2 узла. «Евстафий» на мерной миле развил среднюю скорость 16,1 узла, при мощности машин 10808,4 л.с.

Штатная комплектация экипажа составляла 928 человек включая 31 офицера. Адмиральские помещения размещались в задней части верхнего яруса надстройки. На этом же ярусе находились каюты офицеров. В нижнем ярусе надстройки располагались корабельная мастерская, кубрики экипажа, камбуз команды, корабельная церковь. На жилой палубе располагались: кают-компания офицеров, офицерский буфет, офицерский камбуз, прачечные, баня, перевязочный пункт, лазарет, буфет кондукторов, каюта боцманов, каюты кондукторов, кают-компания кондукторов. На нижней (броневой) палубе располагались: помещения провизии, винный погреб, шкиперская.

203 мм пушка
203 мм пушка
-10
305-мм орудия Обуховского завода образца 1895 года
305-мм орудия Обуховского завода образца 1895 года

В состав артиллерии главного калибра входили четыре 305-мм орудия Обуховского завода образца 1895 года с длиной ствола 40 калибров. Орудие стальное, нарезное, с гидравлическим приводом замка и поршневым затвором. Орудия размещались попарно в двух поворотных башнях в носовой и кормовой части. Башня была спроектирована и изготовлена Металлическим заводом в форме эллипса с электрическими приводами наводки, заряжания и подачи боезапаса.Их отличала повышенная скорострельность, время заряжания было доведено до 30 сек. Время поворота башенной установки на 180° составляло 1 мин при крене 8°, а сектор обстрела по горизонтали равнялся 270°. Угол максимального возвышения орудий доходил до +35°, а максимальная дальность стрельбы около 20 км при начальной скорости снаряда 792 м/с.В боезапас орудий входили входили бронебойные и фугасные снаряды образца 1911 года, а также картечные и сегментные снаряды из расчета 75 выстрелов на ствол. Вес снарядов по 331,7 кг, вес метательного заряда к ним — 125 кг бездымного пороха.

Побортно в носовой и кормовой части верхнего каземата размещалось четыре 203-мм орудия Обуховского завода образца 1905 года с длиной ствола 50 калибров. Орудие стальное, нарезное, с поршневым затвором разработки фирмы Vickers. Оно размещалось на станке Металлического завода ,все действия на орудийной установке по наводке на цель и картузному заряжанию производились вручную. Скорость вертикальной наводки 1,5 град/сек, горизонтальной — 2 град/сек, скорострельность до 4 выстрелов в минуту. Носовые и кормовые установки имели сектор обстрела 120°, углы вертикальной наводки в пределах от -5° до +20°. Максимальная дальность стрельбы 14450 м при начальной скорости снаряда 807,7 м/с. В боекомплект 203-мм орудий входили полуброне­бойные снаряды образца 1907 года весом 112,2 кг и фугасные обр. 1907 года весом 112,2 кг. По бортам верхнего каземата между 203-мм орудиями размещалось по шесть 152-мм орудий системы Канэ образца 1892 года с длиной ствола 45 калибров. Орудия производства Обуховского завода стальные, нарезные, с поршневым затвором размещались на станке Канэ ,вертикальное и горизонтальное наведение вручную со скоростью 3 и 5 град/сек соответственно. Каждое орудие имело сектор обстрела 100° и угол вертикальной наводки в пределах от -6° до +20°. Заряжание орудий раздельное, скорострельность до 7 выстрелов в минуту, максимальная дальность стрельбы 11520 м при начальной скорости снаряда 792,5 м/с. В состав боекомплекта входили фугасные снаряды образца 1907 года весом 41,46 кг. Из четырнадцати 75-мм орудий системы Канэ образца 1892 года с длиной ствола 50 калибров восемь располагались побортно в верхнем каземате, четыре — на спардеке и два — в носовой части под полубаком. Орудия производства Обуховского завода стальные, нарезные, с поршневыми затворами, заряжание унитарное. Орудия комплектовались броневым щитом толщиной 12,7 мм. Угол вертикальной наводки составлял от -10° до +20°. Остальные десять орудий размещались на бортовых станках Сектор стрельбы, допускаемый портом корабля, не более 100°. Угол вертикальной наводки составлял от -10° до +25°. При скорострельности до 15 выстрелов в минуту и начальной скорости снаряда 823 м/с максимальная дальность стрельбы орудий составляла 8418 м. В боезапас из расчета 125 выстрелов на ствол входили: броне­бойные снаряды весом 4,9 кг ; фугасные снаряды обр. 1907 г, весом 4,91 кг и снаряды с пулевой шрапнелью весом 4,91 кг . Подача боеприпасов осуществлялась вручную.На мостике корабля побортно размещались четыре 10,67-мм станковых пулемета Максим образца 1889 года. Режим огня только автоматический, питание ленточное, скорострельность около 500 выстрелов/мин с возможностью регулировки, прицельная дальность стрельбы 1500 м. В боезапас пулеметов входили унитарные патроны Бердана в матерчатых лентах по 333 патрона. Пулеметы имели систему ручного управления с оптическим прицелом.

-12

Евстафий_в_Севастополе,_май_1911_года
Евстафий_в_Севастополе,_май_1911_года

Первоначально по проекту предполагалось установить на корабли три 450-мм подводных торпедных аппарата, но в процессе постройки принято решение отказаться от носового, а предусмотренные для него отверстия в форштевне заглушили. Два оставшихся бортовых однотрубных, неподвижных аппарата были установлены в бортовых отсеках . В боезапас входили четыре 450-мм торпеды Whitehead образца 1907 года. Торпеды имели вес боевой части в 90 кг при весе самой торпеды 641 кг. Скорость хода торпеды составляла 27, 34 и 40 узлов, а дальность действия 2 км, 1 км и 600 метров, соответственно.

Для управления ар­тиллерийской стрельбой главного и вспомогательного калибров на корабли была установлена система приборов управления стрельбой (ПУС) завода «Н.К.Гейслер и К°». В систему входили две сдвоенные зрительные трубы с 10-кратным увеличением и углом зрения 4° (визиры центральной наводки и целеуказания), расположенные побортно. Три стереоскопических дальномера системы Барр и Струд, ,приборы для передачи и принимающие приборы прицела и целика, линии электриче­ской синхронной передачи. Имея данные о девиации, типе цели, угле места цели и расстояния до нее, старший артиллерийский офицер, используя таблицы стрельбы производил необходимые вычисления и рассчитывал необходимые поправки упреждений по вертикальному и горизонтальному наведению. Выбирал тип артустановки или орудия и род снарядов необходимых для поражения, после чего передавал данные для наведения к орудиям. При получении необходимых данных наводчики выбранных орудий устанавливали на них заданные углы и производили заряжание выбранным типом боеприпаса. Находившийся в боевой рубке старший артиллерийский офицер в момент, когда кренометр показывал «0», выставлял рукоятку прибора-указателя стрельбы в сектор соответствующий выбранному режиму огня «Дробь», «Атака» или «Короткая тревога» в соответствии с которым открывали огонь.

Для защиты от торпедных атак на стоянке, корабль был оборудован противоторпедными сетями. Вся система состояла из 22 наклонных поворотных шестов, такелажа к ним и сетей с приспособлениями для крепления их у борта. Шесты заграждения длиной своими штырами вращались в башмаках, прикрепленных к борту. Ноки всех шестов между собой соединялись леерами из стального троса. В походном положении система находилась в собраном состоянии с шестами притянутыми назад к бортам и свернутыми сетевыми полотнищами. На стоянке, во время постановки шесты заграждения отваливались одновременно с сетями, становясь горизонтально и перпендикулярно борту, после чего сети распускались.

Проект_противоминных_сетей_на_ЛК_типа_Иоанн_Златоуст
Проект_противоминных_сетей_на_ЛК_типа_Иоанн_Златоуст

На корабли устанавливались по две радиостанции системы Телефункен образца 1909 года мощностью 2 кВт и 0,2 кВт и дальностью действия 250 миль. В состав боевого освещения входили четыре прожектора диаметром 90 см. Внутрикорабельная связь обеспечивалась переговорными трубами, звонковой сигнализацией и 72 телефонами производства завода Гейслера.

-15
-16
-17

Броненосцы до вступления в строй черноморских дредноутов стали самыми современными и мощными кораблями Черноморского флота. 11 августа 1911 года «Евстафий» вместе с линейными кораблями «Пантелеймон»(бывший «Князь Потемкин-Таврический » ), «Иоанн Златоуст», «Три Святителя» и «Ростислав» образовал бригаду линкоров Чёрного моря. В начале первой мировой войны  «Евстафий» — флагман черноморского флота.

-19

Вместе с другими кораблями в первую мировую войну броненосцы участвовали в обстрелах побережья и портов Зунгулдак, Килимли, Козлу и Варна, в операциях на коммуникациях противника,прикрывали воинские перевозки и минно-заградительные действия сил флота.

-21

Броненосцы имели три боестолкновения с германо-турецким "Гебеном".Несмотря на разницу в поколениях и отставание в скорости,они являлись основным противовесом эскадры адмирала Сушона до вступления в строй дредноутов.Самым ярким эпизодом в боевой биографии стал бой у мыса Сарыч,где 5 ноября 1914 года, вблизи Ялты, ударная эскадра Черноморского флота во главе с «Евстафием» (пять линкоров, три крейсера и минная бригада) неожиданно встретилась с германским линейным крейсером «Гебен» в сопровождении легкого крейсера «Бреслау».

-22

Огневой контакт продолжался менее 15-ти минут на дистанции от 7-ми до 5-ти км. В ходе перестрелки «Евстафий» выпустил шестнадцать 305-мм снарядов, три из которых поразили «Гебен» и вызвали пожар на немецком крейсере (по другим данным, «Гебен» получил лишь одно попадание ) . «Гебен» выпустил по «Евстафию» девятнадцать 280-мм снарядов, добившись четырёх попаданий (4 офицера и 29 матросов были убиты и 1 офицер и 24 матроса — ранены)

Евстафий_повреждения,_полученные_в_бою_у_мыса_Сарыч,_5_(18)_ноября_1914_года
Евстафий_повреждения,_полученные_в_бою_у_мыса_Сарыч,_5_(18)_ноября_1914_года

Управляющий огнём бригады старший артиллерист В. М. Смирнов находившийся на «Иоанне Златоусте» из-за тумана и дыма из труб «Евстафия» не смог правильно определить расстояние до противника. Из-за неверно указанного прицела, снаряды всех линкоров бригады, кроме флагмана, давали большие перелеты. Из-за плохой видимости и слабой организации огня остальные русские линкоры не добились попаданий; воспользовавшись преимуществом в скорости «Гебену» и «Бреслау» удалось уйти .

Подробное описание боя-будет в отдельной статье.

-24

С марта 1918 года находились в Севастополе, где 1 мая 1918 года были захвачен германскими силами, а 24 ноября 1918 года англо-французскими войсками и 22-24 апреля 1919 года по приказу английского командования взорваны машины и башни главного калибра и выведен из строя. В некоторых источниках указывается что в 1921 году «Евстафий» был переименован в «Революцию». После нереализованных планов по восстановлению или использованию кораблей в качестве плавбатарей, в 1922 году сданы Комгосфонду для демонтажа и разделки на металл и 21 ноября 1925 года «Евстафий» исключён из списков РККФ. Станки орудий главного калибра использовались при создании железнодорожных установок ТМ-2-12.

-26

Глобальная проблема русского флота-наличие "луж"-закрытых акваторий Балтики и Черного моря,лишающее возможности активного маневра.Без защиты их оставить нельзя- на Балтику и в Черное море вполне могут наведываться корабле океанских " партнеров",а в случае любого военного или политического повода флоты остаются запертыми. Помнится в царское время пугали Европу черноморско-балтийским каналом... Но его нет.

"Евстафий" с систершипом ,в принципе,свой долг выполнил-никакой свободы в Черном море "Гебен" и до наших дредноутов не получил. Правда и утопить его у бригады линкоров не получилось.Господство на море ЧФ в первую мировую обеспечил. Готов был и проливы взять. Но не судьба.

Сами же проекты черноморских броненосцев отличались весьма низкой скоростью- ориентир только на турецкий флот не способствовал.В остальном-на уровне требований ТВД.

Действия черноморской бригады линкоров по "Гебену" напоминают технологию использования "стандартных" американских линкоров- медленно,но основательно загоняется более быстроходный ,но слабый противник,блокируется,лишается маневра-а при удобном случае уничтожается.

Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-

Линейные крейсеры.

Линейные корабли.

Тяжелые крейсеры.

Броненосцы береговой обороны.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.