Найти в Дзене
Пропавшие в Дзене

«О времена! О музыка!». Разбираем спорные вопросы о классике, поп-музыке и роли рэпа в современном мире

Оглавление
Канал «Пропавшие в Дзене»
Канал «Пропавшие в Дзене»

Зачем слушать классическую музыку? В какое время была самая "плохая" музыка? Что такое рэп? И куда вообще катится мир? Автор канала «Классическая музыка» Денис Сергеевич попробует дать нам ответы на эти вопросы.

Зеркало времени

В каком возрасте Вы начали слушать классику? И когда и почему начали писать про неё?

Классическую музыку я начал слушать лет с 14. Произошло это совершенно случайно, а именно с прослушивания Первого фортепианного концерта Чайковского. Это стало поворотным моментом в моей жизни. В отличие от многих ценителей классической музыки, я не посещал музыкальной школы и в семье классику не слушали.

А вот более осмысленно я подошел к ней несколько позже, наверное, годам к 20. До этого я изучал историю поп-музыки и слушал сотни популярных произведений начиная с 20-х годов XX века. Однажды этот жанр мне наскучил и я стал искать более сложные и масштабные формы, которых было достаточно в классической музыке.

Кстати лет с 18 я начал вести сообщество про классическую музыку на сайте ВКонтакте. Занимался формированием аудио-архива сообщества, составлял плейлисты и делал посты. Загрузил в группу около 30 тыс. произведений, многие из которых сам прослушивал, дабы рассказать о них подписчикам. В какой-то степени я стал заниматься этим профессионально. За годы мой работы, сообщество выросло до 600 тыс. подписчиков и стало крупнейшим не только на сайте ВК, но и во всей России.

К сожалению, в 2018 году группу у меня украли, и администрация ВКонтакте никак не могла или не хотела посодействовать справедливости. Но накопленные за годы опыт и знания остались при мне, поэтому я продолжил заниматься популяризацией классики на других площадках. В том числе и в Яндекс.Дзене. Учитывая, что формат соцсетей несколько изменился и составлять классические плейлисты стало уже не так модно, я начал делиться своим видением музыки в текстовом формате. Поэтому, если быть точным, писать какие-то более-менее цельные статьи я стал в начале 2018 года.

А какая аудитория у канала? Много ли молодежи?

К сожалению, не знаю какой возраст у моей аудитории в Дзене. Вероятно, это можно где-то посмотреть, но я данным вопросом не озадачивался. Классическая музыка, во-первых, интернациональная, во-вторых, находит отклики у людей совершенно разного возраста. Учитывая свой опыт по работе ВКонтакте, могу предположить, что средний возраст где-то 25-35 лет. Самая активная же аудитория, т.е. те, кто пишут комментарии – в основном люди молодые, где-то до 25 лет. Но костяк аудитории (читающие, но не комментирующие) все-таки взрослее.

Обратная сторона медали – это старшее поколение. Взрослые люди (как правило женщины) регулярно комментируют, но, как правило, в отрицательном формате. Что-то им не нравится, с чем-то они не согласны или просто указывают на какие-то описки и грамматические ошибки, которые, к сожалению, случаются. Пишу я статьи в свободное время, которого не так много, а корректора или редактора под рукой нет. Часто пропускаю досадные мелочи.

Прививка от плохого

Как привить интерес к классике у детей и с какого возраста это лучше делать?

Очень популярный вопрос. Часто мне его задают. Я считаю, что никому ничего прививать не надо, особенно детям. Если в детстве нам делают прививки от вирусов, то оберегают от чего-то плохого. Классическая музыка – вещь хорошая, и люди сами к этому придут, пускай не в детстве, а в юности, а если не в юности, то в старости. Даже если этого не произойдет – ничего страшного. Если все-таки хочется какого-то ответа на этот вопрос, то советую просто посещать с детьми непродолжительные концерты классической музыки (важно не утомить ребенка) или просто дома периодически слушать что-нибудь из того, что мы зовем музыкальными шедеврами. Естественно, можно записать ребенка в музыкальную школу.

А если классика вообще никак не нравится, то это очень плохо?

Абсолютно ничего плохого в этом нет. Многие убеждены, что знание классической музыки – это один из базисов культурного человека. Нет, это просто музыка. Она может нравится, а может нет. Другой вопрос, что очень сложно понять действительно ли она для тебя. Порог вхождения в этот жанр довольно высокий. Например, мне пришлось прослушать около сотни пластинок с разной джазовой музыкой, чтобы понять, что джаз мне не нравится совсем.

Да и классическую музыку именно полюбить у меня получилось не сразу. Я не верю в так называемую любовь с первого взгляда, чаще всего она обманчива и быстро надоедает. К настоящим чувствам ты приходишь со временем. Также и в музыке. Вспомните какую-нибудь мелодию, которая вас зацепила с первых нот, и вы потом неделю слушали ее на повторе. Так вот где она сейчас? По-настоящему ценные вещи могут казаться сперва неказистыми или сложными, но когда ты им откроешься, они будут с тобой навсегда.

А вот Бах, Вивальди, Чайковский и д.р., в своё время насколько были популярны? Они были в трендах или были более популярные музыканты?

Например, сыновья И. С. Баха были популярнее своего отца. А произведения Вивальди вообще обрели бум популярности лишь в XX веке. Во времена Вивальди и Баха музыка все-таки писалась для церкви и аристократии, популярности, в современном значении слова, у них не было. Но они были при деле и в определенных кругах, конечно, имели известность.

Просто их музыку не играли в барах, и она не звучала в приемниках автомобилей. Думаю, по понятным причинам:) А вот Чайковский был очень известным и почитаемым в интеллигентских кругах композитором, но он и жил совсем в другое время. Вряд ли слово тренд можно применить к ним. Хотя по косвенным признакам, конечно, они были в трендах, так как писали музыку, востребованную для своего времени.

Классическая музыка в современной обработке, это скорее хорошо или не очень?

С одной стороны, музыканту разрешено заниматься творчеством так, как он хочет. Для творца обработка классической музыки, наверное, оказывает положительное влияние. Другое дело, что такая музыка до слушателя доходит в виде суррогата и теряет свое первоначальное свойство. Превращается в какую-то очень конъюнктурную вещь. Слушать классику в обработке – это примерно как смотреть фильмы Бергмана в юмористических переводах Гоблина. Плохого в современных обработках я ничего не вижу, но и хорошего тоже. Это никак не обогащает музыкальную культуру.

Иллюстрация: wallhere.com
Иллюстрация: wallhere.com

Классика vs Поп-музыка

Музыка как душа времени... Вот если судить по современной и популярной музыке, то времена сейчас не очень. А вот когда была самая плохая музыка?

Этот вопрос очень сложный. Постараюсь ответить.

Самые большие пертурбации в музыке произошли в XX веке. Там академическая музыка повернулась на 180 градусов, появилась популярная музыка, звукозаписывающие компании обрели власть над музыкантами. Музыкальную повестку стала формировать скорее публика, а не музыканты.

Очень важно провести черту между классической музыкой (в широком значении термина) и популярной. У двух этих направлений абсолютно разные фундаментальные задачи. Если классическая музыка до XX века была озадачена вопросами восхваления Бога и человека, то в XX веке, как мы знаем, «Бог умер», поэтому сверхзадача композиторов-модернистов заключалась в поиске или убийстве Бога.

Популярная же музыка – это явление социальное. Например, рэп с точки зрения социальной повестки очень важен, он заменяет молитву и точно также построен на тех же повторениях. Если раньше все повторения строились на фундаменте, скажем, святой троицы, то сегодня это – родной район (край, страна), мать/девушка и традиционные атрибуты текста - pussy, money, weed. В рэпе, как собственно и в молитве, важно не что поется (читается), а как.

Время изменилось, пришли новые ценности. Поэтому при повторении одного и того же, сверхзадача исполнителя добиться индивидуального стиля. Рэп стал для нас проводником в новую религию непрекращающегося спектакля. Но глобально, сегодняшняя рэп-музыка такая же текстомузыкальная, как какие-нибудь примитивные средневековые мадригалы. Но ведь именно из них развилась музыка до тех масштабов, которые мы зовем классикой.

Академическая музыка в ХХ веке в попытках выработать новый звук перестала быть музыкой в традиционном понимании. Она стала манифестом, философией, математикой, но никак не гармоничным сочетанием звуков. Особенность ее как раз в том, что даже в дисгармонии, т.е. хаосе, рождался порядок. В своих поисках авторы находили какую-то точку опоры. В итоге, музыка превратилась в шум, а в шуме родилась тишина.

Знаете, в истории все циклично. Вот и музыка закольцевалась, вернулась к своей первооснове. Сегодня мы на этапе зарождения нового музыкального цикла, просто сейчас мы наблюдаем начальный, примитивный уровень. Мы находимся на уровне древних там-тамов у костра, только огонь мы заменили радиоприемником, телевизором и интернетом. Допустим, что современная музыка, ее звук, – это просто младенец в масштабах времени, и через сотню другую лет она обретет свою зрелую форму. 

Возвращаясь к самому вопросу, могу сказать, что плохой музыки нет, поэтому сказать на каком этапе она самая хорошая или самая плохая нельзя. Музыка – это зеркало времени. Это чья-то рассказанная история. Например, многие не любят модернистов XX века. А теперь вспомните, что двадцатое столетие – это время революций и мировых войн. Вот мы и получили звук, в котором «Бог умер».

Тернистый путь классической музыки

Вот ваша тематика сама по себе не очень популярна, но даже в Телеграме большая аудитория. А вы рассчитывали, что столько людей будет не просто слушать, а ещё и читать про классическую музыку?

Да, люди читают про классическую музыку, и всегда в общем-то хотели знать о ней несколько больше. Поэтому у меня не было сомнений, что про это будут читать. Другое дело, что тематика не очень популярна. Действительно скорее всего почитают статью с названием "Кассир бросил палкой колбасы в покупателя" или "Как прожить год на 10 рублей", чем "Великие симфонии".

Но в целом Дзен меня радует. Тут я нахожу нужную мне аудиторию. Во-первых, алгоритмы более-менее делают свою работу, во-вторых, мои материалы индексируются в гугле и всегда кто-нибудь при поиске какой-то информации, наткнется на мой канал в Дзене.

А сами ленту Дзена листаете? Может читаете каких-то авторов?

Да, ленту дзена я листаю, но исключительно в дороге. Я, так скажем, в ней залипаю, да и попадается в основном всякая ерунда. К сожалению, условия для создания какого-то серьезного контента в дзене не очень. Например, их алгоритмы требуют не менее трех публикаций в неделю. Какой-то большой и хороший материал невозможно выдавать по такому графику. Поэтому лента превращается в массу одинаковых переписанных истин, или вовсе кликбейта, где ноль содержания.

Вот в Яндекс.Дзене, например, нет аудио-формата, в отличие от тех же ВК и Телеграма. А чего ещё тут не хватает?

Да, аудиоформата лично мне не хватает. Если бы можно было сделать статью-плейлист, то я бы многим мог поделиться. В остальном нахожу Дзен очень интересной площадкой на которой удобно работать. Вряд ли, кроме встраивания музыкальных треков, мне еще чего-то не хватает.

Можете ответить, насколько канал в Яндекс.Дзене оправдывает ожидания?

Не могу сказать, что площадка Яндекса не оправдала моих ожиданий. Напротив, много приятных моментов, каких не было ни ВК, ни в телеграме. А на миллионы прочитываний я и не рассчитывал. Я прекрасно знаю, что такое ведение блога про классическую музыку, и как тернисты пути к заинтересованной аудитории.