Фото Денис Дьяконов.
Этой публикацией мы начинаем цикл наших статей, о путешествиях по Байкало-Амурской магистрали. Минус 25 градусов, пронизывающий ветер. Почти полное отсутствие снега. Таковы осенние контрасты БАМа. Говорят, что это 5 тысяч верст однообразной тайги. Ничего подобного. Разнообразие и величие видов здесь такое, что захватывает дух.
Для путешествия к БАМу мы выбрали время, когда холодные циклоны из Арктики приносят в Сибирь первые большие холода. Из Тайшета выехали сухим осенним днем, а в окрестностях Байкала столбик термометра ухнул сразу на тридцать градусов вниз. От рек, прихваченных резким морозом, валили клубы пара.
Байкало-Амурскую магистраль принято считать детищем позднесоветской эпохи. Тяжелым для освоения и не слишком удачливым братом-близнецом Транссиба. Но обилие грузовых поездов наглядно развеивает это заблуждение. Сегодня дорога работает на пределе своей мощности. И по этой причине, нашей съемочной группе приходилось подолгу пропускать длинные товарные составы.
Встречные поезда почти всегда покрыты толстым слоем инея и частицами льда. Очевидно, что с каждым километром пути, мы нас ждет ещё более холодная и экстремальная погода.
Глядя на эти, казалось бы, безжизненные мари с болотами и сопки за окном, каждая из которых размером с хорошую гору, понимаешь, почему первые изыскатели БАМа не верили в конечный успех. Только на первом отрезке пути от Усть-Кута, до Северобайкальска мы прошли два каскада тоннелей, общей протяженностью более пятнадцати километров.
Лена - одна из одиннадцати крупных сибирских рек, которые пересекает БАМ по пути на Восток. Всего на дороге больше двух тысяч мостов.
У БАМа вообще очень серьезные отношения с реками. При строительстве речные долины использовались путейцами, как естественные проходы, в бесконечных горных системах Восточной Сибири.
Мы знали о море тайги, о мерзлоте и сильных морозах, знали о могучих хребтах, через которые проходит магистраль. Но, честно говоря, и представить себе не могли, что БАМ – дорога, фактически горная, причем почти на всем своем протяжении. Мохнатые сопки за окном меняются заснеженными гривами, а в некотором отдалении все время виднеются вершины, пики которых упираются прямо в облака.
Всего с дорогой соприкасается семь горных систем с долгими перевалами, опоясанными длинными железнодорожными петлями.
Западная часть БАМа, до Байкала, по мнению геологов, проходит в наиболее мягких формах рельефа на протяжении всей трассы. Высотная его часть начнется уже за Байкалом. Дорога там целиком расположена в пределах огромной горной страны. Но сначала нам предстоит долгий путь вдоль северной оконечности Великого озера.
Более трехсот рек наполняет огромную тектоническую чашу Байкала. В это время года их течение ещё способно взламывать лёд, но очевидно, что это уже последние попытки. От сильных морозов, от воды валит обильный пар, создавая удивительные оптические эффекты.
Горы здесь ещё более выразительные, чем в южной части. Картинка, без особой обработки, получается очень строгой и контрастной. Перевалив Байкальский хребет, наш поезд несколько часов идет по самому берегу озера. У нас есть уникальная возможность снимать это великое природное чуда прямо из окна, или с палубы маневрового локомотива.
Мы попали сюда в редкое время затишья между мощными осенними штормами. Некоторые рыбаки решаются выйти в акваторию, хотя даже вид ноябрьской воды вызывает озноб. Но стоит лишь немного проглянуть солнцу, и взгляду открывается картина невероятной мощи.
Будто бы природа специально создала эти удивительные ландшафты, чтобы превратить Байкал в один из самых привлекательных визуальных объектов на Земле.
Ставьте палец вверх, если вам понравилась наша короткая зарисовка из бамовского путешествия. Подписывайтесь на наш канал. Продолжение следует.