Найти тему
Дневники Зеленого края

По Западному БАМу. От Усть-Кута, до северной оконечности Байкала.

Фото Денис Дьяконов.

Этой публикацией мы начинаем цикл наших статей, о путешествиях по Байкало-Амурской магистрали. Минус 25 градусов, пронизывающий ветер. Почти полное отсутствие снега. Таковы осенние контрасты БАМа. Говорят, что это 5 тысяч верст однообразной тайги. Ничего подобного. Разнообразие и величие видов здесь такое, что захватывает дух.

-2

Для путешествия к БАМу мы выбрали время, когда холодные циклоны из Арктики приносят в Сибирь первые большие холода. Из Тайшета выехали сухим осенним днем, а в окрестностях Байкала столбик термометра ухнул сразу на тридцать градусов вниз. От рек, прихваченных резким морозом, валили клубы пара.

-3

-4

Байкало-Амурскую магистраль принято считать детищем позднесоветской эпохи. Тяжелым для освоения и не слишком удачливым братом-близнецом Транссиба. Но обилие грузовых поездов наглядно развеивает это заблуждение. Сегодня дорога работает на пределе своей мощности. И по этой причине, нашей съемочной группе приходилось подолгу пропускать длинные товарные составы.

-5

Встречные поезда почти всегда покрыты толстым слоем инея и частицами льда. Очевидно, что с каждым километром пути, мы нас ждет ещё более холодная и экстремальная погода.

-6

Глядя на эти, казалось бы, безжизненные мари с болотами и сопки за окном, каждая из которых размером с хорошую гору, понимаешь, почему первые изыскатели БАМа не верили в конечный успех. Только на первом отрезке пути от Усть-Кута, до Северобайкальска мы прошли два каскада тоннелей, общей протяженностью более пятнадцати километров.

-7

-8

Лена - одна из одиннадцати крупных сибирских рек, которые пересекает БАМ по пути на Восток. Всего на дороге больше двух тысяч мостов.

-9

У БАМа вообще очень серьезные отношения с реками. При строительстве речные долины использовались путейцами, как естественные проходы, в бесконечных горных системах Восточной Сибири.

-10

Мы знали о море тайги, о мерзлоте и сильных морозах, знали о могучих хребтах, через которые проходит магистраль. Но, честно говоря, и представить себе не могли, что БАМ – дорога, фактически горная, причем почти на всем своем протяжении. Мохнатые сопки за окном меняются заснеженными гривами, а в некотором отдалении все время виднеются вершины, пики которых упираются прямо в облака.

-11

Всего с дорогой соприкасается семь горных систем с долгими перевалами, опоясанными длинными железнодорожными петлями.

-12

Западная часть БАМа, до Байкала, по мнению геологов, проходит в наиболее мягких формах рельефа на протяжении всей трассы. Высотная его часть начнется уже за Байкалом. Дорога там целиком расположена в пределах огромной горной страны. Но сначала нам предстоит долгий путь вдоль северной оконечности Великого озера.

-13

-14

Более трехсот рек наполняет огромную тектоническую чашу Байкала. В это время года их течение ещё способно взламывать лёд, но очевидно, что это уже последние попытки. От сильных морозов, от воды валит обильный пар, создавая удивительные оптические эффекты.

-15

-16

-17

Горы здесь ещё более выразительные, чем в южной части. Картинка, без особой обработки, получается очень строгой и контрастной. Перевалив Байкальский хребет, наш поезд несколько часов идет по самому берегу озера. У нас есть уникальная возможность снимать это великое природное чуда прямо из окна, или с палубы маневрового локомотива.

-18

-19
-20

Мы попали сюда в редкое время затишья между мощными осенними штормами. Некоторые рыбаки решаются выйти в акваторию, хотя даже вид ноябрьской воды вызывает озноб. Но стоит лишь немного проглянуть солнцу, и взгляду открывается картина невероятной мощи.

-21

Будто бы природа специально создала эти удивительные ландшафты, чтобы превратить Байкал в один из самых привлекательных визуальных объектов на Земле.

-22

-23
-24

Ставьте палец вверх, если вам понравилась наша короткая зарисовка из бамовского путешествия. Подписывайтесь на наш канал. Продолжение следует.

-25